Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “ Философия общественных наук”

 

Идентичность человеческих сообществ и толерантность в условиях глобализации.

Поликанова Елена Петровна

Философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова

socphil@philos.msu.ru

 

 

 

Реальным аспектом современной мировой системы является глобализация, и это факт, что она выступает одной из наиболее влиятельных сил, которые определяют ход развития нашего мира, нашей планеты. Сопротивляться этому процессу бессмысленно, так как это закономерный процесс развития капитализма. Его можно сдерживать в определенных сферах, например, в культуре, но для этого необходима сильная воля правительств и народов стран. Глобализация затрагивает все области общественной жизни, это в первую очередь экономика, политика, социальная сфера, культура, экология, безопасность стран и многие другие.

Что же понимается сегодня под глобализацией? Это прежде всего возникновение единой мировой экономики и других процессов международного обмена, возможных лишь при условии открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики.

Глобализация – это и возникновение единого мирового рынка, единый рынок капитала, единый рынок товаров и услуг, единый рынок рабочей силы. Совершенно очевидно, что все вышеотмеченное самым непосредственным образом влияет на политику и социальную сферу стран. Глобализация – это естественный и закономерный процесс. На заре капитализма об этом писали К.Маркс и Ф.Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии». Они дали теоретическое обоснование этому процессу. Возникают вопросы: что питает процесс глобализации, которая в последние десятилетия приобрела такой размах, каковы последствия этого процесса – отрицательные и , может быть, положительные. В качестве главного источника глобализации выступает прогресс технологический, информационная революция – сокращение транспортных и коммуникационных издержек, огромные успехи в электронике. Вторым важнейшим источником глобализации является новый подход в оценке рыночной экономики и система свободной торговли, который начался с реформы в Китае в 1978 году и распада системы социализма в СССР. Третьим источником выступает гегемонистская политика США в экономике, политике, культуре. Эта политика сдерживалась социалистическим лагерем, теперь его нет, и глобализация представляет собой новую форму колониализма, при которой США играют роль метрополии, а большинство остальных стран – колонии.

«Новый мировой порядок» - это идея превращения всего мира в один единый рынок, унификация экономическая, унификация рынков, денег, товаров и даже культуры и потребления. Это новая идеологическая модель, сопровождающая глобализм сегодня, на самом деле содержит в качестве своей основы «американский образ жизни». Речь идет о тенденции формирования «однородных» средств массовой информации, культуры ( а точнее массовой культуры), сомнительного искусства, попкультуры и повсеместного использования английского языка.

Можно говорить очевидно и о других источниках глобализации, но отмеченные выше, являются главными, и они изменили мировую систему, привели к новым проблемам, хотя открыли и новые возможности. У глобализации есть свои сторонники и противники. Они приводят убедительные аргументы в защиту своих позиций, хотя преимущество глобализации сегодня вряд ли может ощущать большинство населения планеты.

В качестве преимуществ глобализации можно указать, очевидно, следующие. Глобализация вызвала обострение международной конкуренции, которая ведет к расширению рынка и к углублению специализации и международному разделению труда. А это, в свою очередь, может привести к сокращению издержек, снижению цен и устойчивому экономическому росту, к повышению производительности труда в результате рационализации производства в глобальных масштабах, распространению передовых технологий. Сторонники глобализации считают, что она приведет к выигрышу от торговли на взаимовыгодной основе. Выигрывают отдельные лица, фирмы, организации, и страны.

Но издержек глобализации и отрицательных аспектов, на наш взгляд, значительно больше. Обострение конкуренции ведет к расширению международных конфликтов, и к сожалению международные организации, такие как ООН, Совет безопасности не в состоянии смягчить или ликвидировать эти конфликты. Следующая проблема – от глобализации в выигрыше оказываются богатые страны и отдельные личности. Происходит несправедливое распределение благ от глобализации, а это ведет к усилению конфликтов. Огромные потери несут национальные рынки в связи с глобализацией, уничтожается материальная база национальной независимости, реорганизуется система общественных отношений в странах. Так, модернизация села, как того требуют финансовые рынки, якобы пытающиеся решить задачу роста продуктивности сельского хозяйства, ведет к разрушению традиционных общественных отношений на селе. Ведет в России к умиранию села и вымиранию сельского населения в прямом и переносном смысле, когда деревни остаются без людей, они уходят в город или умирают. Разрушение материальной базы национальных государств ведет также и к подрыву национального суверенитета, а это создает в странах настроения крайнего национализма, роста экстремистских политических движений. Все это сопровождается и последствиями неэкономического характера, а именно ставит вопросы безопасности стран. Здесь глобализационные процессы могут привести к возникновению конфликтов, в том числе и военных.

И, наконец, очень страшно, что в процессе глобализации происходит разрушение культуры и истории. Блестящая европейская цивилизация, русская культура, мудрая история азиатских народов, древность Африки и Океании, все культуры и исторические процессы, создавшие современные страны, подвержены сегодня атаке со стороны «американского образа жизни» и попытки разрушить национальное и внедрить североамериканскую капиталистическую модель.

Процесс глобализации неизбежен, но он может иметь более гуманный вид, не приводя к руинам. Для этого в мире необходимо изменить сам характер системы. Новая мировая система позволила бы извлечь из глобализации максимальный положительный эффект. Но это не должен быть миропорядок, который предлагает установить и уже предпринимают для этого насилие США и некоторые развитые капиталистические страны. Речь идет об однополярном мире, гегемоном которого будут США. Нет, такой миропорядок не устроит нашу планету.

Итак, очевидно, что глобализация имеет как преимущества, так и свои издержки, вызывает массу вопросов и создает проблемы, которые трудно и подчас невозможно решить странам самостоятельно. Их возможно решить лишь мировому сообществу. Одна из таких проблем – сохранение идентичности конкретных сообществ. Возможно ли в глобализирующемся мире сохранить уникальную культуру различных этносов, язык, обычаи, традиции или, как считают некоторые исследователи, наблюдается тенденция к образованию нового так называемого суперэтноса.

В основе определений идентичности сообществ лежит поиск таких параметров сообщества, которые поддавались бы «объективному» и точному описанию и объясняли бы действия и эксплицитные представления (и о самих себе в том числе) членов сообщества. Такими исключительными или же взаимодополняющими друг друга факторами общности людей в сообществах являются : биологическое родство, язык, культурные традиции и обычаи, религия, коллективные представления, ценностные ориентации и социальный статус.

Однако в науке имеют место противоположные позиции в признании сообществ и их идентичности. Это «социологический реализм», его ответ основывается на той мысли, что логика поведения людей, действующих в качестве представителей сообществ, несводима к логике их индивидуальных характеров. Отсюда вывод о том, что сообщества обладают ничуть не менее реальным существованием, чем отдельные люди и физические вещи, а потому могут быть носителями своего собственного сознания и быть субъектами таких коллективных действий как война, революция и т.д. «Социологический номинализм» отличается как раз отрицанием самой реальности сообществ (у Поппера отрицанием эвристичности соответствующего понятия). Они исходят из положения о том, что только отдельные индивиды обладают реальным существованием, а значит только они являются носителями сознания и авторами действий. Однако очевидно, что общности существуют и искомый источник общности между людьми, идеями, обстоятельствами лежит в способности конкретных людей видеть эту общность (причастность некоторому «мы») и действовать в соответствии с этим. Чувство «мы» нельзя постулировать, оно является побочным результатом разного рода взаимодействий между людьми, их повседневной жизни. И сообщество возникает тогда, когда люди замечают параллелизм своих жизненных траекторий, осознают себя частью общей истории, традиций. Можно сказать, именно вера в свое существование дает возможность существовать сообществу. Сообщество как единое немыслимо без постоянной самоидентификации, осуществляемой в повседневной жизни его членов. Чувство «мы» и общность истории, делающие человека частью сообщества, являются в первую очередь фактами индивидуального опыта этого человека. Чтобы те или иные объективные, абстрактные сходства стали реальным фактором групповой интеграции, они должны быть узнаны как «наши», как фундамент «нашей» группы. Без этого практически значимого видения ни о каком реальном сообществе речь идти не может. Некоторые утверждают, что глобализирующееся человечество приведет к распаду этносов, сообществ и утрате этно-культурной идентичности. Мы уверены – этого не произойдет и пример тому – те процессы, которые происходят в странах с этническими сообществами в последние годы. Идут процессы, направленные на сохранение этнической идентификации – языка, культуры, религии, доминантных ценностей.

Человечество всегда существовало как «сообщество сообществ» и попытки благодаря глобализации устроить однополярный мир беспереспективны. Только многополярный мир, с нациями, этносами, языковым многообразием, национальной культурой может обеспечить глобальное сотрудничество.

Глобализация - такой процесс, который превращает человечество в единый организм, объединяет его и экономически, и политически, и культурно. С другой стороны, налицо стремление благополучных стран защитить свою экономику от стран третьего мира. И в этих условиях приобретает особое значение толерантность как определенный способ деятельности и поведения.

Толерантность является не только наиболее морально оправданной, но и наиболее разумной моделью поведения, позволяющей избежать конфликтов. Толерантность с точки зрения поведения можно определить разными способами: «моральная норма, входящая в систему идеологии правящего класса, являющаяся средством подчинения рабочего класса» (К.Маркс). Толерантность – нейтральная норма, без которой невозможно социальное действие, ибо она обеспечивает ему смысл (М.Вебер). Толерантность – универсальная, формальная норма, поддерживающая практический дискурс (Ю. Хабермас) и т.д. Понятие «толерантность» на практике непосредственно связано с такими понятиями, как симпатия и доверие. Наличие симпатии позволяет перейти к еще более высокому уровню взаимодействия, основанному на эмпатии, т.е. на способности человека поставить себя на место своего партнера и взглянуть на вещи его глазами.

Толерантность как модель социального поведения, с одной стороны, должна вырабатываться законодательными органами государств, а с другой – быть нормой поведения для каждого члена общества. Она существует не только как декларация желаемого, а как потребность, без которой нельзя строить нормальные, основанные на принципах гуманизма, отношения между людьми.

В основе толерантного поведения лежит принцип взаимопонимания, его можно рассматривать как моральный императив для разрешения конфликтных ситуаций. Взаимопонимание нужно для осознания всеми сторонами конфликтных ситуаций необходимости достижения справедливости.

Установку на взаимопонимание с другими мы видим и в христианстве («любите врагов ваших»). Понять другого, непохожего на тебя человека, встать на его место, увидеть вещи с его точки зрения – вот главный способ борьбы с конфликтами. Важным условием реализации толерантного поведения является демократия, поскольку она дает возможность существования общественного мнения, в достаточной степени различного в современных социальных условиях. Толерантность включает в себя отрицание истинности привилегированности любой позиции, в том числе и своей собственной, признание логического первенства или взаимного приоритета всех выдвигаемых точек зрения.

Востребованность человеком толерантности и поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой демократической личности. Она формируется в процессе «нормальной» социализации и характеризуется отсутствием этнических предрассудков, широтой мышления, толерантностью, признанием равенства людей, открытостью, низким уровнем тревожности, приоритетом рационального начала, активной жизненной позицией и чувством ответственности за других.

 

 

Section – Hhilosophy of Social Sciences.