Главная страница

 

Карта сайта

 

Список конгрессов, семинаров, конференций

 

 

РОССИЙСКОЕ                                                      RUSSIAN

ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО                     PHILOSOPHICAL SOCIETY

 

г. Москва, ул. Гончарная, дом 12, строение 1, к. 128  

E-mail: rphs@iph.ras.ru                                                             E-mail: : rphs@iph.ras.ru

Website: www.globalistika.ru                                                         Website: www.globalistika.ru

 

 

 

Хроника VII Российского философского конгресса

 

 

6-10 октября 2015 г. в г. Уфа состоялся
V
II Российский философский конгресс

«ФИЛОСОФИЯ. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.
ВОСТОК И ЗАПАД – ДИАЛОГ МИРОВОЗЗРЕНИЙ»

Организаторы:

Российское философское общество,
Администрация Президента Республики Башкортостан,
Башкирский государственный университет,
Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ.
Институт философии РАН

Адрес официального сайта конгресса:
http://rfk2015.bashedu.ru/

 

 

На этой неделе Уфа станет философской столицей России Читать полностью:

 

Уфа может принять Всемирный философский конгресс 2023 года Читать полностью:

 

Рустэм Хамитов: «Философ – это «садовник цивилизации» Читать полностью

 

Интервью А.Н. Чумакова телеканалу «Вести»

 

 

 

 

 

Вице-президент Российского философского общества  Александр Чумаков провел в Башгосуниверситете лекцию на тему «Глобализация как основная тема глобалистики». В основной тезис своего доклада он выделил следующее: «Глобалистика -  принципиально новая междисциплинарная область научного знания, образуемая на стыке естественных, технических и гуманитарных наук, а также совокупность практических действий, ориентированных на анализ и разрешение противоречий общечеловеческого характера. В отличие от абсолютного большинства естественных и гуманитарных наук, она явилась результатом не дифференциации, а интеграции научного знания».

В своем выступлении Александр Николаевич дал определения глобализации и глобалистики, рассказал об их интерпретациях и оценках, этапах развития и прикладных аспектах.  «Глобалистика - это новая тема в философии, - отметил ученый – никогда еще эта наука таких мощных пластов не поднимала».

В рамках своего выступления, Александр Чумаков также представил новый выпуск журнала «Век глобализации» и представил ряд своих научных трудов.

После насыщенного и увлекательного рассказа, лектор ответил на вопросы слушателей. Он постарался дать объективные ответы и затронул самые разные аспекты приложения заявленной темы.

 

 

 

 

http://resbash.ru/foto/2015/10/8153.jpg

 

Уфа примерит мантию философа

Каким будет человечество в следующем тысячелетии

Автор: Елена АРЯМНОВА

Интервью А.Н.Чумакова в газете «Республика Башкортостан».

 

Российский философский конгресс «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад — диалог мировоззрений» пройдет в Уфе с 6 по 10 октября. В столицу республики съедутся ученые из Казахстана, Китая, Турции, Кыргызстана, Таджикистана, Ирана, Израиля, Узбекистана, Азербайджана, Испании, Болгарии, Бельгии, Украины. О чем пойдет речь на конгрессе? Свое видение проблем излагает первый вице-президент Российского философского общества (РФО) Александр Николаевич Чумаков.

 

Досье


Александр Николаевич Чумаков, доктор философских наук, зав. кафедрой «Философия» Финансового университета при правительстве РФ, первый вице-президент РФО.

 

— Будет ли в Уфе затронута одна из наиболее актуальных тем — о месте России в мире?


— Проблема установления конструктивного диалога в международных отношениях сегодня становится важнейшей, поскольку современный мир буквально соткан из противоречий, которые решаются зачастую с позиции силы. Такое положение дел, в особенности с участием стран, обладающих ядерным оружием, чревато самыми серьезными последствиями для всего человечества. В этой связи Россия, являющаяся важнейшим структурным элементом мировой общественной системы, оказывается в центре событий уже в силу своего особого геополитического положения и значительного военно-технического потенциала, что оборачивается для нее экономическими и политическими санкциями, когда ее интересы сталкиваются с интересами других стран, прежде всего западных. Как избежать прямого столкновения и пагубной конфронтации, как стать на путь конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества? Все это, так или иначе, будет предметом теоретического анализа участников предстоящего конгресса.


— Почему конгресс проходит в Уфе? Вы уже бывали в нашей республике? Какие философские школы считаете перспективными и интересными?


— Выбор Уфы в качестве места проведения седьмого Российского философского конгресса не был случайным. Уже в 1996 году, когда принималось решение о проведении первого такого конгресса в Санкт-Петербурге (1997), мы исходили из того, что излишняя централизация вообще и философии в частности вредна, а потому и конгрессы должны проходить в различных регионах нашей страны. Разумеется, речь идет о наиболее крупных научных, университетских и культурных центрах, где имеются философские факультеты, солидные отделения Российского философского общества (РФО) и хорошие философские традиции. Принимается также во внимание и география, поскольку конгрессы не только дают мощный импульс творческой активности их участникам, приезжающим из различных регионов страны и из-за рубежа, но и оказывают большое влияние на развитие философской мысли тех регионов, где они проводятся, что весьма важно, в особенности когда речь идет о молодежи. В Республике Башкортостан еще с советских времен философская организация была и остается одной из лучших в стране. Я хорошо знаком со многими коллегами из Уфы, где бывал и на конференциях, и в качестве оппонента на защите диссертации, и абсолютно уверен, что большое внимание, которое уделяют предстоящему событию наши коллеги и руководство республики, тот опыт, который республика приобрела, проведя этим летом масштабные международные саммиты ШОС и БРИКС, сделают философский конгресс неординарным событием научной и культурной жизни далеко не только нашей страны.


— Как развивается культурно-цивилизационное взаимодействие стран ШОС и БРИКС сегодня?


— Еще с советских времен мы достаточно активно сотрудничаем по линии научных и философских контактов. В особенности с такими странами, как Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, где есть или организации, или индивидуальные члены РФО. Это относится также к российско-китайским и — отчасти к российско-индийским отношениям. На конгресс в Уфу, как и на предыдущие аналогичные форумы, приедут философы из всех вышеназванных стран. Российские философы также часто выезжают в эти страны на научные мероприятия. А в 2018 г. в Пекине пройдет XXIV Всемирный философский конгресс. Мы уже сейчас планируем поездку большой делегации российских философов, среди которых, несомненно, будут достойно представлены и философы Башкортостана. С Бразилией и Южной Африкой постоянного сотрудничества пока еще нет, если не считать отдельные творческие встречи и контакты во время Всемирных философских конгрессов, но в перспективе мы надеемся на их расширение и активизацию.


С точки зрения цивилизационного развития страны ШОС и БРИКС стоят перед необходимостью решения достаточно схожих задач, важнейшими из которых являются развитие гражданского общества и укрепление демократических форм правления и институтов при сохранении их традиционных ценностей и национальных культур. В этой связи обмен опытом и сотрудничество на основе взаимного уважения обретают особую ценность и значимость.


— Сейчас модно говорить о современных трендах: американизации мирового сообщества, усилении роли Евросоюза. Вы давно изучаете эти феномены. Дайте свой прогноз.


— Это сложная тема, которую не прояснишь в нескольких предложениях. Но если коротко выразить суть современных трендов, то они непосредственно связаны с глобализацией, которая, с одной стороны, делает все страны и народы взаимозависимыми элементами одной большой (глобальной) системы, а с другой — обособляет каждый из этих элементов и обостряет противоречия между ними. В итоге мировое сообщество все больше втягивается в ситуацию противостояния и неопределенности, поскольку каждый субъект международных отношений озабочен в первую очередь своими собственными интересами. Это большая философская проблема, которая еще ждет своих исследователей.


— Какое место занимает Россия в рамках глобализации, и куда мы идем?


— Россия, будучи одним из ключевых субъектов международных отношений, в значительной степени предопределяет общественно-политический климат в глобальном сообществе. Столь важное место в системе ведущих мировых государств она занимает, поскольку обладает мощным ядерным потенциалом и современной боеспособной армией, является высокоразвитой космической державой, располагает самой большой в мире территорией и колоссальными природными ресурсами, наконец, ее научный и культурный потенциал опирается на опыт, школы и традиции многих поколений.


Идем ли мы к лучшему миру, к более безопасному и благополучному будущему? Вовсе не факт. Будущее не предзадано, не предопределено фатально. Оно в значительной степени будет таким, каким сделают его люди. Но сделать они его смогут лучше лишь в том случае, если определят общие цели и будут действовать на основе взаимопонимания. Как это возможно? Что следует предпринять уже сегодня в первую очередь? Именно эти и подобные им вопросы и станут предметом особого интереса философов, которые соберутся в Уфе на свой седьмой философский конгресс.


— Сегодня Уфа предлагает странам ШОС и БРИКС сотрудничество в новом ключе «R2R — от региона к региону», имея в виду контакты между отдельными территориями стран-партнеров. Первый форум «Малый бизнес регионов стран — участниц ШОС и БРИКС» пройдет в конце октября. Как с точки зрения философии это характеризуется? Является ли трендом и будет ли подхвачено другими регионами?


— Как говорят китайцы в таких случаях, «длинная дорога начинается с первого шага». Сейчас трудно дать однозначную оценку, тем более обстоятельный прогноз данной идее, но одно несомненно: мы должны быть нацелены на поиск новых, нестандартных, неординарных решений, и данный шаг, как мне кажется, правильный.


— Глобализация чревата конфликтами, поскольку главы государств должны руководствоваться не только собственными амбициями, но и интересами мирового сообщества. Кто же откажется от суверенитета?! Не грозит ли глобализация новым переделом мира, то есть войной, а значит, тяжелейшей экономической депрессией?


— Сама по себе глобализация так же, как, например, и научно-технический прогресс, не является ни плохой, ни хорошей. Это изначально объективно-исторический процесс, который используется различными субъектами в своих интересах. А поскольку не только интересы, но и возможности их реализации у разных субъектов разные, то и глобализация для одних приносит больше пользы, тогда как для других больше вреда. Иными словами, дело не столько в глобализации, сколько в социально-политическом и экономическом устройстве мирового сообщества, в тех отношениях, которые сложились к настоящему времени в мире.


— Когда Россия и ее национальные регионы будут (и будут ли вообще) готовы поступиться принципами в культурной сфере, например, признать государственным английский или китайский язык?


— То, что в изменяющемся мире необходимо также изменяться адекватно обстоятельствам, вроде бы не требует специального обоснования. Но это вовсе не означает, что обязательно нужно поступаться принципами в той или иной сфере общественной жизни, тем более когда дело касается культурного наследия, традиций и, конечно же, языка, поскольку он является центральным элементом, душой любой национальной культуры. Ну а что касается иностранных языков, в частности английского или китайского, то это уже дело конкретной практики. Можно, конечно, и не учить иностранные языки, но тогда в условиях глобальной взаимозависимости трудно рассчитывать на успешное ведение, например, международного бизнеса или установление и расширение научных связей и творческих контактов. Да и Пушкина не стоит забывать, который на этот счет высказывался вполне однозначно: «Кто не знает иностранного языка, тот не знает и своего собственного».


— Возможно ли в принципе появление единой правовой системы, стирающей юридическую специфику государств?


— Появление единой правовой системы, конечно же, дало бы возможность решить многие современные международные проблемы. И вовсе не факт, что юридические особенности отдельных государств при этом были бы нивелированы. Но главная проблема не в этом, а в том, что правовая система — это составная часть более сложного механизма — государственного аппарата, которого на глобальном уровне не только нет, но и даже принципиальная возможность его создания остается под большим вопросом.


— Каким все же видится межгосударственный аппарат, который смог бы нивелировать разрыв между мировыми лидерами и странами с отсталой экономикой?


— Разговоры и теоретические дискуссии на этот счет, в частности о мировом правительстве, ведутся давно, однако остается нерешенной теоретическая проблема принципиальной важности — существуют ли предельные масштабы общественной системы, за рамками которых общественное управление уже в принципе невозможно? Во всяком случае, в полном смысле этого слова управление общественными системами в масштабах, превышающих границы национальных государств, пока еще нигде не было реализовано. Иными словами, до тех пор, пока данная проблема не перейдет в разряд научных, она и далее будет оставаться предметом философских дискуссий.


— Не считаете ли вы, что глобализация приведет к новой революции?


— Революции периодически случаются, когда в том или ином обществе для этого складываются соответствующие объективные и субъективные предпосылки; при этом разрыв между богатыми и бедными является, как правило, одной из важнейших причин таких социальных потрясений. Глобализация же здесь ни при чем. Это не она увеличивает разрыв между бедными и богатыми (в том числе и между странами), а соответствующая внутренняя и внешняя политика, проводимая отдельными государствами, транснациональными корпорациями и иными субъектами международных отношений, которые преследуют свои сугубо корыстные интересы. Здесь уместно упомянуть так называемых «антиглобалистов». Хотел бы заметить при этом, что они вовсе не выступают против глобализации как таковой. По существу, это протестное движение, направленное на преодоление несправедливых отношений в современном мире; это движение, сторонники которого выступают против диктата богатого меньшинства над бедным большинством, против загрязнения окружающей среды, за сохранение фауны и флоры. Таким образом, чтобы успешно бороться с теми или иными угрозами, в том числе и с революциями, необходимо анализировать эти явления и выявлять их истинную природу. Хотелось бы надеяться, что предстоящий философский конгресс в Уфе будет способствовать решению именно таких задач.

Опубликовано: 02.10.15 (10:52) Республика Башкортостан