|
|
Владимир Шкунденков «Одиночество и
пепел (нелинейность времени)»
(главы I, II и III) |
Часть 2
(глава IV) |
(глава V) |
(глава VI) |
(глава VII) |
(глава VIII) |
(глава IX) |
(глава X) |
(Приложения) |
Часть девятая
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Антропокосмическая модель Вселенной, построенная на интерпретации представления о
Св. Троице Автором
сделана попытка интерпретировать найденное в религиозно-богословских
исследованиях (Каббала, Псевдо-Дионисий Ареопагит), а это было найдено как откровение, к науке. При этом автор уже знал, что должно быть в предшествующих моделях Вселенной. А именно: разделение
действующих в Природе начал на две пары: индивидуалистическое и коллективистское,
с одной стороны, и мужское и женское – с другой. И нашел, решая задачу
интерпретации найденного древними богословами, что все совпадает. Вернее
– не противоречит предложенному автором. Это было потрясение! Однако автор
пошел дальше и ввел в свою модель время.
Только тогда модель стала «работать» на науку. Она стала динамичной. И в ней стало возможным различить начальный,
первопроходческий, этап (I триада) и этап широкомасштабного внедрения
результатов исследований и научных открытий (II и III триады), ведущий к масштабному преобразованию
Вселенной. Куда
и зачем? На первый вопрос автор дает ответ – в сторону наращивания «массы»
Красоты. При этом ответа на вопрос о том, а что такое Красота, не дается. Это
остается тайной и для автора. А вопрос «зачем» даже не затронут. Но
даже такое продвижение в вопросе развития модели Вселенной (по сравнению
с найденным богословами) позволило «сжимать время» (в 10 и более раз) в процессе
не просто поиска новых идей (чем занимается наука), но – красивых идей. Что достигается на пути взаимодействия мужского начала
(энергия, движение) и женского (ориентация на красоту). А это высветлило
понимание истинного смысла назначения человека: служение неземному. В
этом описании найденного автором за кадром остается вопрос: а как сам автор пришел к существованию в
Природе обозначенных выше четырех начал? Собственно, на это и было направлено
написание этой книги, где я пытался уловить для себя нить развития событий вокруг этой темы. Во
всяком случае, никакого отношения к «гениальности» это не имеет. Но ведь что-то было? Мне, автору книги,
кажется, что ответ в ней есть… * * * Но
кое-что все же сказать в сжатом виде (в виде кое-чего) попробую. Заранее зная, что большинству это может «не
понравиться». На
то оно и большинство, для которого вынесенное в заголовок данного приложения
выглядит «негативом». Но это оттого, что специалисты в науке если и
интересуются философией, то почти не знают историю – оттого, что
«завораживающие» глубокими знаниями философы-профессионалы сами не знают
истории. А когда речь заходит о религиях, то все почему-то тянутся к
служителям Церкви, а те, в свою очередь, самые зашоренные люди на Земле:
знают только Священное Писание и как от огня бегут от живого слова. Например, критикуя роман «Мастер и Маргарита» М.А.
Булгакова за то, что в нем Сатана-Воланд всемогущ и справедлив, а Иешуа
(Иисус) просит его мучителей
пощадить Его. Бога! А мы почему-то любим
этот роман. Почему? Этой
зарисовкой я обозначу проблему вреда
знаний. Ибо ничем иным нельзя объяснить ту ученую глупость, которой
проникнута отмеченная выше критика романа Михаила Афанасьевича Булгакова.
Глупость эта заключена в том, что на тексты Библии все Церкви наложили
трактовку, выражающую их заинтересованность в том, чтобы человек был в их
«стаде». А вот любим мы (где всегда
есть двое) индивидуально. Потому
нам и симпатичны поступки «злодея» Воланда, что в них сочетается мужское
начало (а оно, когда есть только движение, почти всегда – «зло») с
женским (он справедлив, а это уже элемент красоты,
хотя и простейший, – о нем мы будем говорить, рассматривая иудаизм). А
этого еще никто не отметил. Но чувствуют все. Кроме, похоже, священников, для
которых Слово Писания – камень-гранит. Сделавший такими и их головы: они
забыли, что Иисус был Богочеловек. Но
Вселенная устроена иначе. Возьмем вторую заповедь (из десяти) пророка Моисея:
«Не сотвори себе кумира». Между Богом и кем призывает «не сотворять» кумира
(посредника перед Богом) эта заповедь? Большинство ответит: между Богом и
человеком. Не зная, что именно за этот ответ и шли на костер «еретики» во
времена Средневековья, когда между Богом и человеком в Европе надо было
называть (мы здесь говорим о христианской религии) Папу Римского. А что
касается собственно текста Ветхого Завета, из которого взята эта заповедь, то
в нем речь идет о том, что «кумира» запрещено создавать между Богом и
израильским народом. Избранным Богом народом. Однако
когда в VI веке до н.э. государство иудеев-израильтян был
разгромлено персами и их взяли в вавилонский плен, то рассматриваемая нами
заповедь претерпела важное изменение. Связывается это с тем, что самые умные
и энергичные из числа побежденных все же смогли избежать плена, разбежавшись
по берегам Эгейского и Средиземного морей. И неся с собой великое учение. Но
на этом этапе заповедь уже не могла
иметь свою исходную трактовку: это было бы несколько «неуместно». Тогда она
приобрела иной смысловой ответ:
теперь это означало – «не сотворять кумира» между Богом и человеком. Пусть
изгнанным и не уверенным в своем будущем, быть может, даже дрожащем, но
вместе с тем не лишенным смелости и отваги. Так или иначе, пусть даже в этом
изложении есть доля мифологической поэзии, однако мы могли бы заметить, что
грек Пифагор и израильтянин Фалес, создатели науки и философии, жили
именно в это время. Время обретения второй
заповедью пророка Моисея трактовки свободы
духа. Которая не была принята ни одной Церковью, а во времена апостолов (I век) даже получила грозное название «павликианской
ереси». Но мы, не страшась гнева отцов Церкви, будем все же говорить о ней.
Более того – только о ней. * * * Представляю
суровые лица инквизиторов какого-нибудь XV или XVI века,
перед которыми я мог бы предстать за такие «нечестивые» слова. Это были,
уверен, такие же лица, какие я видел в президиумах партсобраний или разных
там «советов». Очень правильные лица. Уверенных в своих знаниях. Ну,
разве что не знавшие, по крайней мере, всего лишь одного: а как появилась не вторая, а первая из десяти заповедь
Моисея? Где говорится: «Я
Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
да не будет у тебя других богов перед лицем Моим». И
еще о том: а был ли Моисей первым, высказавшим идею о Едином Боге? Самое
интересное, что ответы на эти вопросы есть. Но ни один инквизитор, будь он в
черной рясе Средневековья или в пиджаке с подчеркнуто скромным галстуком
представителя современного ученого «совета», этих ответов не знает. Ибо они в
некотором роде даже вредны. А еще более – опасны. Как был опасен путь
корабля, отправлявшегося под парусами в дальнее плавание. Опасен
уже потому, что надо прикоснуться к «страшному» слову Каббала. Которая, и это точно почти никто не знает, была создана неким неизвестным (жрецом?) примерно
за 1000 лет до Моисея. И где была высказана та главная идея, которая стала
основой первой заповеди, – о Едином Боге. Но
обратимся к первому вопросу: а как появилась эта великая идея? Как вообще
появляются новые идеи? Здесь есть какая-то тайна? Есть.
Но на самом деле это не тайна, а
запрещенные знания. Что и сделало их тайной для тебя, мой читатель.
Однако в Ветхом Завете эти знания есть. Мало того, ты уже их знаешь. Это
вторая заповедь Моисея в той трактовке, которой «воспользовались» Пифагор и
Фалес. Которая в I веке, когда апостол Петр создал институт Церкви,
получила штамп «павликианской ереси». Это
заповедь самой аристократической мысли за всю историю человечества, без
которой было бы невозможно увидеть
идею Единого Бога (из которой затем вышли Ветхий Завет, Новый Завет и Коран)
и которая во все времена вела смелых и отважных по путям отправляющихся в
неизвестное плавание с хрупкими
мачтами, опутанными ненадежными снастями кораблей. В
интерпретации автора, развивающего подход «сжатия времени» в научных
разработках, эта самая древняя мысль-откровение представлена словами: не верить ни единому слову. Это
концепция свободы духа. Условие
возможности проникновения из пространства физических знаний в пространство
метафизики. За пределы знания. Где разум (движение мысли) ищет новое слово через настроения. Которые «нисходят» на человека извне как откровение и
ведут его в процессе этого движения (нашего разума в виде «перебора» рождаемых
человеком мыслей) в поиск ясности выражения подбираемыми словами наших
ощущений. Свобода духа
для отдельного человека-личности доступна не всем. Как не все должны знать о
том, о чем говорится в этом тексте. Вселенной нужны не только гении-первопроходцы
(для чего совсем не требуется быть «ну очень умным»), но также построенная на
принуждении система с армией «рабов». Которым для счастья (работа, семья,
дети) лучше не знать самого
главного, что просто обязаны знать стремящиеся к роли капитанов уходящих в
неизвестное плавание кораблей. А именно, что смысл жизни лежит вне жизни. * * * Где
это? В предложенной автором антропокосмической
модели Вселенной этот ответ связан с таинственной Красотой. Чем-то
неподвижным и живым, стремящимся к расширению (наращиванию своей «массы»).
Для чего Оно (воспринимаемое как Красота) «отрывает» от своей «массы» частички,
превращая их в энергию, которая, реализуясь в движении и поисках красоты,
наращивает «массу» Красоты, с превышением Ее затрат на создание энергии. Инструментом
реализации этого процесса и является человек. Но Что-то еще должно быть как
некий инструмент превращения частичек отрываемой массы в энергию. Этим
«Чем-то» является Бог? Эйн Соф в иудаизме, Аллах в исламе и Бог Отец в христианской
Святой Троице? Красота выше Бога? Такой
ход мыслей автора может выглядеть наивным. И, возможно, так оно и есть. Вместе с тем отметим, он
связан с реальным, претендующим
на научно доказанный методом «сжатия времени», успешно применяемым автором
на практике. В том числе в научных разработках в ЦЕРН (Женева), внеся вклад в
работы по построению Большого адронного коллайдера. Так
что, как знать, возможно, я окажусь прав. Хотя более вероятно, что
когда-нибудь выяснится, что вместо «индии» была открыта «америка». Так
видится происходящее. И в этом «происходящем»
существуют хотя и не такие проблемные, но тоже немаловажные вопросы,
разрешение которых позволит проникнуть в загадку нелинейности времени. Чтобы использовать этот эффект на практике.
И мы развернем наш корабль в направлении еще не изведанных до конца морей. 2.
Иудаизм, христианство и ислам. В пространстве морей этих трех великих культур происходили главные исторические
события в Европе и России. Предложенная автором антропокосмическая модель Вселенной, в которой человек через настроения связан динамичными
отношениями с Космосом, позволяет дать трактовку назначения каждой из этих
культур. При этом основой основ всего происходящего на Земле автор видит
существование некой высшей космической Цели во Вселенной. Во имя чего и был создан человек. А
уже из людей (человеков) были сформированы природные «инструменты». Для чего
таинственным силам во Вселенной потребовалось породить различные культуры,
находящиеся во взаимодействии друг с другом. Иудаизм – это женское
начало и коллективизм. Ислам – мужское начало и коллективизм. Христианство
основано на комбинациях всех четырех начал. 3.
Иудаизм. Пророк Моисей, живший два с половиной тысячелетия назад, дал
человечеству Пятикнижие, в котором можно увидеть сказанное выше о сочетании
в иудаизме женского и коллективистского начал. Что ведет к ориентации на
Красоту и на устремление к мировому господству. Вот некоторые комментарии
текстов из Пятикнижия, ставшего основой Ветхого Завета. Сделаем
вид, что мы только приступаем к текстам Ветхого Завета. «Не
сотвори себе кумира». Вторая заповедь Моисея. Между кем и кем надо не
сотворять кумира? Не между Богом и человеком, как говорят, отвечая на этот
вопрос, типично люди. Правильный ответ: между Богом и израильским народом.
Который в этой трактовке становится народом-царем на Земле. Как
должен вести себя избранный Богом народ-царь? Об этом все сказано в пятой Книге Моисея – «Второзаконие».
Так, заповедь «Не убий» означает – израильтянин «не убий» израильтянина. Что,
однако, не относится к «гоям». А
где же тогда ориентация на Красоту? Она в заповеди «Око за око, и зуб за
зуб». Слово «красота» здесь только проступает в виде «справедливости». Но
зато кричит жестокость. Где же тогда Красота? Так должны говорить все, кто не
знает ответа о смысле жизни. То есть почти все. А если знать, что смысл жизни
– в служении неземному («смысл жизни лежит вне жизни» – так он трактуется с
позиций женского начала, на котором строится также культура православия, где
и была дана эта формулировка), то можно увидеть,
что для Красоты жизнь отдельно взятого человека – ничто. У Нее вселенские
цели. И им человек может и должен
служить. Даже ценой своей жизни. Это
и происходит в реальной жизни, наполненной войнами и гибелью людей. И чем
больше жестокости, тем больше проявляется красоты.
И прогресса. Изменить это, по-видимому,
можно. Но едва ли это произойдет скоро. Мир сегодня построен на
несправедливости, возведенной в «рублевский закон». «Власть получает тот, кто
ее хочет», – сказал мне однажды М.Г. Мещеряков (с. 4, 60–63, 189–192, 218). И
в этом вся проблема. Хотят все. Это
отличает человека от машины. Это та тайна, из-за которой оказалось невозможным
построение искусственного интеллекта. Хотя и хотелось. Правда, не всем. Как
не всем хочется рабской власти. В которой рабы все. Свобода вне власти. 4.
Ислам. Его дал людям пророк Мухаммад (около 570–632). Обратившись к текстам Корана, я знал, что ищу: сочетание мужского и
коллективистского начал. И однажды, под случайным
настроением открыл Книгу в переводе
И.Ю. Крачковского, стремившегося сохранить
в точности слова Мухаммада при переводе на русский язык (за что его
«не жалуют» в современном исламском мире), и на случайной странице в суре «Женщины» прочел: «Если кто заступится
хорошим заступничеством, тому будет доля от Него [Аллаха], а кто
заступится дурным заступничеством, тому будет тоже доля от Него». А за две страницы до этого обнаружил: «О
вы, которые уверовали! Соблюдайте осторожность и выступайте отрядами или
выступайте все». Вот
оно! Главное – движение (проявление
мужского начала), и не важно куда
(за ответ на это – через поиски красоты
– во Вселенной отвечает женское начало, загнанное в тексте Корана в дальний угол).
И при том – «выступайте отрядами».
И никакого там «милосердия», как это находим в созданной иудеями во II веке каббалистической модели Вселенной, в
отношении талантов. Зачем
это нужно? Это культура великого
воина. Что мы и видим из нашей истории, где были хазары, половцы, Чингисхан,
Батый, Тамерлан… И были страдания,
выпавшие на долю русского народа, носителя женского начала. Который вышел из
этих страданий очищенным, стал
победителем и создал великую русскую культуру XIX века,
приравниваемую сегодня к третьему феномену в истории человечества (наряду
со взлетами эллинской культуры в
V веке
до н.э. и культуры европейского Возрождения в XIV–XVI
веках). Аналогией
сказанному явились мировые войны в ХХ веке, в основе которых было проявление
мужского и коллективистского начал со стороны Германии. Что так дало знать о себе в отношении
страданий русских и иудеев-евреев во времена Гитлера, устремившего свой взор
на «чистоту нордической нации». Однако
без этих двух чудовищных войн не было бы и того огромного прогресса, который
был достигнут человечеством в ХХ столетии. Что для пишущего этот текст
видится как прямое доказательство того, что человек – это всего лишь некий
«инструмент» в Чьих-то «руках». Но мы все еще не осознаем этого. И платим
кровью, мало того – чистой кровью тех, кто не просто хочет чего-то, не зная
чего и потому ища в жизни «удовольствия» (тогда под таких подкладывается
такой же «гламур» в виде сучек-б…дей), но хочет
света. Тех, из кого рождаются отважные капитаны. 5.
Наконец, рассмотрим христианство, «расположившееся» между иудаизмом и
исламом. Все здесь началось с замены заповеди «Око за око, и зуб за зуб» на
слова «Возлюби ближнего, как самого себя». Это было единственным, что принес возведенный в Бога Сына Иисус Христос.
И что интересно, появление этих слов было предсказано еще в Каббале,
созданной за 2500 лет до Него. Что
это изменяло? В этом была заложена культура индивидуализма, которая открывает путь к творчеству. Но и к
опасности погибнуть. Что тут же привело к созданию христианской Церкви как
защитницы сплачиваемых ею верующих христиан. Рабы, правда, все равно
гибнут, но их – виноват! – много. Но
кому мешали эти убогие, с точки зрения римской власти, люди? Да никому.
Поэтому здесь тоже есть тайна. Тайна необъяснимой никакой логикой ненависти
власть имущих к тихому индивидуализму. У тебя, казалось бы, есть все – и
деньги, и слава, и гламурные тигрицы-гетеры… А у тех? Работа, жены, дети. Ну, разве что еще нет обязанности быть
всегда готовым выполнять чужую волю. Именно всегда. Что начисто убивает настроения. А
это в рассматриваемом нами вопросе о творчестве самое главное. Это свет настроений,
ниспосылая человеку рождение новых идей и позволяя отбирать из них гармонию
с красотой, открыл то сложное многообразие культуры, которая сложилась в
христианской среде. И засияла тайной Святой Троицы. И
это именно тайна. Придумать такое
невозможно. Разум, конечно, может нагородить все, что угодно. Но вот чтобы
это еще и работало! А оно работает
– на интерпретации найденного как откровение
во II–XIV веках строится
применяемая нами сегодня в науке методика сокращения затрат времени («сжатия
времени»), когда движение мысли соединяется с поисками красоты. Но
вот до нас это применяемое нами на практике знание о раздвоении Святой Троицы и о необходимости «слияния» этой
раздвоенности в процессе творчества проявлялось только в противостоянии
мужского начала и женского или индивидуалистического и коллективистского.
Через войны между носителями мужского и женского начал или через
внутренние расколы между носителями духа свободы (который связан с
индивидуализмом) и несвободы. Однако
понимания факта существования раздвоения
Святой Троицы, такого важного для нас, нет до сих пор. А и всего-то надо
знать совсем немного из истории христианского мира, что можно изложить
всего лишь на нескольких страницах. Но чтобы узнать это, это надо увидеть. И никакие «просто знания»
об истории со всеми бесчисленными «достоверными» фактами здесь помочь не
могут. Однако в море кишащих рыб-фактов водятся золотые рыбки. И мы забросим
в море невод из нитей-настроений. 6.
История раздвоения двух составляющих Святой Троицы, Святого Духа и Бога Сына,
что необходимо знать для разъяснения метода «сжатия времени», уходит в IV и V века. Это было время проведения первых Вселенских
соборов, на которых человеческая мысль занялась поисками доказательств существования
Бога. Бог есть любовь. По этому
пути, если судить по времени жизни трех великих каппадокийцев – Василия
Великого, Григория Нисского и Григория Богослова, пошли первые поиски. Это и
естественно: любовь была выражена в заповеди признанного Богом Сыном Иисуса
Христа. И пришли к тому, что позже, ориентировочно в V веке, было изложено в книге «Corpus Areopagiticum» Псевдо-Дионисием Ареопагитом. А именно: надо
отбросить все, что Богом не является. Это так называемый отрицательный (апофатический) путь поиска признаков
существования Бога. Например, отбросить слово любовь невозможно. Как и другое слово – красота. Это
был путь формирования женского по
своей природе православия. И это на этом пути мы ищем сегодня в научных
разработках красивые решения,
которые позволяют снижать затраты времени в 10–100 раз! В интерпретации найденного
богословами это звучит так: не делать ничего, что можно не делать.
Не делать, по опыту, можно 99%. И уходить по времени вперед. На
этом пути женское начало побеждает мужское, которое возникло, как это
видится, из единственной «искры», вырвавшейся из пламени опять же единственного
Евангелия – от Матфея: «Не мир Я вам принес, но меч». Но эта искра зажгла на
стыке IV–V веков огонь положительного (катафатического) пути
поисков разумом доказательств существования Бога. И имя человека, который породил
это направление, давшее ход развитию мужского начала в культуре христианского мира,
известно всем – Блаженный Августин. Он же дал ставшее классическим понятие о
Святой Троице в виде Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. А также мучился над
вопросом о природе времени. Но
время связано с красотой, которая
ищется на пути интуиции. А мужское начало – это путь разума, движения мысли. Без чего творчество
невозможно. И мы говорим: под лежачий камень вода не течет. Однако просто
движение не ведет никуда. На этой ошибке и зашатался современный мир: одно лишь
развитие новых технологий, при том что их применение находится в руках не
понимающей смысла человеческой жизни «энергичной» власти и дарящих ей эту
энергию гламурных б…й (с их «ведь вы этого достойны!»), ведет в тупик. Одной
только энергии здесь недостаточно. В этом случае на вопрос «куда» будет
всегда один ответ – в никуда. На высоких технологиях. Похоже,
пришло время осознать это и наполнить движение красотой. Причем это
наполнение должно начинаться с творчества первопроходцев, которые затем
задают тон остальному человечеству. Ничем в своей послушности (для верующих
– в стремлении к «спасению души» через смирение и покаяние, как учит нас
Православная Церковь) не отличающемуся от стада. Со «дна» которого – и
только с него! – где тихо светится чистая любовь, однако, и выходят чистые
сердцем первопроходцы. И народные (подлинные) герои. А уходит начало этого
непонимания необходимости соединения движения и поисков красоты в VI век,
когда на Толедском Вселенском соборе (589 год) возник вопрос о Filioque – исходе или
не исходе Святого Духа от Бога Сына. Что на наши исследования имеет самое
непосредственное влияние. 7.
Filioque (филиокве) в переводе с латыни означает «и от Сына»
(Бога Сына). Одни считают, что Святой Дух исходит от Бога Сына, причем в виде
энергии. А другие отрицают исход. Спор на эту тему длился пять веков, самые
жаркие дебаты были в VIII
веке, а закончилось все разделом в XI веке
христианского мира на западный, католический, и восточный, православный,
первый – признающий исход Святого Духа, а второй – нет. Причем, повторю,
если исход, то в виде энергии. В
этом споре оказались замешаны четыре начала – как женское и мужское, так и ведущие к свободе духа и
несвободе. И спор этот все еще не закончен. Мы
уже понимаем, что западный мир склонился к мужскому началу (исход Святого
Духа в виде энергии от Бога Сына), а восточный – к женскому, ведущему к погружению
в свет Красоты. И согласимся с тем, что движение требует свободы, а погружение в «Божественный мрак» (так это называлось в книге Псевдо-Дионисия «Corpus Areopagiticum») Красоты, где сердце человека наполняется светом,
свободу отрицает. И здесь возникла проблема. Она
связана с тем, что главы обеих Церквей, западной и восточной, имеют статус
представителя на Земле Бога Сына – Иисуса Христа. Но в западном католическом
мире Бог Сын по исходу от него Святого Духа приравнен к Богу Отцу. И потому папа
Римский имеет тоже очень высокий статус, что даже выразилось в принятии совсем
недавно, в XIX столетии, догмата о непогрешимости Римских пап.
Слово папы является законом, то
есть инструментом подавления свободы духа человека-личности. И человек как
личность становится «меньше». При том что западный человек – это носитель
энергии, мужского начала. В результате этого противоречия католическая Европа
погрузилась в «тысячелетие мрака», с рассветом в XIII столетии и
Реформацией Церкви в XVI, когда Мартин Лютер провозгласил независимость
человека от власти Римских пап. Так возникла протестантская культура с ее
свободой лично каждого человека трактовать «букву» Святого Писания (Библии). Это
был настоящий прорыв к свободе духа, сочетаемый с энергией. В Европе
наступило Новое время. Предполагаю, не последнее. Ибо у свободы здесь нет еще
полной свободы, выражаемой исходным:
не верить ни единому слову. А
протестанты верят в слово, и в движении у них нет соединения с красотой. Теперь
о восточном православии. Здесь патриарх как глава Церкви, в которой учат
человека погружению в свет Красоты, оказался приниженным по сравнению с папой Римским тем, что он является
представителем на Земле Бога Сына не равного Богу Отцу (из-за отрицания
исхода Святого Духа от Бога Сына, который, считается в православии, исходит
только от Бога Отца). Поэтому в православной культуре, женской по природе,
проявилось противоречие в виде несвойственной этой природе ориентации на
свободу. Это противоречие также будет «исправлено», и тоже (!) в XVI веке
тяжелой царской рукой Ивана IV Грозного, а затем, в XVII веке, –
реформами патриарха Никона. Но здесь произойдет целый ряд интереснейших
событий, которые сделают русскую культуру, базирующуюся на православии,
уникальной. В этой культуре в течение
тысячи лет сформируется наряду с ориентацией на Красоту космическое одиночество человека. Равного которому нет нигде. 8.
Ряд важных вех в русской истории связаны со следующими событиями: Принятие
православия в Х веке и, как следствие, последующий исход киевских руссов в
междуречье Оки и Волги с будущей столицей Москвой. Этот исход, защитивший
женщин от посягательств воинственных половцев, носителей мужского и
коллективистского начал (что и делало их сильными в военном отношении), «высветлил» души тех ушедших на север
киевлян, которым предстояло создать русскую культуру. Немаловажное значение
при этом сыграл факт удаления еще на Монголо-татарское
иго, время страданий. Общение с
югом, где были киевский митрополит и греческие патриархи, было перерезано на
Днепре. Личная ответственность человека возросла еще больше. Тогда на Русской
земле произошло явление преподобного Сергия Радонежского, который проповедовал
«осветление души», призывая к «созерцанию Святой Троицы» (что направляло
к служению неземному), а также – к
уважению созерцающего красоту
человека к труду (мужскому по духу движению).
А его отказ от предложенной ему власти митрополита позволил ему сохранить свободу духа, что сделало его космическим одиночкой, личностью-богом.
И властителем душ. По
существу, гармонично соединив все четыре начала, он обозначил линию на
построение антропокосмической модели
Вселенной, в которой основой является служение неземному. На чем народный дух взлетает под небеса, и уже из такого народа выходят
гении-первопроходцы, личности-боги. Таким был московский князь Дмитрий Донской,
приведший русское войско к победе на Куликовом поле (1380 год), где он
сражался в одеждах простого воина. Вслед
за победами наступает расцвет культуры. И мы видим тридцать белых красавцев-монастырей, построенных в конце XIV – начале XV века. Пришло время великих
иконописцев – Андрея Рублева и других. Во второй половине XV века
строится Московский Кремль. Но потом, как подметил Бертран Рассел, всегда наступает время расплаты за
свободу духа. Так в русской истории появился царь Иван IV Грозный (1530–1584), который отдал народ во власть
опричников-скотов. «И неужели это тьма – когда царь управляет и владеет
царством, а рабы выполняют приказания?» – написал он Андрею Курбскому. Но
так ли царь Иван Грозный и Патриарх Никон, душившие свободу личности, были
неправы? С точки зрения отдельно взятого человека – да, неправы. А с точки
зрения Космоса?.. Здесь все оказывается совсем не так просто. Если конечной
целью движения, происходящего во Вселенной, является наращивание «массы»
разлитой в ней Красоты, то нужна не только свобода, но и несвобода («рабы»).
В этом направлении, которое почему-то
совпало во времени с Реформацией Церкви в Европе, и шли изменения в русской
жизни. Которые привели к внутреннему расколу на послушных и непослушных
(протопоп Аввакум и другие). Последних стали называть старообрядцами и раскольниками. Но это лишь
слова. А на самом деле именно эти «раскольники» и сохранили чистоту в
русской культуре. И это к ним обратился с предложением о
сотрудничестве царь Петр I после
поражения под Нарвой от шведов (1700 год), убедившийся, что только тем, что
он «прорубил окно в Европу» (привез
в Москву немцев-технарей, поселив их на берегу Яузы), не обойтись. Нужны еще
свои, русские таланты. И он нашел их в среде старообрядцев-беспоповцев
(Никон уничтожил епископат старообрядцев, и к концу XVII века у них уже некому было рукополагать новых
священников) в Архангельской земле –
Андрея и Семена Денисовых из рода князей Мышецких. В
кратчайшие сроки (отметим здесь еще Александра Меншикова) возникли города
Тула и Петрозаводск с оружейными заводами, где стали делать ружья и лить
пушки из заимствованных у монастырей колоколов (а не отнятых, как об этом
обычно пишут) появившиеся словно «ниоткуда» русские мастера. А в армии выбивающийся за заслуги перед
отечеством младший командный состав вел честных, но недалеких
солдат-никониан, по невежеству крестившихся католическим троеперстием (что выражает в равенстве трех пальцев,
напомню про филиокве, равенство Бога Сына Богу Отцу и уводит – символы
несут огонь! – русского человека ни туда ни сюда), в рукопашный бой или на
штурм шведских кораблей уже не за деньги (как опричники Ивана Грозного,
бегущие с поля боя при одном только виде «страшного» татарского войска, как
это было в сражении на Оке в 1571 году), а – во славу российского флага. В
1700 году умирает патриарх, и Петр I сначала
откладывает новые выборы, а в 1721
году вообще отменяет этот сан в Русской Православной Церкви. Природная
русская ориентация на Красоту, реформы «порабощения» Ивана Грозного и Никона
(ввод троеперстия и однообразия в архитектуре церквей, чтения во время служб
на непонятном старославянском языке и другое), безропотно принятые
большинством народа, немцы-протестанты и русские таланты в лице «раскольников»
с их раскрытыми навстречу настроениям чистыми душами – да это же
«возврат» к тому времени, когда мы победили на Куликовом поле! К
завещанному преподобным Сергием Радонежским! Но уже без власти монголо-татарского
ига. И Россия Петра Великого всего за одно столетие становится Российской
империей, огромной и непобедимой. По-русски непобедимой, здесь
пространство и время поглощаются красотой. Как
это произошло с армией Наполеона, которому полководческий русский гений князя
Голенищева-Кутузова позволил дойти в летнее время до Москвы (чтобы сжечь ее),
а потом отпустил эту армию обратно, не обеспечив ее, когда пошел снег,
валенками и горячими щами. О валенках позабыл и Гитлер. А
между этими двумя событиями был золотой для русской культуры XIX век
и серебряное начало ХХ века. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Лев
Толстой, Чехов, Чайковский, русские художники, из которых отмечу Поленова и
Левитана (которых особенно ценю), а из «новых» моими стали Блок, Есенин и Михаил Булгаков – они и их творения,
как об этом уже говорилось, воспринимаются как третий в истории человечества
феномен, наряду со взлетом эллинской культуры в V веке до н.э.
и Европейским Возрождением в XIV–XVI
веках. А потом пришли большевики. Но
вернемся к валенкам. Это
проблема для западного человека, когда он «наваливается» на Россию. А Россия – это не их антропоцентричный
гуманизм, а антропокосмическая культура, позволяющая через устремленность к
Красоте управлять временем. А
что такое время? И почему оно нелинейно?
Ответить на эти вопросы человек не может. Что, однако, не значит, что с
этим нельзя «играть». Например, вот сейчас я знаю, что мое время написания этого приложения заканчивается.
Надо идти из дома в наш сад, чтобы собрать с яблонь яблоки. Иначе их могут
погубить надвигающиеся холода. А жаль… Так, я лишь затронул выше такую тему, как
«налет» мужского начала на культуру Западной Европы, где тоже произошло
разделение на носителей чисто мужского духа (Германия и ряд северных стран) и
на тяготеющих к женскому духу, вокруг и на юге. Скажем, во Франции. Чем в
самом главном отличается ее культура от русской? Могу ответить: в
католической Франции (кроме Парижа) нет той свободы, которая сложилась в
русской культуре. И это привело к тому, что там слово истина (veritas) означает то, что утвердили академики, а у русских
– это сам человек. А
еще им не понятны такие слова, как подвиг, смысл жизни, стихия и тоска… |
СОДЕРЖАНИЕ (Русское
космическое одиночество) Русско-английский эксперимент в ЦЕРН (Поддержка создания
Большого адронного коллайдера – применение
трансцендентного метода «сжатия времени») Не делать ничего, что можно не делать Post Scriptum. Из статьи автора «Нелинейность времени» («Россия –
это прекрасная женщина…») (Куда идет развитие Вселенной? [6])
IV. Параллельный мир (Научные исследования) Искусственный
интеллект – стыд за все человечество Синергия. И «пусть эти “греки” пое…тся» Числовые
характеристики красоты Изображения параллельного мира Наука – это лес с
кривыми дорожками Обет молчания и золотая медаль Православная
Святая Троица. Москва Русское староправославие. Сергий Радонежский «Где в лесных озерах тихо светят «Какая странная судьба…». Николас Кульберг и
другие График связи
времени и красоты V. Чудным звоном гремит колокольчик (Сказка о Медведе, пробравшемся к науке) «У Козла уже есть
рояль, а я все – о звездах …» VI. Мистика побед русского оружия Мистика русской победы в Курской битве
(1943) Приложение:
Сражение под
Прохоровкой (Курская битва) глазами немецкого аса-танкиста Post
Scriptum. Германия и Россия. Устремление к космосу и управление временем во Вселенной Дополнение
ко 2-му изданию. Эрих фон Манштейн. Курская битва в мемуарах немецкого
фельдмаршала VII. Одиночество и пепел Портрет автора
(«Дождаться сумерек …») Компьютерная
живопись. «Сумерки…» Антропокосмическая модель Вселенной, построенная на интерпретации представления о
Св. Троице В снегах Верхней Волги. Оружие одиночества VIII. «Веселые ребята» (Взгляд «нефизика» на физику и на физиков. Зачем физики строят ускорители? Гравитация и счастье. Смешное начало. Международная конференция в
Дубне Электронно-лучевая трубка и ЦК комсомола («Где ты, звезда моя Вега? Отчего такая тоска?..») (первый опыт 100-кратного «сжатия времени») Штрихи к портрету М.Г. Мещерякова Елена. Какие-то тени на белом снегу Черный мотоциклист (очень странная история) Запрещенная свобода. Путь одиночества Что-то неладно в «датском королевстве» Дошедшее до нас через огонь столетий X. Эпилог Деревня, Европа и нелинейность времени «Отсутствующие всегда неправы…» Светящаяся травинка и Большой адронный коллайдер |
|
|
СПИСОК ИМЕН
Курсивом отмечены те люди, с кем автор общался по
жизни, и родственники. Аввакум
– 238. Августин
Блаженный – 10, 156, 161, 235. Айги Н.А. – 154.* Александр
Невский – 76. Александр
II –
125. Алексий
– 31. Андрей
Боголюбский – 75. Ананьева Е.В. – 87. Андерс Х. (Курт) – 81, 82, 83, 84, 86, 207, 208, 209, 210. Андерсен
Г.-Х. – 20. Аршинов В.И. – 17, 98, 99, 102, 110. Бабич Ю.В. – 28. Батый
– 234. Берия
Л.П. – 42, 96. Бернерс-Ли
Т. – 65. Бетховен
Л., ван – 42. Бехманн Г. – 99, 159. Блок
А.А. – 239. Боголюбов
Н.Н. – 155, 198, 200. Бор
Н. – 61. Булгаков
М.А. – 122, 229, 230, 239. Бунин
И.А. – 140. Вавилов
Н.И. – 188. Василий
Великий – 235. Васильев
В.В. – 154. Ватутин
Н.Ф. – 133, 134, 135, 139, 149. Винер
Н. – 172, 181. Виттман
М. – 143. Владимир
Мономах – 75, 104. Войнович
В.Н. – 95. Волков О.А. – 52. Высоцкий
В.С. – 21, 115. Гаврилов Н.М. – 107. Гагарин
Ю.А. – 12, 46. Гегель
Г.В.Ф. – 10, 131. Гёппнер
Э. – 34. Гиммлер
Г. – 143. Гитлер
А. – 126, 127, 129, 131, 133, 137, 138, 140, 142, 150, 239. Голенищев-Кутузов
М.И. – 238. Гоголь
Н.В. – 239. Голицын
С.М. – 99. Гончарова
Н.Н. – 99. Горохов В.Г. – 99. Грабин
В.Г. – 127, 128, 129, 131, 132, 138. Григорий
Богослов – 235. Григорий
Нисский – 235. Григорович
Д.П. – 126. Гудериан
Г. – 131, 133, 139. Гусев П.С. – 154, 155, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168. Даниил
– 76. Денисов
А. – 238. Денисов
С. – 238. Дмитрий
Донской – 76, 67, 238. Дойч
М. – 179, 181. Достоевский
Ф.М. – 4, 29, 222, 239. Дубровский В.Г. – 223. Елян
А.С. – 128. Еремин Е.П. – 58. Есенин
С.А. – 48, 115, 160, 172, 239. Злобин А.Д. – 188, 189. Зорин А. – 58. Иван
IV
Грозный – 15, 78, 127, 237, 238. Иван
I Калита
– 76. Иисус
Христос – 75, 229, 230, 234, 235, 236. Ильюшин
С.В. – 101. Кайо Р. – 65. Калашников
М.Т. – 53. Кант
И. – 172. Катуков
М.Е. – 133, 134, 135, 139, 149, 150. Кашков Ф. – 95. Кашкова Е.Ф. – 95, 104. Кеннеди
Дж. – 46, 188. Кирилл – 99. Ключевский
В.О. – 4. Колумб
– 181. Кореньков В.В. – 196. Коротков Ю.Б. – 57. Короткова (Шкунденкова) Е.М. – 6, 96, 97. Костюшко
Т. – 95. Кошкин
М.И. – 129, 130, 131, 139. Крачковский
И.Ю. – 233. Кристи
– 129. Крымова И. – 235, 3-я сторона обложки. Кульберг Н.Н. – 17, 90, 91, 95, 101, 106, 110, 126, 154. Кульберг
Н., фон – 90, 91. Кульберг (Траскина) Е.В. – 90, 91, 92, 94. Купцов А. – 63. Курбский
А. – 15, 238. Куровски
Ф. – 142. Курчатов
И.В. – 60, 61. Ларошфуко
Ф. – 104, 161. Лаукерт,
фон – 133. Левитан
И.И. – 60, 239. Ленин
В.И – 42, 78, 126. Лермонтов
М.Ю. – 31, 33, 42, 60, 113, 213, 239. Ломоносов
М.В. – 99, 100, 102. Лондон
Дж. – 42. Лопуховский
Л. – 135. Лютер
М. – 141, 237. Магеллан
– 181. Маслов В.В. – 153, 154. Маштейн
Э., фон – 131, 148, 149, 150, 151. Матиесон Д. – 105, 108, 109. Матфей
– 235. Меншиков
А.Д. – 238. Мещеряков М.Г. – 4, 60, 61, 62, 158, 195, 197, 198, 199, 200, 226,
233. Миронов В.В. – 99, 102. Миронова З.В. – 83. Модяев А.Д. – 107. Моисей
– 15, 230, 231, 232, 233. Молотов
В.М. – 135. Морозов
А.А. – 130. Мухаммад
– 233. Надточеев А. – 58. Нестеров
М.В. – 39. Наполеон
– 162, 239. Наумов С.А. – 99, 226. Никитин Ю. – 50. Николаев П.А. – 17, 100. Николай
I – 78. Никон
– 78, 127, 237, 238. Ницше
Ф. – 125. Ньютон
И. – 171. Олег
Вещий – 75. Оныкий Б.Н. – 90, 107. Орлов
Ю.Ф. – 95. Павел
– 10, 230. Палама
Г. – 16, 111. Пастухов Б.Н. – 186. Пауэлл
Б. – 181. Петр
– 231. Петр
I Великий – 127, 238, 239. Петрилли А. – 14. Петросьянц
А.М. – 186. Платон
– 99. Плесс Л. – 182, 183. Пифагор
– 2, 3, 13, 15, 172, 230, 231. Поленов
В.Д. – 60, 239. Поликарпов
Н.Н. – 126. Полонский
Я.П. – 114, 224. Пригожин
И.Р. – 9, 101, 102. Псевдо-Дионисий
Ареопагит – 10, 100, 154, 156, 157, 229, 235, 236. Пуанкаре
А. – 172. Пурвис Дж. – 13, 17, 98, 105, 108, 109, 110. Пушкин
А.С. – 99, 125, 239. Рассел
Б. – 238. Рахманинов
С.В. – 33. Репин
И.Е. – 60. Риббентроп
Р., фон – 143, 144, 147. Роинишвили В.Н. – 87. Ромм
М.И. – 71. Ротмистров
П.А. – 135, 139, 142. Руббиа
К. – 90. Рублев
А. – 238. Салтыков
Б.Г. – 90. Сахаров
А.Д. – 81, 95. Семенов И.И. – 47. Сергий
Радонежский – 14, 76, 77, 78, 111, 237, 238, 239. Сисакян А.Н. – 154, 155, 200, 219. Сисакян
Н.М. – 154. Сталин
И.В. – 34, 42, 126, 127, 128, 134, 135, 139, 140, 149. Степин В.С. – 98, 101. Столыпин
П.А. – 33. Сушкова
Е.А. – 31. Тайчинова А. – 43, 52. Тамерлан
– 234. Телешов
– 128. Титова К.Р. – 159. Титов Р.Н. – 105, 107, 108. Титова С.Р. – 159. Толстой
Л.Н. – 140, 239. Траскин
В.Д. – 91. Траскина О.В. – 92, 94. Троцкий
Л.Д. – 126, 140. Туполев
А.Н. – 101, 162. Уланова
Г.С. – 51. Устинов
Д.Ф. – 127. Утесов
Л.О. – 205. Фалес
– 172, 230, 231. Фергюсон Дж. – 14, 17, 106, 107, 108, 111, 172. Фирсанова
В.И. – 33. Хаф
П. – 181. Хакен
Г. – 9, 102. Хауссер
П. – 133, 135, 139, 143. Хетагуров Я.А. – 111. Хигс
П. – 171. Химченко И. – 155, 158. Хрущев
Н.С. – 51. Хрущев С.Н. – 51. Чайковский
П.И. – 168, 239. Чехов
А.П. – 140, 239. Чингисхан
– 234. Цветаева
М.И. – 4. Шаляпин
Ф.И. – 33, 42. Шекспир
– 113. Шерстенников Л.Н. – 45, 46. Шишкин
И.И. – 60. Шкунденков М.Ф. – 96. Шкунденков Н.М. – 95. Шкунденкова М.В. – 28, 205. Шопен
Ф. – 42. Щербаков В.И. – 58. Эделев Я.И. – 38. Эйнштейн
А. – 171, 173. Юрий
Долгорукий – 75. Юрий
Московский – 76. Ярослав
Мудрый – 75, 103, 104. Яшин
Л.И. – 57. Лец
С.Е. – 226 («Наконец я достиг дна. В ту же минуту снизу постучали»). |
|
|
|
Речка Горетовка. Снимок с моста, 19 октября 2004
года. Моросит мелкий дождь На
переднем плане слева – «светящееся» дерево, излучающее таинственную энергию,
которую улавливает прибор спотметр. На следующей странице приведены
результаты исследований этого излучения. Но даже на этом снимке можно
увидеть невооруженным глазом круглые ободы «глаз», диаметром около 7–8 миллиметров. |
|
|
|
Панорама
речки Горетовки со светящимся деревом, на котором видны круглые «глаза» (получено
после нелинейной обработки серии из пятидесяти наложенных друг на друга
снимков). Светятся даже отдельные травинки. Однако чтобы увидеть это, человек должен был сначала построить Большой
адронный коллайдер. |
|