|
Секция “Современная философия” ФИЛОСОФИЯ КАК КУЛЬТУРА УНИВЕРСАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ Холодный Василий Иванович, доктор
философии, профессор (Москва) |
|
|
Данная
проблема вариативно представлена во многих моих работах. Согласно
соборно-феноменологической гипотезе, Бытие само по себе — это Универсальное
Понимание, выступающее в качестве Тайны, не доступной эмпирическому
(пространственно-временному) и рассудочному (логическому) пониманию. Между
тем, в глубинной вере, философских размышлениях и любой вдохновенной
деятельности стихийно присутствует Универсальное Понимание во всей своей
полноценности, и человек спонтанно его чувствует как Тайну, парадокс, чудо.
Вопреки этому чувству, традиционные эмпирические и рационалистические знания
об объективной реальности представляют собой достаточно обезличенный мир
ощущений и сформулированных законов бытия без самого бытия, как классически
выражался А. С. Хомяков. Между
тем, мы интуитивно постигаем Тайну и её инварианты. Поскольку Тайна и есть
универсум, то постичь Бытие в себе — нисколько не означает раскрыть его
Тайну. Не человек привносит в мир субъективную таинственность, а само
Универсальное Понимание проникает в наше воображение и наполняет его
таинственным смыслом. оно наполняет собой таинственную душу индивида и делает
её реальной человеческой душой, несушей в себе таинственную соборность
(эмоциональную духовную целостность) Тайна
вечно присутствует везде и всегда, присутствует и в виде Точки
(Универсального Понимания), и в виде бесконечного множества своих возможных и
реальных инвариантов, которые также являются точками, но имеют временное
происхождение и существование. Эти инварианты люди воспринимают и осознают в
пределах чувственно-рассудочного опыта как вещи, процессы и идеальные
образования. Тем временем, в иррациональном воображении человека они
фиксируются в своей точечной адекватности как таинственные феномены,
волнующие душу человека и порождающие в его психике целостный и многообразный
мир точечных и конкретных переживаний. Фактически,
для человека Универсальное Понимание
выступает в трёх основных вариантах: 1) вечная Тайна; 2)производные от неё
временные Тайны, несущие в себе универсализм точечного Понимания; 3)
отчуждённое от Тайны опытное знание (восприятия и логические понятия), в
сфере которого мы осознанно размышляем, но теряем путь к Тайне. В
эти размышления может прорываться Универсальное Понимание, если в жёстко
детерминированном опытном знании личности сохраняется некий просвет, и оно не
оказывается полностью отчуждённым от Тайны. Данные прорывы существенно
тормозят размышление, мутируют сознание и в конечном итоге вдохновляют
человека на интуитивные прозрения. Именно таким путём совершаются
художественные, теоретические и практические открытия и не поддающиеся
понятийному выражению провидения. Изначальный
человек на протяжении бесконечных тысячелетий таил в себе Магическую
ментальность, то есть жил непосредственно в сфере Универсального Понимания,
животворных парадоксов и чудес. Напрашивается предположение, что практически
все люди, жившие в магические эпохи, обладали саморазумеющимся для них
качеством, которое в рассудочные времена присуще единицам и получило название
"ясновидение". В мифологии также доминирует магическое начало, но
рядом с ним прорастают эмпирическое и рассудочное понимание, пока органически
связанное с магией. В отличие от непосредственной мифологии, религиозное
понимание является иносказательным выражением Тайны, а
эмпирико-рационалистическое — отчуждено от неё. Кроме того, в многовековом
искусстве через жизненные ситуации раскрывается Тайна, а в классической философии
она преимущественно стихийно присутствует. Наряду с этим, философия
выработала рефлексивное понимание, которое, как думается, в единстве с
магическим началом наиболее глубинно представлено в творчестве Аврелия
Августина и Алексея Хомякова. Соборно-феноменологический провиденциализм
русского пророка объективно обращён к рефлексии магического, религиозного и
мирского вариантов Универсального Понимания. Этот Универсализм призван
нейтрализовать утилитарный глобализм и проложить путь "возвращения человека
к самому себе" (К. Маркс). Философские
(универсальные) рассуждения о Тайне также условны, как и другие рассуждения.
Но истинно философский путь к Универсальному Пониманию — это путь
жизнетворной духовно-целостной веры. И происходит он в сфере самой Тайны, которая
постоянно присутствует в иррациональной психике человека. Сугубо человеческий
вариант Тайны А. С. Хомяков назвал соборностью,
объективно квалифицируя её как спонтанное духовно-целостное самопонимание
человека, интегрирующее в себе архетипические ценности и вековые традиции, и
на этой основе ориентирующее людей на всечеловеческое единение. Все
душеввные качества и творческие идеи стихийно зарождаются в сфере соборности.
Неуловимый феноменологический процесс перехода зародившихся смыслов в
сознание также является преимущественно иррациональным. В результате мы имеем
первый основной уровень понимания —соборно-феноменологический, где человек
эмоционально жизнетворит в глубинах Универсального Понимания и инвариантной
ему соборности. Проникнув в сознание, соборные смыслы порождают второй основной уровень понимания — рационалистический, отчуждённый от этих
смыслов, но такой же универсальный, как Тайна и соборность. Третьим основным уровнем понимания
является эмпиризм, который
отчуждён не только от соборных смыслов, но и от универсальности
жизнетворения. В
пределах данной гипотезы отождествляются понятия "философия" и
"соборная феноменология", которые трактуются как культура Универсального Понимания,
предшествующая и предопределяющая рационалистическое постижение
действительности. На соборно-феноменологическом уровне человек способен
спонтанно "схватывать" Тайну в её целостности, без выделения
сущности и объективированного проявления, вне какой-то сложившейся системы
категорий и вне пространственно-временного измерения. Если согласиться с
высказанным принципом, то все теоретические реальности, которые традиционно
называются философией, правомерно признать опосредованной, весьма условной
рационализацией иррациональной философии как спонтанной культуры Универсального
Понимания. Соборная феноменология выступает первоосновой творческо-формализующего мышления,
продуктом деятельности которого являются рационализированная философия,
конкретная наука и все разновидности рассудочного познания. Исходя
из принципа трёхуровневости человеческого понимания, в философии выделяются
три органически взаимосвязанные сферы (онтологические реальности): соборно-феноменологическая (субъектная),
рационалистическая (субъект-объектная) и эмпирическая (объектная). Эти
сферы стихийно и в различных вариантах присутствуют в классической философии.
И давно назрела проблема их осмысления и осознаннрой разработки. Субъектная
сфера изучает иррациональное соборное самопонимание путём
"схватывания" его в себе. То есть до возможного предела абстрагируется от объективированного
проявления самопонимания в сознании, от его неизбежной связи с
пространственно-временным и логическим пониманием. Субъектная сфера
обусловливает соборно-феноменологический потенциал и других сфер, что
позволяет и целостную трёхсферную философию рассматривать как соборную
феноменологию. Субъект-объектная
сфера — это соборно-феноменологически преобразованная гносеология. Она
интегрирует в снятом виде полярные субъектную и объектную сферы. И, в свою
очередь, изучает соборное существование, но не само по себе, а в не
расчленённом синтезе с его рационалистическим выражением. То есть выявляет
возможные пределы логического постижения Универсального Понимания и его
соборного варианта как целостной интеграции архетипических ценностей. Объектная
сфера выступает наследницей традиционной онтологии. Вечные онтологические
проблемы не нейтрализуются. Тем временем, направленность их содержательного
эмпирического исследования стихийно или осознанно, в большей или меньшей мере
предопределяется соборно-феноменологической методологией, разработанной в
субъектной и субъект-объектной сферах. С объектной сферой непосредственно
связаны конкретные науки, которые в значительной мере остаются чуждыми
субъектной парадигме, поскольку перед ними стоят задачи обеспечения
утилитарной эволюции общества. |
|