Главная страница сайта «Диалог XXI век»

Главная страница сайта congress2008

Главная страница сайта congress2013

Главная страница сайта

congress2018

Написать автору

korolev7772008@yandex.ru

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

 

 

логотип.jpg

banner1.jpg

пекин.jpg

 

 

 

 

 

ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ТЕЛУ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

 

Королев Андрей Дмитриевич,

кандидат философских наук,

старший научный сотрудник Института философии РАН (Москва)

Section for contributed papers 69. Philosophy of globalization

 

Korolev Andrey (Moscow, Russia)

 

Abstract

 

The Attitude to Human Body as a Global Problem

 

The paper seeks to account for the change in human’s attitude to his/her body in our days. The global trends are to treat human body as a means of communication between humans and a means of communication with other worlds in situations of uncertainty. The former trend is likely to lead to a future in which individual’s social status will no longer be defined by possession of land or capital, access to mass media, awards and acclaims, but by his/her attitude to his/her own body. This trend is in the process of formation and is hardly noticed. The second trend will soon result in development of new bodily practices based on employing microorganisms that live in human bodies as a means of superspecies coordination and control of biological processes on the Earth. Dialogue with living organisms whose sole locations are our bodies may ensure correct choice in situations of uncertainty. Creatures living inside us or on our skin cannot deceive us because they have nowhere to flee and will perish if we do. Correctness of human life choices will be attested by our body’s self-feeling. No one will ever reject sensations of happiness, fulfillment and meaningfulness communicated by one’s body.

 

 

 

 

 

 

 

Отношение к человеческому телу как глобальная проблема

 

Цель доклада - показать, как радикально во всём мире поменялось отношение к человеческому телу именно в наши дни. Мы рассмотрим лишь несколько направлений этого процесса: тело как произведение искусства и средство коммуникации между людьми; тело как средство коммуникации с другими мирами в ситуации неопределённости.

Если 50 лет назад менее одного процента представителей белой расы использовали татуировку, то теперь более 10% белых постоянно используют татуировку своего тела. В самых разных странах мира чуть ли не ежедневно открываются салоны тату. Использование тела как произведения искусства уверенно вошло в систему современной массовой культуры. «Косметические практики трансформации тела – это способы обыденного или специализированного визуального преобразования телесности, связанные с живописным или живописно-пластическим оформлением внешнего вида человека без нарушения биологических структур его тела средствами декоративной косметики, грима (театральной косметики), косметических красок, декоративных элементов и спецэффектов»[1].Каждый, благодаря современным технологиям, может быть творцом своего тела и легко устроить собственную «передвижную» выставку, гуляя по улицам города.

Не только одежда, но и само тело используется сегодня как средство невербальной коммуникации, как демонстрация своей принадлежности к определённой группе людей. Иными словами, внешние биологические признаки человеческого тела несут сегодня социальную нагрузку, обозначая принадлежность человека к группе и его уровень культурного развития. Осанка, ходьба, невербальные жесты многое могут сказать опытному глазу. «Я милого узнаю по походке», как поётся в известной песне.

Следующая область, где резко поменялось отношение человека к своему телу, относится к коммуникациям с другими мирами. Конечно, все религии для коммуникации с другими мирами используют телесные практики. Однако, типичное религиозное отношение к телу: тело – это «тюрьма» для души, временная обуза, данное человеку в качестве испытания и наказания, источник соблазнов и причина греховного поведения. Поэтому религия предлагает держать тело в узде, повиновении, всячески препятствовать удовлетворению потребностей тела. Но современная глобальная, общемировая тенденция прямо противоположная. У человека появилась возможность устанавливать контакты с другими мирами, используя в качестве инструмента своё собственное тело. В мире появились люди, которые рассматривают тело человека не как божье наказание, а как самый ценный ресурс во Вселенной. Тело человека – это место переговоров для представителей самых разных миров. Тело человека было создано для ведения данных переговоров, поэтому тело человека не является продуктом эволюции. Не человек произошёл от обезьяны, а обезьяна и другие звери произошли от человека, считает антрополог Белов А.И. и его сторонники, приводя в качестве аргументов тысячи доказательств из области анатомии и физиологии. Почти двести тридцать лет своей истории, начиная с Великой французской революции, потратило человечество на ликвидацию в обществе сословной системы. Сегодня не владение землёй, не капитал, не доступ к средствам массовой информации, а отношение к собственному телу определяет социальный статус человека. Разумеется, эта тенденция только зарождается, подавляющее большинство исследователей её пока не признаёт.

Особенность нашего времени – тотальная неопределённость. Цветные революции, ураганы, цунами, землетрясения, вспышки на Солнце, 20 супервулканов, каждый из которых, как утверждают учёные, может уничтожить 99% населения Земли, падения астероидов, смена магнитных полюсов, террористы, мигранты, изменение климата, возможность мировой ядерной войны, маньяки, коррупционеры, разрушение современных государств и многое другое – всё это приводит к серьёзным психическим массовым эпидемиям, депрессиям и ощущению конца света. «Новые стрессы и катаклизмы, вызовы и угрозы нашему здоровью и самой жизни сыплются как из рога изобилия. Однако согласованной реакции на них пока не видно. Люди растеряны, напуганы либо фатально безразличны и топят подспудный страх перед будущем в одурманивающих развлечениях или уходе в коварный мир виртуальных иллюзий. Многие не рады самой такой жизни, но приемлемого выхода не видят»[2]. Где же выход? На что надеяться современному человеку?

Человеческое тело становится в этих условиях самым надёжным другом, который никогда не подведёт и никогда не предаст. Тело человека – это место встречи сотен миллиардов живых существ, заинтересованных в выживании не меньше самого человека. Человеческие тела как сфинксы принадлежат одновременно разным мирам, играя роль посредников и сторожей. Вот почему идёт беспощадная борьба за контроль за человеческим телом. Если мы проиграем, и наше тело перестанет играть роль сторожа, то многие так называемые тёмные силы выйдут наружу, появятся на нашей Земле. Исторические события невозможно правильно понять, если мы отбросим точку зрения, что борьба между различными сущностями идёт за контроль над человеческим телом.

Конечно, как телесные практики были на протяжении всей истории человечества, так и интуиция всегда использовалась человеком в ситуации неопределённости. Казалось бы, ничего нового. Однако, это не так. Во Франции в 2013 году выходит документальный фильм «Наш второй мозг», в котором говорится о том, что сотни миллиардов бактерий, живущих внутри человека, не только делают возможным пищеварение, но и определяют через миллионы нейронов и вырабатываемые микроорганизмами гормоны поведение и личность человека. Этим же вопросам посвящены многочисленные книги, например, Джулии Эндерс «Очаровательный кишечник». Бактерии, вирусы, грибы и другие организмы живут не только внутри человека, но и вся кожа человека буквально «кишит» жизнью. Эти микроорганизмы можно рассматривать как надвидовой способ согласования и управления, т.е. в вопросах управления жизнью на Земле микроорганизмы стоят выше других биологических видов. Наше тело можно назвать космическим кораблём, в котором численность живых организмов на единицу объёма выше, чем в любом другом месте Вселенной. Это не просто живые организмы, находящиеся внутри нас. Это посланники всех возможных миров. Другими словами, наше тело изначально возникло как единственное место во Вселенной для переговоров на высшем уровне мироздания. Интересный факт – врачи лепрозория против уничтожения лепры, как это произошло с носителями чёрной оспы. Дело в том, что они прекрасно понимают, пришлют других представителей, которых никто не знает. Много людей погибнет, прежде, чем найдут, опишут и научатся бороться с новыми посланцами. Можно, конечно, сказать, что данный подход не является научным. Те, кто работает в лепрозории, так не считают.

Не просто интуиция, как было раньше, а диалог с живыми организмами, для кого единственным местом существования является наше тело, даёт нам уверенность правильного выбора в ситуации неопределённости. Эти живые существа не могут нас обмануть, потому что им некуда бежать, они погибнут вместе с нами. Именно самочувствие человеческого тела даёт уверенность в правильности выбора, сделанного человеком, в правильности пути, в правильной постановке цели. Никто никогда не откажется от ощущения счастья, полноценности жизни, смысла жизни, что даёт нам наше собственное тело.

Рассмотрим предлагаемые пути улучшения человеческого тела, которые можно, на наш взгляд, разбить на два генеральных направления: стирание границы между человеком и зверем (создание зверолюдей и других химер) и стирание границы между человеком и техникой (создание киборгов, машинно-человеческих гибридов). Первое направление апеллирует к тому факту, что гены человека и других млекопитающих почти полностью совпадают, за исключением нескольких процентов, значит можно широко использовать ксенотрансплантацию для лечения болезней и увеличения продолжительности жизни. Например, для увеличения продолжительности жизни используют гены голого землекопа. Авангард этого направления подчёркивает тот факт, что химические формулы хлорофилла и гемоглобина очень похожи, отличаются только одним атомом (атом магния у хлорофилла, атом железа у гемоглобина), значит можно создавать химеры растений и человека. Появились учёные, которые добровольно пересаживают свои собственные гены в растения, живые организмы и смотрят, что из этого получится.

Второе направление исходит из факта, что город является урбосистемой, техноценозом, имеющим самостоятельную, независящую от человека цель, своеобразным аналогом биоценоза. Под руководством доктора технических наук, профессора Кудрина Бориса Ивановича создана целое научное направление, представители которого считают, что техника давно вышла из-под контроля человека, диктует ему свои условия и правила, которые человек не может нарушить. Ещё в конце XIX века были приняты более тысячи технических стандартов, их нарушение уже невозможно в принципе. В урбосистемах человек, который постоянно что-то забывает, теряет, переутомляется, отвлекается и прочее, становится главным источником экологического риска, главной причиной аварий и даже катастроф. Это доказали многочисленный эксперименты с автомобилями без водителя. Такие автомобили, если и попадали в аварии, то исключительно по вине человека. Поэтому техника должна контролировать поведение человека, начиная от навигатора в машине, заканчивая чипами и другими устройствами, встроенными в тело человека. В идеале в городе вместо человека должен жить киборг, который никогда не ошибается, не отвлекается и не устаёт.

Как видим, оба пути улучшения человеческого тела (соединение с телом животного и соединение с техникой) не являются, на наш взгляд, продуктивным выходом из глобального антропологического кризиса.

Современный человек теряет контроль над своим телом. В России, Италии, Греции, Республике Корея и других странах закрываются лодочные станции, потому что современные люди не умеют грести на лодке; всё меньше людей катаются на водных лыжах; в парках убрали качели-лодочки (нужно самому раскачивать качели, а силы уже не те) и т.д. О физической деградации современных людей можно написать не одну книгу. Даже требования к космонавтам стали более щадящими, чем 50 лет назад.

Бестелесность стала более заманчивой, привлекательной, более интересной для современного человека, чем владение своим собственным телом. С появлением персонального компьютера в 1976 г., когда Стив Джобс и Стефан Возняк создали свой знаменитый "Apple" ("Яблоко"), используемый для видеоигр, развлечения не просто становятся более привлекательными, чем труд. С этого момента жители цивилизованных стран пошли по пути создания общества, в котором на развлечения тратится больше времени, чем на труд, а сами развлечения уже не связаны с работой вестибулярного аппарата человека. Так был сделан очередной шаг на пути к бестелесности. Следующим шагом стало появление социальных сетей, которые заменили людям непосредственное общение по принципу «глаза в глаза».

В далёком 1898 году в своём романе «Война миров» Герберт Уэллс описал бестелесных марсиан [3]. Сам фантаст, будучи учеником Томаса Генри Хаксли и ярким последователем идей Дарвина, подчёркивал, что в лице марсиан он описал существ, в которых превратятся земляне через миллион лет в результате своей эволюции. Марс, по мнению Уэллса, существует много дольше Земли, поэтому можно рассматривать Марс как будущее Земли. Направление эволюции человека – отказ от тела, вместо тела остаётся один головной мозг –Герберт Уэллс описал правильно. В сроках ошибся, физическая деградация происходит не через миллион лет, а через сто лет. Чем закончилось пребывание на Земле марсиан из романа «Война миров» хорошо известно. Бактерии и другие микроорганизмы, ради общения которых друг с другом и было создано человеческое тело, не допустили отклонения от генеральной линии развития человеческого тела.

Подводя итог, следует сказать следующее. Никогда ещё у человека не было таких уникальных возможностей для создания справедливого общества, в котором каждый человек мог бы жить долгой, полноценной, здоровой и радостной жизнью. Однако, погоня людей за виртуальными деньгами и развлечениями в виртуальных мирах, привела к глобальной экологической и антропологической катастрофе. Одним из выходов, который мы предлагаем, является радикальное изменение отношения к своему телу, как величайшему богатству, за которое, действительно, стоит бороться.

 

Литература:

1.           Андреев И.Л., Назарова Л.Н. Грозит ли человечеству психический апокалипсис? // Век глобализации. 2016. № 3. С. 97-109.

2.           Белов А.И. Секретная антропология. Тайна превращения людей в животных. М.: Свет, 2017. – 416 с.

3.           Кудрин Б.И. Через тернии к общей и прикладной ценологии. Основы ценологии, технетики, электрики. Монографическое издание. М.: Технетика, 2016. – 542 с.

4.           Пронькина А.В. Косметические практики трансформации тела человека в системе современной массовой культуры. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. Белгород, 2017. – 43 с.

5.           Уэллс Г. Война миров // Уэллс Г. Фантастические произведения. М.: Правда, 1979. – 640 с.

6.           Эндерс Д. Очаровательный кишечник. Как самый могущественный орган управляет нами. М.: Издательство «Э», 2016. – 336 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1]Пронькина А.В. Косметические практики трансформации тела человека в системе современной массовой культуры. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора философских наук. Белгород, 2017. С. 10.

[2] Андреев И.Л., Назарова Л.Н. Грозит ли человечеству психический апокалипсис? // Век глобализации. 2016. № 3. С. 99.