На сайт «Диалог XXI век»

Том 3 с тезисами секции (в формате PDF)

Том 1 с тезисами секции (в формате PDF)

 

Расширенный вариант докладов В.В. Мантатова на секциях "Глобализация" и "Социальная философия - 3"

 

КОНФЕРЕНЦИЯ ООН «РИО +20»:

НОВАЯ ПАРАДИГМА ГЛОБАЛЬНОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

В.В.Мантатов

 

20-22 июня 2012 года в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по устойчивому развитию, состоявшаяся через двадцать лет после Конференции ООН  по окружающей среде и развитию (1992). Форум получил название «Рио +20», поскольку был приурочен к 20-ой годовщине «Саммита Земли». Конференция стала масштабным международным событием  начала XXI века, а  общее число участников  составило 45 тысяч человек. В работе форума приняли участие 192 национальные делегации, почти половина из которых была представлена на уровне глав государств и правительств. Российскую делегацию возглавлял Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев.

 

Будущее, которого мы хотим: гуманистический вектор

Конференция «Рио +20» подтвердила политическую приверженность глав государств и правительств, мирового гражданского общества всем принципам деклараций по устойчивому развитию, принятых в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002). Одновременно Конференция «Рио+20» предложила более комплексный и системный подход к проблеме sustainability, определила институциональные рамки устойчивого развития, которые будут способствовать более сбалансированной и эффективной интеграции всех компонентов устойчивого развития (социального, экономического, экологического) на основе целостного подхода на всех уровнях (глобальном, национальном, региональном).

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал «Рио +20» «победой принципа многосторонности», достигнутой в результате многомесячных переговоров. В рамках этого принципа произошло некоторое смещение акцентов: величайшей глобальной задачей современности и необходимой предпосылкой устойчивого развития мира объявлено искоренение нищеты. Сегодня около миллиарда  людей до сих пор живет в условиях крайней нищеты; каждый седьмой житель планеты (14 процентов) страдает хроническим недоеданием. Свыше 1,3 млрд. человек, т.е. 20 процентов мирового народонаселения, лишены возможности пользоваться источниками электроэнергии. «Мы признаем, - говорится в итоговом документе «Рио+20», - что искоренение нищеты, отказ от неустойчивых в пользу устойчивых структур потребления и производства, охрана и рациональное использование базы природных ресурсов экономического и социального развития являются главными задачами и важными предпосылками устойчивого развития».

Конференция «Рио+20» поддержала Глобальную инициативу ООН по обеспечению всеобщего доступа к современным источникам энергии. Принято решение увеличить долю возобновляемых источников энергии в мировом энергопотреблении к 2030 году до 30 %, к 2020 году – до 20%. Генсек ООН Пан Ги Мун объявил: «Зажечь лампочку в каждом доме, но при этом не перегреть планету». Сегодня в мире наблюдается бум альтернативной энергии, особенно в Бразилии и Китае.

Конференция ООН призвала все страны мира коренным образом изменить существующие расточительные (неустойчивые) модели потребления и производства. Она признала необходимость принятия концепции жизненного цикла и дальнейшей разработки и осуществления стратегий, призванных  достичь ресурсосберегающего потребления и производства, а также экологически чистого удаления отходов.

Конференция «Рио+20» инициировала процесс разработки целей комплексного устойчивого развития, охватывающих экономическую, социальную и экологическую составляющие и приняла постановление учредить межправительственный политический форум высокого уровня. Этот форум, в частности, должен обеспечить политическое лидерство и руководство,  вынесение рекомендаций по вопросам устойчивого развития, а также отслеживать и анализировать прогресс в выражении целей устойчивого развития и обязательств по реализации планов действий, принятых на Конференции ООН. 

Конференция «Рио+20» признала необходимость более широких мер оценки человеческого прогресса в дополнение к показателям ВВП, чтобы принимать более взвешенные стратегические решения и в этой связи призвал Статистическое управление ООН разработать новые индикаторы устойчивого развития в процессе консультаций с соответствующими органами системы ООН, в частности, с Группой подготовки Доклада о человеческом развитии. В итоговом документе «Рио +20» сказано: «Мы признаем, что устойчивое развитие ориентировано, прежде всего, на человека, и в этой связи мы выступаем за построение мира на основе принципов справедливости, равноправия и инклюзивности,  и обязуемся совместно работать над обеспечением устойчивого развития и инклюзивного экономического роста, социального развития и охраны окружающей среды,  над достижением тем самым общего блага».

Новая парадигма глобального устойчивого развития, согласно итоговому документу Конференции «Рио +20», предполагает инклюзивный и справедливый экономический рост, создание более широких возможностей повышения базовых стандартов жизни для всех, сокращение неравенства и поощрение социальной справедливости, повышение устойчивости экосистем перед лицом новых вызовов. Главы государств и правительств выразили приверженность созиданию экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нашей планеты, нынешнего и будущего поколений людей. Конференция ООН «Рио+20» сделала акцент на человеческом развитии в гармонии с природой, на равенстве возможностей и социальной справедливости. Иными словами, на Конференции «Рио+20» дана новая, а именно гуманистическая интерпретация устойчивого развития.

 Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию «Будущее, которого мы хотим» подтвердил приверженность глав государств и правительств и представителей гражданского общества построению справедливого и демократического общества, ориентированного на всесторонний прогресс и гармонию с природой. Развивая идеи «Рио +20», мы предлагаем рассматривать концепцию устойчивого развития как ноосферный мобилизационный проект, возвращающий человеческую цивилизацию в гармоничное состояние с природой, и одновременно обеспечивающий Восхождение к более высокому качеству жизни и более высокой ступени творческой эволюции мира. Одним из главных средств и путей такого Восхождения является, согласно итоговому документу «Рио +20», «благое управление» на глобальном уровне, опирающееся на коллективный разум человечества.

Обобщая вышесказанное, можно сказать: Конференция ООН «Рио+20» мобилизовала глобальное движение к глобальным переменам, запустила процесс «Великого перелома» XXI века.

 

Новая парадигма развития: от неолиберализма к экосоциализму

Основной вопрос текущего момента я бы сформулировал словами В.И. Ленина: «Грозящая катастрофа и как с ней бороться?». Экзистенциальный смысл концепции устойчивого развития состоит в том, что она даёт сбалансированный ответ на этот вопрос-вызов. Миру угрожает ряд катастроф: от экологического кризиса до мировой войны. На Конференции «Рио +20» Глава Кубы Рауль Кастро напомнил, что Фидель Кастро 20 лет назад предупредил о возможности исчезновения самого человеческого рода в результате ядерной войны и войны с природой. Рауль Кастро призвал мировое сообщество покончить с ядерным арсеналом, приостановить гонку вооружений. «Вместо повышения военных затрат, - сказал он, - материальные и финансовые ресурсы необходимо направить на предупреждение природных катастроф и климатических изменений, на спасение природы». В унисон Р. Кастро Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил: «Мировым лидерам пришло время действовать, - проявить политическую волю, потому что природа не ждет».

По мнению экспертов ООН, Земля находится на грани катастрофы. Наблюдаемые в настоящее время изменения в земной системе носят беспрецедентный характер в истории человечества. Организация ООН по окружающей среде (ЮНЕП) накануне Саммита опубликовала «Резюме для политиков и лиц, принимающих решения» - доклад «Geo-5 (Глобальная экологическая перспектива)», в котором констатирует полный провал намеченного 20 лет назад плана «экологического развития», из 30 пунктов которого только четыре получили положительную оценку. Доклад констатирует, что глобальное потепление сдержать не удалось, океаны становятся все более кислыми, биологические виды исчезают со скоростью вымирания динозавров, растут отходы и вырубка лесов.

В чем причина такого состояния планеты и есть ли надежда на устойчивое развитие мира? Как остановить нарастающий процесс природной и социальной энтропии, как предотвратить катастрофические явления в природе и обществе? Прежде всего, необходима «революция в ценностях», под которой я имею в виду отказ от неолиберальной идеологии финансово-олигархического капитализма и принятие новой парадигмы развития, ориентированной на гуманистические ценности устойчивого развития и на социалистические преобразования общественного бытия.

Новую парадигму устойчивого развития, выдвинутую на Конференции «Рио+20», можно рассматривать как альтернативу неолиберализму, то есть идеологии мирового капитализма. Вместо стихийно-рыночного развития, она подчеркивает необходимость глобального управления мировыми процессами. Конференция «Рио +20»  выдвигает на первый план требование общего блага, а неолиберализм – свободу личного обогащения. «Рио +20» ставит вопрос о новых (более рациональных, более приемлемых, более устойчивых) моделях производства и потребления; неолиберализм поощряет бездумное потребительство и рыночный фундаментализм, а двигателями экономического роста считает алчность и жадность.

Неолиберальный капитализм готов даже смириться с идеей «зеленой экономики», но лишь в той степени, в какой она будет способствовать увеличению прибыли. Императив устойчивого (допустимого) потребления несовместим с глубинной онтологией современного капитализма, суть которой можно выразить одним термином: «беспредел».

Неолиберализм поощряет идею laissez-faire (попустительства): отсюда – коррупция. Концепция устойчивого развития подчеркивает необходимость разумного регулирования социально-экономических отношений. В частности, Конференция «Рио+20» приоритетной задачей устойчивого развития объявила борьбу с коррупцией и движением незаконных финансовых средств. «Мы преисполнены решимости, - заявили участники  Конференции, - принять неотложные и решительные меры по дальнейшей борьбе с коррупцией во всех ее проявлениях, для чего на всех уровнях  требуются надежные учреждения, и настоятельно призываем все государства, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о ратификации Конференции ООН против коррупции».

В отличие от неолиберализма, исходным принципом которого является неравенство людей и классов, Конференция «Рио +20» подчеркивает «необходимость того, чтобы устойчивое развитие имело инклюзивный характер и чтобы в его центре стоял человек, чтобы плодами развития пользовались все слои населения, включая молодежь и детей, и чтобы в него было вовлечено все общество». Заслуживает всяческого одобрения тот факт, что Президент РФ В.В. Путин поставил главной задачей политики устойчивого развития РФ построение справедливого общества, где были бы выполнены эти требования инклюзивности. 

Как известно, участники Всемирного социального форума, который проходил в бразильском городе Порту-Алегри (24 – 29 января 2012 г.) под эгидой Президента Бразилии Дилмы Руссефф выдвинули лозунг «За устойчивое развитие без капитализма». Они выступили с резкой критикой неолиберальной концепции «зеленой экономики», которая позволяет лишь увеличивать прибыли ТНК. По их мнению, капитализм – это геноцид и экоцид, это расточительное и прожорливое потребительство, это хищническое отношение человеческих существ к Матери – Земле.

Критике капитализма посвятил свое выступление на Конференции «Рио +20» Президент Ирана Ахмадинежад. «Нынешний капиталистический порядок бесчеловечен, - заявил он на Конференции. – Сегодня единственное, что осталось от капиталистической системы, - это убийство, это война». Президент Ирана призвал к созданию нового мирового порядка, основанного на справедливости. Его призыв дружно поддержали главы делегаций латиноамериканских стран.

Ниже приводится отрывок из речи Главы делегации Венесуэлы на Конференции, которая была встречена бурными и продолжительными аплодисментами. «Модель капитализма не является ни устойчивой, ни жизнеспособной. Капиталист – это хищник, который живет за счет человеческой жизни и жизни Матери – Земли. Капитализм – это катастрофа. Хищный капитализм, переодетый в зеленую форму – это форма экологического колониализма. Экологическая парадигма 21 века должна быть гуманистической и диверсифицированной, позволяющая людям выбирать свой путь устойчивого развития. На планете с ограниченными ресурсами нельзя поддерживать безграничное потребление, характерное для стран т.н. «золотого» миллиарда. Вы должны, - заявила глава делегации Венесуэлы, - обращаясь к представителям западных стран, рационализировать потребление и уделять внимание удовлетворению насущных потребностей всех народов мира».

Идею изменения структуры потребления в пользу бедных слоев населения и бедных стран поддержал лауреат Нобелевской премии Джон Салстон. «Иначе неизбежна гуманитарная катастрофа», - сказал он. Лауреаты Нобелевской премии Карло Руббиа, Адольф Перес Эскивель, Рэ Квон Чунг, Винсент Каллаган Теренс, Раджендра Пачаури отстаивали парадигму устойчивого (то есть сбалансированного, умеренного, допустимого) стиля жизни как средства снижения темпов материального потребления и предотвращения глобальной экологической катастрофы. И следует заметить, что современная наука убедительно и доказательно подтвердила, что неограниченный рост потребления несовместим с выживанием человечества.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем выступлении на Конференции «Рио+20» подчеркнул, что старая (то есть ныне господствующая) модель социально-экономического развития пришла в негодность. «Мы ведем себя так, - сказал он, - словно путь к процветанию заключается в том, чтобы бесконечно потреблять и сжигать. Мы должны создать новую модель благополучия для настоящего и будущих поколений людей. Мы должны работать в интересах всех людей, в том числе беднейших слоев населения. Мы достигли определенного прогресса в сокращении масштабов бедности, но нам предстоит много сделать для ликвидации неравенства между странами и внутри стран. Нам следует выработать новую парадигму развития, основанную на устойчивой экономике, достойной и доступной работе, равенстве возможностей для всех». О необходимости новой парадигмы развития говорил также и Председатель Правительства РФ Медведев в своей речи на Конференции «Рио+20».

Население мира увеличится к 2040 году с 7 млрд. до 9 млрд. человек и спрос на ресурсы будет повышаться в геометрической прогрессии. К 2030 году потребность населения в продовольствии увеличится не менее чем на 50 процентов, в  энергии – на 45 процентов, а в водных ресурсах – на 30 процентов, и все это будет происходить в тот момент, когда пороговые показатели состояния окружающей среды налагают новые ограничения на экономический рост. Очевидно, что распространение  ценностей потребительского общества на весь мир неизбежно приведет человечество к глобальной катастрофе. Планета Земля не выдержит 9 миллиардов хищных потребителей: сама природа восстанет против общества потребления. Сверхпотребление не только аморально, но и противоестественно. По мнению делегаций ряда латиноамериканских стран, капиталистический Запад (прежде всего США) много говорит о т.н. «зеленой экономике», но почти ничего не делает для ограничения материального потребления, доходящего до обжорства. Действительно, потребительство как образ жизни – это потеря истинно человеческого начала в человеке, это путь к гуманитарной и экологической катастрофе.

На Конференции «Рио+20» латиноамериканские страны – Бразилия, Венесуэла, Никарагуа, Куба, Боливия и другие – активно продвигали идею экологического социализма (ecosocialism). Представитель Никарагуа противопоставил идеологии «зеленой экономики» знания и мудрость коренных народов Латинской Америки, которые учат людей жить в гармонии с природой. «Мы видим, - сказал он, - растущую любовь и солидарность народов Латинской Америки с Матерью – Землей. Семена любви посадил великий пророк нашего времени Фидель Кастро. Господь послал нам еще Уго Чавеса, великого Лулу, Рафаэля Корреа, всемирного Героя Матери – Земли Эво Моралеса».

Премьер-министр КНР Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) посвятил свое выступление на Конференции обоснованию принципа «всеобщей, но дифференцированной ответственности» за устойчивое будущее планеты Земля. «Международное сообщество должно позволить странам с разными историями, культурами, религиозными верованиями и социальными системами выбирать их собственный путь устойчивого развития» - сказал Вэнь Цзябао. Предложение китайского премьера было поддержано «Группой 77 и Китая».

«Группа Китая и 77» выступила против коммерциализации жизни человека и мира  природы. Она заявила о поддержке политики «зеленой экономики» только в том случае, если она станет механизмом преодоления бедности и хищнических структур производства и потребления. В результате бурных споров было подтверждено, что политика «зеленой экономики» в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты должна уважать национальный суверенитет каждой страны (с её природными ресурсами) и не допускать ограничения предоставления официальной помощи развивающим странам технологических и финансовых средств с выполнением непредвиденных условий. По данным Генерального секретаря Конференции «Рио +20» Ша Цзукана, общий объем заявленного финансирования для проектов экоразвития превысил 510 млрд. долларов.  Правительства, корпорации и университеты представили 690 новых проектов в области устойчивого развития и «зеленой экономики». 

Спецификой Конференции «Рио +20» является активное участие в её работе представителей «большой науки» и «большого бизнеса». При поддержке Всемирного Экономического Форума и Всемирного Делового Совета по устойчивому развитию создан международный комитет «Друзья Рио +20», который возглавил лауреат Нобелевской премии Ли Юань Це. По мнению ряда известных бизнесменов, как например, Дж. Сорос, главная преграда на пути к устойчивому и справедливому мироустройству - это мировая валютная система, основанная  на американском долларе. Следовательно, гегемония США должна быть заменена глобальным управлением  («мировым правительством») с глобальной валютой по правилам ООН. Лауреат Нобелевской премии Джон Нэш назвал доллар валютой без будущего. Лауреат Нобелевской премии Джейн Мирлис предложил идею создания региональных валют. Лауреат Нобелевской премии Роберт Манделл заявил, что глобальному миру нужна глобальная валюта. Многие эксперты на Западе роль мировой резервной валюты пророчат китайскому юаню. Сам Китай планирует создать свою международную расчетную систему в юанях и превратить юань в конвертируемую валюту в ближайшей перспективе. На сегодня Китай является самым крупным торговым партнером для 125 стран мира, обогнав США в борьбе за рынки. Казахстан и Российская Федерация предложили созвать Всемирный Форум по вопросу создания единой мировой валюты; очевидно, она не должна быть денежной единицей определенной страны.

О том, что сегодняшний капитализм с его денежно-кредитной системой потерпел крах в экономическом, финансовом и моральном смысле, и что он принимает все более и более хищнический характер говорят не только на Востоке и Юге, но и на Западе и Севере. Главы государств и правительств капиталистического мира (Б. Обама, Ф. Олланд и др.) осуждают неолиберальные методы работы банков и корпораций как аморальные. Лауреат Нобелевской премии Пол Кругман считает, что Запад достиг критической точки не только в кризисе государственных долгов, но и в социальном устройстве.

Профессор Гарвардского университета (США) Кеннет Рогофф полагает, что вопрос о смерти капитализма перестал быть чисто теоретическим. Он приводит пять причин саморазрушения капитализма: 1) проблема неравенства (разрыв между богатыми и бедными); 2) экологическая проблема; 3) дисгармония во взаимодействии систем жизнеобеспечения и потребительского рынка; 4) проблема благосостояния будущих поколений; 5) финансовый кризис. Основатель и председатель Всемирного экономического форума (Давос) Шваб также вынужден признать: «Капиталистическая система абсолютно не вписывается в модель современного мира». Даже идеолог капиталистического мира Збигнев Бжезинский осуждает теперь эгоизм и жадность господствующих классов, сверхконцентрацию национального богатства в руках ограниченного количества олигархов. Он говорит о необходимости «революции сверху», в результате которой будет сформирована новая деловая и политическая элита.

Известные общественные деятели западного мира Линдон Ларуш и Хельга Цепп-Ларуш указывают на опасность мировой войны и потенциального уничтожения человечества, если мировая геополитика и далее будет ориентироваться на «мнимые интересы» финансовой олигархии и империалистов.

Лауреат Нобелевской премии Пол Кругман утверждает, что в западных обществах по обе стороны Атлантики разворачиваются ужасные силы. Возрастает агрессивность и авантюризм реакционных сил, представляющих финансовый и корпоративный капитализм. Затянув Запад в перманентную войну с исламским миром, капитаны капиталистического мира пытаются развернуть протестное движение народов западных стран с капиталократии на «террористов», «диктаторов», на «врагов» западной цивилизации.

В мире нарастает и утверждается всеобщее понимание того, что устойчивое развитие мира невозможно в рамках неолиберальной модели глобального капитализма. В связи с этим исключительный интерес представляет теория и практика модернизации Китайской Народной Республики под руководством Коммунистической партии Китая.

Как отмечают китайские обществоведы, руководством к действию для КПК являются идеи Ленина о «партии – авангарде» и о «культурничестве»,  а также ленинская концепция государственного капитализма как инструмента социалистических преобразований. Опираясь на марксизм-ленинизм, руководствуясь идеями Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Цзян Цзэмина, 18 съезд КПК поставил задачу ускорить замену своей уже исчерпавшей себя хозяйственной модели, ориентированной на западный капиталистический рынок, и взял  курс на внутреннее независимое развитие своей страны, на укрепление обороноспособности и устойчивости экономики, народной демократии и внутреннего рынка, на построение новой экологической цивилизации. 18 съезд КПК поставил задачу к 100-летию КНР превратить Китай в богатое, могущественное, цивилизованное, гармоничное, модернизированное социалистическое государство на гуманистических принципах устойчивого развития.

История развивается циклично: сейчас заканчивается западный (европейский)   цикл глобального развития и начинается восточный (азиатский) цикл. Смена циклов совпадает со сменой мировых цивилизаций, со сменой лидеров глобального развития. Уже в этом пятилетии коммунистический Китай станет мировой державой, выйдя на первое место в мире, как по экономическому, так и человеческому потенциалу. Учитывая общемировой тренд на текущий момент, России необходимо решительно переориентироваться на Восток – на коммунистический Китай. Самое главное: нельзя допустить того, чтобы «западоиды» (Зиновьев А.А.) поставили Россию «в растяжку» между капиталистическим Западом и коммунистическим Китаем.

Будущее России: Демократический экосоциализм

Устойчивое развитие – это управляемое ноосферное развитие, когда есть идеал, когда ясна цель. Например, для КПК Китая идеалом является коммунизм, а целью – построение социалистической экологической цивилизации. Нам также необходимо определиться с идеалом и целью устойчивого развития российского общества, выработать проект нашего общего будущего.

После криминальной контрреволюции 90-х гг. в нашей стране утвердился олигархо-коррупционный режим, основанный на смычке правящей верхушки с плутократией. Россия на сегодня – одна из немногих стран в мире, где сохранился дикий культ капитала, где существует ужасающее имущественное и социальное неравенство. Сравните: в США один процент богатых семей владеет 35% всего национального богатства, в РФ 0,2 процента семей – 70% национального богатства. В руках этого сверхбогатого меньшинства находятся и СМИ, в частности, телевидение. Поэтому не стоит удивляться тому факту, что интригой российских телепередач стал «жалкий поступок» французского актера отказавшегося от французского гражданства из-за налога на сверхбогатство. В то же время наши СМИ обошли молчанием альтруистический призыв миллиардеров Уоррена Баффета и Билла Гейтса к «сильным мира сего» направить на благотворительность не менее половины своего состояния. На этот призыв откликнулись десятки богатейших людей планеты. Безнравственность и абсурдность системы расширенного капиталистического накопления  (где богатые богатеют, а бедные беднеют) стали осознавать даже сами капиталисты. Одновременно расширяется общественное мнение, полагающее, что сосредоточение богатства в руках небольшого числа сверхбогачей не только безнравственно, но и преступно. Можно соглашаться и не соглашаться с этим мнением, но ясно одно: нет и не может быть устойчивого социального развития там, где растет пропасть между богатыми и бедными. На этой основе углубляется раскол общества, расширяется разобщение людей. На одном полюсе мы видим паразитизм, «развращенность» богатством и властью, на другом – «муки труда, рабства, невежества, огрубления и моральной деградации» (К. Маркс).

В 90-е годы прошлого века неолиберальные реформаторы, пришедшие к власти в России, используя факт недовольства населения дефицитом товаров, стали активно насаждать псевдоценности капиталистического общества потребления. Мы получили рынок товаров, построили общество потребления, но оказалось, что это не просто тупик, а путь к «разрушительному самоедству» (И. Кобзон). Капиталистический вампиризм высасывает все жизненные соки общества. «Герой» нашего времени – циничный торгаш или алчный бизнесмен, умеющий делать деньги, но не человек труда – творец материальных и духовных благ. Благодаря усилиям нео(псевдо)либералов, самые низменные свойства человеческой натуры, как алчность, получили экзистенциальную легитимность.

Трагическим следствием внедрения общества потребления явилось разрушение духовно-нравственных основ христианско-коммунистического мира (труд, честность, справедливость, сострадание, общее благо и т.д.) В полном соответствии с законом капиталистического накопления, открытым Марксом, восторжествовал принцип халявы: «возможный максимум потребления при минимуме усилий для его получения». (Б. Стругацкий)

Последние 20 лет убедили население России в порочности и аморальности капитализма. Капитализм – это беспредел коррупции. Сегодня очевидно, что борьба с коррупцией не будет иметь успеха до тех пор пока не будут искоренены идейно-психологические и социально-экономические корни коррупции. Корень зла – неолиберальный хищнический капитализм. Это поняли в Китае, это предстоит понять и нам. Россия и капитализм несовместимы, как гений и злодейство. Следуя примеру великого соседа, нам не следует слепо копировать капиталистическую систему  западного неолиберального типа, переживающей глубокий кризис не только финансово-экономического, но и духовно-мировоззренческого характера. Необходимо найти собственный путь цивилизационного развития, опираясь на исторический опыт (в т.ч. опыт СССР).

Необходимо всячески поддерживать усилия  Президента РФ Путина В.В., направленные на строительство справедливого общества и поддержку «креативного класса», на создание нравственной системы управления, которая делает невозможной сверхпотребление, роскошь и коррупцию.

Согласно современной «теории справедливости» (Дж Ролз), справедливое общество – это, прежде всего, общество честных людей. Опорой и стержнем нравственной системы управления являются честные люди - люди чести и совести, сильные духом и характером, которых невозможно купить ни за какие деньги, просто потому что они не продаются. К числу таких людей можно отнести В.И. Ленина. Не случайно, Генеральный секретарь КПК Китая Си Цзиньпин  в своей речи перед партийным активом после 18 съезда КПК призвал партийных руководителей «быть похожими на Ленина, следовать его заветам».

На одном из круглых столов Конференции «Рио +20» обсуждалась проблема определения критериев личного и общественного благополучия. Было заявлено о целесообразности «переключения» их с культа материального потребления, поддерживаемого показателем ВВП на душу населения, на индекс счастья. В качестве модельной территории для перехода на новый индекс благополучия решением Генеральной Ассамблеи ООН избрано Королевство Бутан. Рост индекса счастья является важным направлением государственной политики устойчивого развития в современном Китае, суть которой можно выразить следующим императивом: «Счастье человека и народа – превыше всего». Полагаю, что нам так же следует сформировать коллективный настрой на устойчивое развитие, на исторический оптимизм. Экстатичность и силу настроя определяет великая цель. Такой целью может стать, например, построение новой социалистической духовно-экологической цивилизации на принципах устойчивого развития.

 Прогрессивным силам российского общества необходимо организовать широкую пропаганду  стратегии устойчивого развития, принятой на Конференции «Рио+20»: на её основе можно не только укрепить позиции социального государства, но и продвинуться вперед – к демократическому экосоциализму. При этом мы должны понимать, что тоталитарно-государственный социализм есть такой же путь к апокалипсису, как и неолиберальный капитализм с его тоталитарной рыночной коммерциализацией. Политический выбор России – это подлинная демократия, то есть власть российского народа. Это не власть партийно-государственной номенклатуры (как это было в постленинский период советской эпохи) и не западный «капитало-парламентаризм» (А. Бадью), прикрывающийся именем «демократии».

По данным всероссийских социологических опросов, проведенных за последние 2-3 года, абсолютное большинство опрошенных негативно оценивают неолиберальные реформы двадцати постсоветских лет. Реальной альтернативой российскому неолиберализму («вороватому либерализму», по выражению С. Кара-Мурзы), на мой взгляд, является демократический экосоциализм.

Демократический экосоциализм – это сознательное творчество народных масс (прежде всего, «мыслящего пролетариата» - когнитариата) на основе научной концепции устойчивого развития, опирающейся на единую науку о человеке и природе (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, В.И. Вернадский).

Учитывая общемировой тренд на текущий момент, опираясь на живой дух и живую этику «Рио +20», я позволю себе выдвинуть следующий тезис: ключ от глобального кризиса российского и мирового капитализма – это посткапиталистический проект устойчивого развития. Проект, возрождающий исторический оптимизм марксистского коммунизма и поддерживающий прометеев огонь гармоничного и всестороннего Прогресса.

Информация об авторе:

Мантатов Вячеслав Владимирович,

доктор философских наук, профессор,

Заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН,

директор Института устойчивого развития,

руководитель кафедры ЮНЕСКО по экологической этике

при Восточно-Сибирском государственном