Главная страница сайта

 

Карта сайта

 

Библиотека сайта

Владимир Шкунденков «Одиночество и  пепел (нелинейность  времени)»

Часть 1

(главы I, II и III)

Часть 2 (глава IV)

Часть 3

(глава V)

Часть 4

(глава VI)

Часть 5

(глава VII)

Часть 6

(глава VIII)

Часть 7

(глава IX)

Часть 8

(глава X)

Часть 9

(Приложения)

Часть первая

 

 

 

 

 

 

Владимир ШКУНДЕНКОВ

 

 

ОДИНОЧЕСТВО

И  ПЕПЕЛ

 

(НЕЛИНЕЙНОСТЬ  ВРЕМЕНИ)

 

Содержание

 

Москва-2009

 

Примечание к Содержанию. Книга была написана в полете над прошлым, изложенном в разных книгах автора, что привело к невообразимому хаосу. Чтобы уменьшить хаос, на тексты было «наложено» Содержание. И тогда из тьмы прошедшего времени, как это видится, проступили контуры Промысла. Но дорога в темноту времени будущего от этого не становится высвеченной. Она проступает, как месяц в ночи сквозь низко несущиеся облака. Когда ка­жется, что в блуждающем свете плывут не облака, а видимый иногда месяц...

 

ШКУНДЕНКОВ Владимир Николаевич

ОДИНОЧЕСТВО И ПЕПЕЛ

(НЕЛИНЕЙНОСТЬ ВРЕМЕНИ)

Тула: Репроцентр, 2009. – 252 с.

 

Автор – доктор технических наук, директор международного Научного центра исследований и разработок информационных систем (CERNJINR Collaboration)

CERN – Европейская организация ядерных исследований  (ЦЕРН, Женева, Швейцария);

JINR – Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна, Россия)

 

Почему так устроен окружающий человека мир? Этот вопрос был задан оставшимся неизвестным жрецом в Древнем Египте (по другой версии – в Вавилоне), как считается, около 4500 лет назад. Из ответа на этот вопрос вышли Ветхий Завет, Новый Завет и Коран.

Как устроен мир? – задал в VI веке до н.э. грек Пифагор. Из поисков ответов на этот вопрос вышли наука и философия, базирующиеся с тех пор исключительно на разуме человека.

Куда идет развитие звездной Вселенной? – задал вопрос автор этой книги. И от­ве­тил: в сторону наращивания «массы» Красоты. Этот ответ привел к «выравниванию» роли разума человека и интуиции, которая связывает человека с тайной творчества первопроходцев. Исследования этого подхода при выполнении научных разработок привели к про­яв­лению эффекта нелинейности времени («сжатия времени» в 10–100 раз).

 

 

ISBN 5-7844-0084-3       © Шкунденков В.Н., 2009

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 I. Предисловие. Посвящение

II. Один против бездны

 (Русское космическое одиночество)

 Справка об авторе

III. TIME COMPRESSION:

 Русско-английский эксперимент в ЦЕРН

 (Поддержка создания Большого адронного коллайдера –

 применение трансцендентного метода «сжатия времени»)

 Не делать ничего, что можно не делать

 Смысл жизни лежит вне жизни

 Не верить ни единому слову

 Post Scriptum. Из статьи автора «Нелинейность времени»

 («Россия – это прекрасная женщина…»)

 Литература

 (Куда идет развитие Вселенной? [6])

IV. Параллельный мир

 (Научные исследования)

 Искусственный интеллект – стыд за все человечество

 Синергия. И «пусть эти “греки” пое…тся»

 Числовые характеристики красоты

 Изображения параллельного мира

 Мы живем в разных мирах

 Мост через Горетовку

 Наука – это лес с кривыми дорожками

 Обет молчания и золотая медаль

 Студенческие годы

 Профессор М.Г. Мещеряков

 Дух победы на Куликовом поле

 Православная Святая Троица. Москва

 Русское староправославие. Сергий Радонежский

 Женева. «Vivat Russia

 «Где в лесных озерах тихо светят

 «Какая странная судьба…». Николас Кульберг и другие

 Служение неземному. Атаковать

 График связи времени и красоты

V. Чудным звоном гремит колокольчик

 (Сказка о Медведе, пробравшемся к науке)

 «У Козла уже есть рояль, а я все – о звездах …»

VI. Мистика побед русского оружия

 во Второй мировой войне

 Мистика русской победы в Курской битве (1943)

 Приложение: Сражение под Прохоровкой (Курская битва) глазами немецкого аса-танкиста

 Post Scriptum. Германия и Россия.

 Устремление к космосу и управление временем во Вселенной

 Дополнение ко 2-му изданию. Эрих фон Манштейн.

 Курская битва в мемуарах немецкого фельдмаршала

VII. Одиночество и пепел

 Портрет автора («Дождаться сумерек …»)

 Компьютерная живопись. «Сумерки…»
 Школа компьютерной живописи

 Антропокосмическая модель Вселенной,

 построенная на интерпретации представления о Св. Троице

 В снегах Верхней Волги. Оружие одиночества

VIII. «Веселые ребята»

 (Взгляд «нефизика» на физику и на физиков.

 Партия и комсомол)

 Зачем физики строят ускорители?

 Зачем мы живем?

 Гравитация и счастье.
 (Гипотеза об их единстве в Природе)

 Смешное начало. Международная конференция в Дубне

 Электронно-лучевая трубка и ЦК комсомола

 «Наш паровоз, вперед лети…»

IX. «Но откуда звезды?..»

 («Где ты, звезда моя Вега? Отчего такая тоска?..»)

 Первая советская

 (первый опыт 100-кратного «сжатия времени»)

 Штрихи к портрету М.Г. Мещерякова

 «Тюремный двор» в Женеве

 Кафе «Ла Клеман»

 «А правда никому не нужна»

 Бдительность и кальсоны

 Елена. Какие-то тени на белом снегу

 Черный мотоциклист (очень странная история)

 Запрещенная свобода. Путь одиночества

 Что-то неладно в «датском королевстве»

 ЦЕРН и русский дух

 Дошедшее до нас через огонь столетий

X. Эпилог

 Деревня, Европа и нелинейность времени

 «Отсутствующие всегда неправы…»

Приложение

 О вреде знаний

 Список имен

 Светящаяся травинка и Большой адронный коллайдер

 

 

ШКУНДЕНКОВ Владимир Николаевич

 

 

 

ОДИНОЧЕСТВО  И  ПЕПЕЛ

(НЕЛИНЕЙНОСТЬ  ВРЕМЕНИ)

 

 

 

Книга издана в авторской редакции,

при финансовой поддержке Владимира Витальевича Романова

 

Издание 2-ое, дополненное

 

Художники – П.С. Гусев (Кимры) и И. Крымова (Дубна),

портрет автора – В.В. Маслов (Белый Городок на Волге),

компьютерная живопись – П.С. Гусев (Кимры) и И. Химченко (Тверь).

Фото из архива ОИЯИ (Дубна) – Ю.А. Туманов и другие, 

и ЦЕРН (Женева), Ю.В. Бабич (МГУКИ, Москва) – фото и компьютерная обработка, Л.Н. Шерстенников (фотокорреспондент журнала «Огонек»), 

В.Н. Шкунденков (ОИЯИ, Дубна) и М.В. Шкунденкова (бильд-редактор журнала «Свой» Никиты Михалкова, Москва)

 

                 Подписано в печать 12.12.2009         Формат 60х901/16

                                 Бумага офсетная № 1         Зак. б/н

                                       Усл. печ. л. – 15,8         Усл.-изд. л. – 14,7

Тираж 1000 экз.

 

Издательско-полиграфический комплекс «Репроцентр»
300001, Тула, Красноармейский пр., 7

 

 

Посвящение

 

В 2010 году исполнится 100 лет со дня рождения со­здателя первого отечественного ускорителя – синхроцикло­тро­на в подмосковной Дубне Михаила Григорьевича Мещерякова (17.09.1910–24.05.1994).

В этой книге приведены несколько разрозненных зарисовок из личного опыта общения автора с человеком, без сдержанной (так это выглядело, он всегда оставался «тайной») поддержки которого этой книги – а зна­чит, и при­веденных в ней результатов исследований – не появилось бы.

Вот одна из таких зарисовок. Где-то во второй половине 1980-х годов Михаил Гри­горьевич спросил меня: «Хо­тите, Владимир Николаевич, я рас­скажу Вам, почему Вы проиграли?»

Речь шла о том, что в борьбе с научными конкурентами автора размер выделяемых мне и им средств соотносился примерно как 1 : 50. Чтобы «вытянуть лямку», связанную с недостатком средств, я был вынуж­ден вы­полнять ­договорные ра­боты с организациями-заказчиками, которые имели большое госбюджет­ное финансирование – в области авиации и космических исследований. На практике это было несложно – благо­даря применению мной метода «сжатия времени» в 10–100 раз. Но в это все отка­зывались верить. Поэтому задавшему свой вопрос М.Г. (так его звали в Дубне) казалось, что мне будет интересно услышать его ответ.

Пришлось сказать: хочу. Да и почему бы не услышать? Ведь это М.Г.!

«Помните, в 1978 году мы летели на самолете на научную конференцию в Алма­-Ату? – говорит он. – Я наблюдаю за Вами. Что Вы делаете? Думаете. И ничего вокруг не видите. А ко мне подходит Ваш конку­рент (он назы­вает его имя) и говорит: угадайте, Михаил Григорьевич, что у меня вот здесь – он похлопал по заднему карману брюк – на… жопе?

Я, – говорит М.Г., – сначала просто остолбенел. Какая наглость! А он, ни­мало не смущаясь, продолжает тем же развязным тоном: а вот здесь,  у меня на жопе, припасена для Вас маленькая бутылочка прекрасного армян­ского коньяка.

Вы все поняли, Владимир Николаевич?» – закончил М.Г.

Я понял. Что уж тут. Но мне это было только любопытно. А если интересно, то скорее потому, что подобные «неудачи», как это можно подметить, открывают нередко дорогу к значительно большим удачам.

У линии судьбы свои законы. И никто не знает, что ждет его впереди.

*     *     *

Странные были у нас отношения. В день его смерти я был в Женеве. Мне ничего не было известно, но в тот день мне стало так плохо, что я даже не мог войти в автобус: отказали ноги. Через два дня отпустило. Тогда мне сказали. На девятый день я пошел в одиночестве в ресторан около ЦЕРНа и отметил память о нем. В этот же день погибла его жена.

А когда в 2000 году выходила книга воспоминаний о нем, то мне было отказано в размещении моего текста. Я поехал к нему и посадил цветы.

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

ко второму изданию книги

 

      В сентябре 2008 года в Институте философии РАН (Москва)    со­стоялся разговор автора с представителем создаваемого в Карлс­руэ (Германия) ана­лога Массачусетского технологичес­ко­го ин­сти­тута (Соединенные Штаты). Так на свет появилась эта кни­га, которая ставит целью расска­зать западному читателю о рус­ском   че­ло­веке и о взгляде на Запад (на примере Германии) из России. Изложенное в книге – это личный взгляд автора, пред­став­лен­ный в виде материалов из его разных книг, в кото­рых главной темой является управление временем («сжатие времени» в 10–100 раз).   Эти достиже­ния автора связаны с применением интер­пре­тиру­ющей религиозные догматы мета­фи­зи­­­ческой философии русского староправо­славия (ориентация на Красоту и на не ограниченную ничем свободу духа), которая сло­жилась в главных чертах                в XIIXIV веках (от ухода русских из Киевской Руси в между­речье Оки и Волги до победы на Кули­ко­вом поле) и лежа­щей в основе всех рус­ских побед. Но официально нигде не признанной.

*     *     *

      Сотрудничество автора, доктора технических наук, с Инсти­ту­­том философии началось в 1999 году. За истекшие десять лет автору удалось присмо­тре­ться и по­нять, что ведущие философы-профессионалы отделяют себя от ре­лигий. И ищут смысл чело­вече­ского су­щест­во­вания исключительно на основе, как и наука, разума, в поис­ках зем­но­го «счастья».

      А этот смысл – и это подтверждается опытом ав­то­ра, участ­ника работ по построению в ЦЕРН (Женева) Большого адронного кол­лайдера, – в служении неземному. Носителем этого под­хо­да к по­ни­ма­нию на­зна­чения че­ло­­века является женская по при­­ро­де ре­лигия пра­вославия, основы которой были зало­жены в IVV веках. Автор интерпретировал этот опыт и применил его в науке.

      В новом подходе, развиваемом автором, человек является не сторонним на­блюда­телем, а динамичным участником происходя­щих во Все­лен­ной процессов. С чем в творчестве первопроходцев (в науке и не только в ней) проявля­ется нелиней­ность времени.

      Это высветлило новый путь глобализации, в виде «возврата»       к ду­хо­в­­но­сти (на чем настаивал еще Пифагор в VI веке до н.э.) на основе обращения к антропо­космической модели Вселенной.

 

 

 

 

 

 

Женева. 27-километровое подземное кольцо ускорителя
«Большой адронный коллайдер», проходящее по территориям
Швейцарии и Франции. На переднем плане виден аэродром

 

 

 

 

ОДИН  ПРОТИВ  БЕЗДНЫ

 

 

     Как рассказать миру о русском человеке? Почему, стремясь к свободе, он покинул в XII веке богатые киевские земли, а в XVIII веке, получив немного свободы из рук царей, дошел до Тихого океана? И в ХХ веке поднялся в космос?

     Но уже не один, а рука об руку со своим извечным врагом – немцем. Про которого на Руси говорят: «То, что для рус­ского хорошо, то для немца – смерть».

     Какая страшная тайна космической бездны существует над нами? И грозит нам сегодня горьким смехом над нашим великим прошлым. В чем мы виноваты?

     А может, наоборот, от нас ждут чего-то?

     Современная классическая наука все задачи решить не может. Уже хотя бы из-за того, что, похоже, никогда не сможет ответить на вопрос о том, что же это такое – бесконечность?

     И потому для ответов на сложные вопросы существует поэзия. Которая должна стать частью новой науки.

     В этом – суть нашего метода B-Synergetic Time Compression, где «B» означает beauty (красота). Его основа – одиночество. Истинный аристократизм. Путь свободы.

     Это то, о чем говорил историк Ключевский в споре о русской жизни с Достоевским, который отметил в рус­ском человеке толь­ко собор­ность (коллективизм). Хотя в его записной книжке было: «Подпольный человек – главный человек в русской жизни».

     В России, устремленной к свободе и красоте, все перевернуто, как в изображениях русских икон (где книги в руках святых сходятся «наоборот»): здесь вся истин­ная аристократия – внизу.

     Но где еще, как не внизу, с ее возможностью независимости,   и может существовать неограниченная свобода? Достигнутая неред­ко неимоверной ценой, подчас даже перевернутая.

     «Призванье мое – измена, имя мое – Марина, я пена морская прибоя…» (Марина Цветаева – по памяти).

     Если, читая эти строки, Вы плачете, значит Вы – русский аристократ. И можете идти в бой – один против темной бездны.

     Поэзия – вся неправда. И нет большей правды, чем в поэзии.

 

Биографическая справка об авторе:

Шкунденков Владимир Николаевич родился 27 марта 1938 года   в Красноярске. 19 мая 1938 года был репрессирован отец. Сына вос­питывала мать, рядовой инженер на железной дороге. Спа­саясь от преследований НКВД (как жена «врага народа»), она меняла города – Гродно (1944, вслед за армией), Виль­нюс (1946), Уфа (1949), Самара (1959)… Окончил мужскую среднюю школу в Уфе, где директором женской школы была сестра отца, сыграв­шая исклю­чительную роль в воспитании пле­мян­ника. «Ведь ты – рус­ский!» – го­ворила она. Спорт (был пре­тен­дентом на звание чем­пи­она Рос­сии по гребле в юношеском разряде), семилетняя му­зы­­каль­ная школа (фортепиано), золотая медаль (следствие любви к шедшей на зо­ло­тую медаль девочке из женской школы), затем – учеба на радио­техническом факультете Москов­ского энер­гети­ческого ин­сти­тута (поехал за «золотой» девочкой, по­ступившей в Московский университет имени М.В. Ломо­но­сова).

По окончании МЭИ в 1961 году работал инженером в Мос­кве в «почтовом ящике» (Мос­ковском научно-исследо­ва­тельском теле­визионном инсти­туте), с 1962 года – в Объединенном институте ядерных иссле­до­ва­ний (Дубна). Инженер в группе физиков на ускорителе – синхро­циклотроне (первом отечественном ускори­теле, построен­ном в 1949 году). Создал первую отечественную скани­рующую систему (1973), использовавшуюся для автомати­зи­ро­ванной обра­ботки фотоизображений с трековой ка­меры.

Был приглашен в 1969 году на полгода в ЦЕРН (Женева), где за участие в созда­нии скани­ру­ющей системы ERASME полу­чил право, единст­вен­ный в СССР, работать на запрещенной для по­ставок в СССР за­пад­ной элемен­тной базе. Создал вторую ска­ни­рующую си­с­тему (1980), пре­взошедшую по техническим хара­к­тери­с­ти­ка­м все остальные сис­темы, построенные в мире (всего девять сис­тем). В процессе выпол­нения этих работ пришел к выводам о су­ществовании числовых характеристик «божест­венной» красоты, кото­рые ве­дут жен­с­кое нача­ло по пути поисков красоты к победам над мужским (носителем энер­гии, движе­ния). 

В 1995 году перенес результаты этих иссле­до­­ва­ний в ЦЕРН,          в работы по созданию информацион­ных систем, при­ме­няющихся для административной поддержки построения са­­мого мощного в мире ускори­теля – Large Hadron Collider (LHC). Результат –       10-кратное сниже­ние затрат времени на вы­пол­­нение этих очень сложных работ. Так Бог вмешался в создание LHC (1996–2008).

 

 

 

 

TIME  COMPRESSION:  русско-английский   эксперимент  в  ЦЕРН 

 

 

Большинство неправо

(надпись на стене в Афинах, V век до н.э.)

 

       В ­период 1950 – 1980-х годов примерно в 200 научных лабо­раториях мира создава­лись сканирующие системы для пре­ци­зионной обработки фотоизображений с треко­вых камер в фи­зи­ке высоких энергий. Было за­трачено несколько сотен миллио­нов долларов. Успех, однако, сопутство­вал только 6 лабораториям, где были созданы всего 9 оригинальных и внедрен­ных систем:

       - 3 системы были созданы и «пошли в дело» в ЦЕРН (Женева)
         
HPD (1960), «Luciole» (1964) и ERASME (1972);

       - 2 в СШАSpiral Reader (1965) и POLLY (1968);

       - 1 в Англии – Oxford PEPR System (1970), но она не «пошла»;

       - 3 в СССР – АЭЛТ-1 (1973), АЭЛТ-2/160 (1980) и МЭЛАС
          (1983; эта система была создана в ИФВЭ, Протвино).

       При том, что в таких странах, как Германия, Франция, Ита­лия и Япония, не удалось создать ни одной. Из указанных 9 сис­тем автор этой статьи, сотрудник Объединенного института ядер­ных исследований (город Дубна Московской области), создал 2 – АЭЛТ-1 и АЭЛТ-2/160. Вторая из этих систем была построена       в сотрудничестве с ЦЕРН, где главными партнерами автора были немецкие специалисты (создатели системы ERASME), и обладала лучшими в мире измери­тель­ными харак­те­ристиками:

       - размер рабочего поля сканирующей элек­трон­но-лучевой трубки (ЭЛТ) – 70 х 140 мм2;

       - разрешающая способность ЭЛТ – 7000 линий;

       - ошибка измерений координат Х, Y – 2 мкм;

       - сканирование растром или мини-растром под управлением компьютера (ERASME, АЭЛТ-2/160 и другие);

       - сканирование точечное, позицией каждой точки управляет компьютер (только АЭЛТ-2/160);

       - минимальный шаг между соседними точками – 2 мкм;

       - относительная ошибка измеряемой (в точках) оптической плотности изображений – 1,5%.

       Вместе с тем система АЭЛТ-2/160 была построена на рус­ском подходе, позво­ляющем снижать затраты времени («сжи­мать время») при создании про­грам­много обеспечения, в котором наиболее сложными были про­граммы распознавания измеряемых изображений, в 10–100 раз.

       В 1995 году автор перенес русский подход в ЦЕРН, в раз­ра­ботку информационных систем, предназначенных для обеспе­че­ния «прозрачности» работ по построению уско­рителя – Большого адронного коллайдера (Large Hadron ColliderLHC), пробный запуск которого был осуществлен в сен­тябре 2008 года.

       На этот раз этот подход освоил 27-летний англичанин James Purvis. Так в ЦЕРН сло­жился русско-английский экспери­мент, при­вед­ший к 10-кратному сокращению за­трат времени при вы­пол­не­нии раз­работок в процессе создания интегри­рован­­ного ком­п­лек­са адми­нистративно-упра­в­лен­ческих информа­ци­он­ных сис­тем (AIS-комплекса – от Admi­ni­strative Information Servi­ces), начало работ над кото­рым относится к 1986 году. Затраты на выполнение этих работ за прошедшие более чем 20 лет пре­вы­сили 50 мил­лионов дол­ларов [1–5].

       Обозначенный русский подход, позволяющий «сжимать вре­мя» (затраты времени в процессе творчества человека), осно­ван на поиске красивых решений и является метафизической тайной русской культуры, сочетающей ориентацию русского духа на устремленность к Красоте (самое сложное для понимания запад­ного человека, дух которого устремлен к движению как проявле­нию знергии в Природе, – все это уходит в богословские споры    о Filioque, исходе или неисходе Святого Духа (воспринимаемого сторонниками исхода в виде энергии) от Бога Сына, проводив­шиеся с VI века н.э. и приведшие в XI веке к разделению хри­сти­ан­ского мира на католический, где признается исход, и право­сла­в­ный, отрицающий его) и не ограниченную ничем свободу духа.

       Последнее сложилось исторически (исход в XII веке русских из Киева в междуречье Оки и Волги с будущей столицей Мос­квой, чтобы защитить за труднопроходимыми лесами и болотами своих женщин от глаз наступавших тюрков-половцев, что ос­лабило вли­яние «удалившейся» церковной власти и усилило роль личной ответственности человека, и другие события) и приводит, с одной стороны, к из­ве­ст­ной неупорядо­ченности жизни в Рос­сии, а с дру­гой – порож­дает «загадочных» русских гениев.

       Пишущий этот текст отличается тем, что, начав с «обычного» интуитивного применения рус­ского подхода (как это происхо­дит, можно увидеть из другой статьи автора – «Мистика побед русского оружия во Второй мировой войне»), сделал попытку его научного обоснования. Это привело к построению антропо­кос­ми­ческой модели Все­ленной [3,4], где человек рассматривается не как «царь» в При­роде, а всего лишь как «инструмент» в руках таинственных кос­мических сил (связываемых в религиях с суще­ствованием Бога), использующих этот инструмент для нуж­ного зачем-то «наве­дения порядка из хаоса» (по выражению Ильи Рома­новича При­го­жина (1917–2003), бельгийского ученого, но­бе­­­лев­ского лау­реата по химии). А по автору – для наращивания «массы» таин­ственной Красоты, для чего требуются движение (как про­явление муж­ского начала в Природе) и управление на­пра­влением движения через поиски красоты, веду­щие к победам красоты (женского начала) над мужским началом.

       На практике до­стижение побед красоты проявляется в упра­вле­нии временем (как эф­фект нелинейности времени в виде его «сжатия» в про­цессе борьбы, что всегда начинается с творчества – самого зага­доч­ного явления в нашей жизни, по по­воду которого немецкий физик-теоретик Герман Хакен (р. 1927), автор теории Syn­erge­tics, где он обратился к роли человечес­кого разума (муж­­ское начало), закан­чивая свой фундаментальный труд, при­знал, что «природа гения все еще окутана тайной»).

       С раскрытием этой тайны и связано введение в предложен­ную антропокосмическую модель Вселенной понятий о мужском и женском началах (это можно найти в религиозных учениях) и о свободе духа (ведущей к творчеству перво­проходцев) и несво­боде (объединяющей людей в процессе масштабного преобразо­ва­ния Вселенной для внедрения найденного первопро­ход­цами).

       Вопрос о свободе или несвободе духа проявляется через раз­личную интерпретацию ветхо­завет­ной заповеди «Не сотвори себе кумира» – относится ли это к целому народу или же к отдельно взятому человеку. Исторически сначала это было отнесено к израильтянам, что выдвинуло их на роль «избран­ного народа», «народа-царя» над другими, а с появлением хри­стиан­ства – к чело­­веку, что стало зерном устрем­ления к творчеству. Которое «проросло» в IXVI веках в трудах богословов, а потом в науке.

       Ближе всего к антропокосмической модели Вселенной автора находится модель, предло­жен­ная знаменитым немецким фило­софом Гегелем (1770–1831). Но он, говоря о Мировом Духе как о на­­чале и коне­ч­ной цели всего сущего во Вселенной, а о че­ло­веке – как об ис­пол­нителе его «воли» и инструменте в вопросе раз­вития духов­ных ценностей, которые из про­странства творчес­кой дея­тельности чело­века присоединя­ются к исходному – Ми­ро­вому Духу, возве­личивая его содер­жа­ние, – именно так мной вос­прини­­­маются основные идеи филосо­фии Гегеля, – не подметил одного: что При­рода вклю­чает не только мужское начало (на чем по­стро­ена его фило­софия), но также женское начало. Тем са­мым игно­ри­­руя вели­чайший опыт, на­коп­лен­ный религиозным бо­го­­сло­­вием, обо­звав христиан­ство «не­счастным сознанием». Под­ме­тив, од­нако – гений-интеллектуал! – «хитрость мирового разума».

       И вот здесь мы подошли к тому, что известно как «загадка русского духа». Это так называе­мый «отрицательный» (апофати­че­ский) поиск красивых решений путем отбрасы­ва­ния всего «не­бо­же­ст­вен­ного», который был сфор­­­мулирован основате­лями пра­вославия (женского по своей природе) в IVV веках н.э., главным из которых является богослов, написавший книгу «Cor­pus Areo­pagiticum» и вошедший в историю под именем Псе­вдо-Ди­онисия Ареопагита. Он скрыл свое имя от Церкви, назвав­шись учеником апостола Павла Дионисием; но ап. Павел жил в I веке, ко­г­да по­ня­­тия о Святой Троице еще не было, а все исследования Псе­вдо-Диони­сия связаны имен­но с рассмотре­нием Ее проявле­ний.

       (Для полноты картины отме­тим, что «положительный» (ката­фа­тический) поиск – не с погру­жением в Божественный мрак, что может быть отождествлено с Красотой (Тайной), а как наце­лен­ный на прямые доказа­тельства (разумом) су­ще­ст­вования Бога, – был раз­работан западным богословом Бла­жен­ным Августином     в на­чале V века. Он же дал ставшее канони­ческим понятие о Свя­той Троице в виде Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.)

       Указанный «отрицательный» поиск ориен­тирует человека на от­бра­сывание все­­го, что, в частности, красотой («божественной» красотой) являться не может. А в наше время в приложении к вы­­полнению научных разработок этот под­ход (как основа рус­ско­го подхода) интерпретируется сле­ду­ю­щими сло­ва­ми: не делать ни­чего, что можно не делать. На пра­к­тике, как показывает опыт, не делать можно свыше 90%. Но вот что «можно не делать»?

       И что тогда становится «главным», чего не делать нельзя?

       Поиск ответов на эти вопросы в «пространстве» Запада пред­ставляется проблематичным по причине, по мнению автора, не­по­­ни­мания там истинного смысла жизни. А оно и не нужно для  движе­ния, здесь достаточно само «движение» (прежде все­го – мысли). Но оно важно для правящего (направлением) женского по своей при­роде рус­­ского духа, опирающегося на уста­новочную идею пра­­во­славия: смысл жизни лежит вне жизни. Иначе –        в слу­же­нии неземному. Что в отсутствие зна­ний о происхождении нашей Вселенной (теория Большого взрыва, ради проверки кото­рой в ЦЕРН и строится ускоритель LHC, скорее всего, ока­жется чепухой, став, однако, прологом к будущему) предполагает веру.

       А вот в вопросе веры нами сделан очень важный шаг: на научной основе – похоже, впер­вые в исто­рии человечества – нами найдены энергетические изображения параллельного мира [2]. Для чего надо было автору при создании сканирующих сиcтем АЭЛТ-1 и АЭЛТ-2/160 сказать: весь мир (а это был запад­ный мир) создает сканирующие системы неправильно. Но уви­деть это (имен­но увидеть, что связано с нашими наст­рое­ниями – меха­ни­з­­­мом «почтовой переписки» с парал­лель­­ным миром, где, похо­же, и про­ис­ходят оценки – на гармоничность с Красотой? –  на­ших по­ис­ков красоты) мо­жно было только на основе не ограни­чен­ной ничем свободы духа. Что является второй составляющей русского духа и не вос­при­нимается столь же «вызывающе» на Западе.

       Это самая аристо­кратическая идея из когда-либо «снизо­шед­­ших» на чело­вечество, ко­торая из обыч­ного человека де­лает перво­проходца, человека-бога, для которого слова о сми­ре­нии      и по­каянии (чему учит Церковь, утверждая, что смысл жи­зни –      в спасении души) заменяются на другие – смелость и от­вагу.        В интер­пре­тации к современному понятию о русском под­ходе эта идея, которой, по некоторым оценкам, около 4500 лет (когда жрецами Древнего Египта или Вавилона было создано учение Каббала), заключена в следующем: не верить ни единому слову.

       Это красиво звучит, но применение этого на практике ведет    к то­му, что Церковь обо­значила как «павликианскую ересь» (апо­с­тол Павел относил слова о «не сотворении кумира» к отдельно взя­тому человеку, делая его личностью, человеком-богом), и, обра­зно говоря, к «кострам инкви­зиции». Что проверить «легко».

       Так, опираясь на эту идею, автор увидел: кибернетика, опре­де­ля­­емая как наука об управлении и связях в технике, живых орга­низмах и социуме, – содержит глубокое заблуж­дение. 

       Зало­жен­­ная в этом определении возможность построения «искус­ст­вен­ного ин­тел­лекта» сегодня, по прошествии шести де­ся­ти­летий со дня создания этого направления в науке, вызыва­ет    у подавляю­щего числа людей скептицизм. Но попробовали бы Вы, уважа­емый читатель, высказать этот скептицизм в 1960-х или 1970-х годах, когда и создавались почти все (разве что кроме тех, что строил автор) ска­ни­­ру­ющие системы. Во всех тех разработках просле­жи­вается ори­­ен­та­­ция на воз­мож­ность реа­ли­зации пути построения искус­ст­венного интеллекта. В резуль­тате чего при со­з­­да­нии пер­вой системы «человек–машина» (сканер POLLY, 1968) чело­веку была отведена скром­ная роль по­мощ­ника про­грам­мам ком­пью­­тера в затруднительных ситуациях с авто­мати­че­с­ким рас­поз­на­ванием измеряемых образов. Это богу-то! Но ска­зать так то­гда – было оступиться в пропасть. Од­на­ко ни­кто не мог поме­шать мне, рус­скому, сказать самому себе: весь мир неправ. И пойти по пути компьютер – помощник человека. И на этом пути, пере­смо­трев границу разделения функций между че­ло­веком и компью­те­ром (в сторону увеличения нагрузки на че­ловека при од­но­вре­мен­­ном создании простых в исполнении ско­ро­стных средств диалога – светового карандаша с обратной свя­зью, что позволяло «выхва­ты­вать» на экране визуального мо­ни­тора ярким светом поме­ча­емые точки, и функциональной кла­ви­а­ту­ры с рас­положением клавиш «как у рояля»), при­йти к совер­шен­но фанта­с­тическим резуль­­­татам – уменьшению затрат време­ни на разра­ботку про­г­рамм рас­познавания измеряемых на сним­ках изобра­жений (самая слож­­­ная часть создания системы, из-за которой, повторю снова, толь­ко в 6 лабо­рато­риях из 200 добились успеха) сразу в 100 раз!

      А самым интересным оказалось то, что созданная автором как мони­торная (позволяющая человеку за пультом проникать в глу­бины изображения на снимке в режиме зацикленного сканиро­ва­ния, на основе визуального изучения результатов «срезов» изме­ре­ний оп­тической плотности, что легко делается с помощью ком­пьютера) сис­тема АЭЛТ-2/160 позволила (2000 год) исследовать фото­сни­м­ок одного «странного» места и увидеть энергетические (фик­си­руемые на фотоснимках, но невидимые для чело­вечес­кого глаза) изображения параллельного мира [2, 3]. (На этот экспери­мент автора на­вел разговор в Центре подго­товки космонавтов им. Ю.А. Гага­рина. Тогда автору было сказано, в частности, что при выходе за био­сферу Земли космонавты встреча­ются с такими яв­ле­ниями, что дали клятву о них не рас­ска­зывать.) Что стало важ­нейшим элементом в обос­новании разра­ботанной автором мо­дели Вселен­ной. Той, которая требует «возврата» человека в про­стран­ство духовности, на чем настаивал еще Пифа­гор в VI веке до н.э.: «Человечеству грозят три беды: невежество священ­ников, мате­ри­а­лизм ученых и отсутствие совести у демократов».

       Эти идеи, которые кратко могут быть сведены к необходимо­сти принятия существования в Природе как мужского (Запад, опирающийся в своих духовных устремлениях к проявлению энер­­гии в виде движения), так и женского (ведущая роль здесь принадлежит России, ищущей «смысл» в красоте) начал, а также – для первопроходцев – опасного для них проявления свободы духа, и были внедрены автором в 1995 году в разработки в ЦЕРН сложнейшего интегри­ро­ванного AIS-комплекса, включающего:

       - электронный документооборот;

       - системы контроля финансов и учета кадров;

       - систему аналитического сопровождения больших проектов типа построения ускорителя LHC с длиной под­земного кольца    27 километров (работы стои­мо­стью в пять миллиардов долларов).

       Равного этому AIS-комплексу, похоже, сегодня нет ни у кого. Даже у американцев, которые создают в штате Техас центр кол­лек­тивного обслуживания сложными и до­ро­гими AIS-системами заказчиков со всего мира. В том числе, надо по­лагать, и России.

       И тут очень жаль, что мы не идем вместе.

*     *     *

       Сказанное выше – это введение в русский подход. Но этого достаточно, чтобы западный по духу человек смог на порядок «сжимать время» при выполнении научных разработок. Именно таких по­казателей достиг James Purvis (напомню – англичанин), когда в 1995 го­ду при­менил этот подход при соз­дании по чис­тому ли­сту бу­ма­ги системы контроля финансов в ЦЕРН (Budget Holders Toolkit). Тогда эта система была создана всего за два месяца: сначала за месяц было создано и вве­де­но в эксплуа­та­цию ядро системы, а затем, уже на основе опыта прак­тичес­ко­го приме­не­ния, это ядро в течение второго месяца было развито до полно­ценной системы. (И это при том, что до этого над созда­нием дан­ной сис­те­мы рабо­тали несколько лет, когда был сде­лан работа­ю­щий ва­ри­ант, кото­рый планировали усо­вер­шенст­вовать в течение еще двух лет.) Важно, однако, отме­тить, что Джеймс настраивался на «контуры» ядра в течение трех пред­шеству­ю­щих месяцев. Иначе – не спешил перед «атакой». После этого он был назначен руко­водителем других работ по реализации проекта соз­да­ния AIS-комплекса, архи­тек­то­рами которого были шот­лан­дец John Fer­guson и итальянец Achille Petrilli, чьи идеи прямой связи с рус­ским под­ходом не имели. Но эти идеи, по­мимо их пря­мого наз­на­чения по поддержке работ по соз­да­нию уско­рителя LHC, были инте­ресны для нас и с другой сто­роны: а как мыслит стра­тегически «большой» запад­ный человек?

       Чтобы решить эту задачу, снова был применен русский под­ход: занятому Джону было пред­ложено за­щи­тить в России дис­сер­тацию на соискание ученой степени док­тора тех­ни­­ческих наук. Это была красивая («антропокосмическая») идея, создавав­шая наст­р­оение, и диссерта­ция, первая подобная в России, была за­щищена им в Мос­ков­ском инженерно-физи­чес­ком ин­сти­­туте      в 2008 году. А мы с ним по ходу написали и издали совместную книгу [5], где каж­дый рассказал о своем пути в науке, начи­ная со студен­ческих вре­мен. Шотландец и рус­ский, представители За­пада (мужской дух) и Рос­сии (женский). Материалы доктор­с­кой диссер­та­ции и наша книга играют в наших планах важную роль.

       А в этих пла­нах – передача накоп­ленных в ЦЕРН знаний          в уни­вер­ситеты России и Европы (кадры, внедрение) и желание обо­йти американцев, развивая AIS-техно­ло­гии с примене­ни­ем диа­лога культур между Европой и Россией. По нашему опы­ту, это могло бы заменить войны и пред­­­ло­жить новый, со «сжа­­тием вре­мени», путь решения проблемы глобализации в XXI веке.

       Это путь «возврата» человечества к духов­но­сти, для чего – говоря о первом шаге в эксперименте, с созда­нием на русском подходе в сжатые сро­ки ядра «дви­же­­ния», – предлагается под­дер­жать интел­лек­­туаль­ную элиту (таланты), которую порождает простой народ с его чистым сердцем и светлой душой (на Руси пре­по­доб­­ный Сер­гий Радонежский, живший во второй половине XIV века – вре­ме­ни борьбы за освобождение от монголо-татар­ского ига, гово­­рил об «осветлении души»), что открывает каналы «нис­хож­де­­ния» настроений. Для чего дать этой элите истинную свободу, и пре­ж­де всего в финансировании их работ на доверии – с уче­том того, что с при­ме­нением русского подхода, позволяю­щего на поря­док «сжи­мать время», такая «роскошь» окажется много мень­ше (как ми­нимум в два раза) затрат на «от­чис­ле­ния» цинич­ным чиновникам-посредникам. Не говоря об оздоров­лении со­ци­­аль­ного климата, быть может, на всей планете. На ве­ру в успех этой идеи нас на­страивает то, что здесь мы имеем дело не     с антро­п­ным (гуманистическим) подходом (с его идеями постро­ения ком­му­­низма и другими за­блуждениями западной мысли,      где человек рас­сматри­вается как «венец» раз­вития При­роды),        а с антропокосми­чес­ким – та­ким, где существуют высшие цели     и ценности и где духов­ность и вера (там, где знания не полны) играют перво­сте­пенную роль. Похоже, это должна быть вера, построенная на добытых, но еще не полных, научных знаниях.

       Но это должны быть не «широкошумящие» (князь Андрей Курбский в письме к царю Ивану IV Грозному, XVI век) знания, но – ключе­вые, истинные знания. (Отмечу, что слово «истин­ные» в переводе на немецкий, ан­глийский и французский теряет под­­линное зна­чение: в нем исчезает русская кос­ми­ческая состав­ля­ю­щая.) В частности, к подобным зна­ниям относятся такие вопросы:

       Первый: почему так устроен окружающий человека мир?   (Это – Каббала. Как было отмечено выше, это учение было соз­дано ориентировочно 4500 лет назад предположительно жрецами в Древнем Египте, по другой версии – в Вавилоне. Позже, выде­лим II век н.э., оно было «приспособлено» к иудаизму.) И дан такой ответ: потому что таким его создал единый надо всем Бог. Или – Единый Бог. Из чего через тысячелетие родился Ветхий Завет (израильский про­рок Моисей), еще через полтора тысяче­летия – Новый Завет, а по прошествии еще полутысячи лет – Коран. Так сло­жился иудео-христианско-исламский мир.

       Второй вопрос задал Пифагор в VI веке до н.э.: как устроен наш мир? Возникли наука и философия. Человек при этом был поставлен (похоже, вопреки позиции Пифагора) наблюдате­лем над Природой, а не участником происходящих в ней процессов.

       Автором задан еще один вопрос, претендующий на то, чтобы стать третьим из исторических: куда идет развитие Вселенной? [6]. И дан ответ: в сто­рону наращивания «массы» таинст­вен­ной Красоты, через поиски чело­веком красоты частных реше­ний, направляющих движение (делая человека участником процесс­ов, про­ис­ходящих не только по его воле). Что означает уста­нов­ле­­ние «синергийных» («совмест­ных с Ним») действий, динамичных отно­­­ше­ний человека с Тем, что познать нам, по-видимому, не будет дано. Но что связывает нас с Ним нашими настроениями, переводя воспринимаемую энергию в процесс движения (Запад) или погружаясь в свет Кра­со­ты (тут особая роль – у Рос­сии), ведущий к «победам» над мужским нача­лом (на самом деле –         к соединению обоих этих начал), проявляясь в «сжатии времени».

       При этом автор утверждает существование числовых харак­те­ристик красоты и «грозных» чисел управления, предопре­деляющих «победы» женского начала [1–6]. (Об этом – ниже.) Вся проблема перед человеком – это увидеть их заранее. Для че­го, похоже, и существуют поэзия и русский дух. Русская поэзия.

*     *     *

       В заключение приводится довольно «непростой» (при пер­вом прочтении) набор знаний, кото­рый может дать более глубокую ориентировку заин­те­ресован­ному читателю в вопросе о сущности русского подхода, направ­ленного на поиски «красоты», что про­является в эффекте «сжа­тия времени».

       Сама идея «сжатия времени» (в 10–100 раз) при вы­пол­нении научных разработок про­­ста: надо соз­дать в крат­чай­ший срок дейст­вующее ядро сис­темы и за­тем нара­щи­вать его уже с учетом опыта в процессе экс­плуатации. И при со­з­да­нии ядра применять «отрицательный» принцип по­иска красивых реше­ний: не делать ничего, что можно не делать. Но вот «что можно не делать» – надо искать на пути синергии («сов­ме­­стного с Ним делания»), что уже доступно (и дело отнюдь не в интеллекте) не каждому:           

      - не спешить (поговорка «Утро вечера мудренее»), молча и в сосредоточенности «дер­жа вожжи» надежды и веры (пра­во­слав­ный «иси­ха­зм», сложившийся в XIV веке трудами греческих монахов Гри­гория Паламы и других), перекрывая временем (сто­и­цизмом во вре­мени) немец­кую «власть воли»;

      - обязательно начать что-то делать («Под лежа­чий камень вода не течет»); а вслед за этим (первая неудача не имеет зна­че­ния) искать красоту, применяя для погружения в нее острый, как бритва, аристократический прием: не верить ни единому слову;

      - увидеть «что можно не делать» при создании пригодного      к применению ядра и потом уже об­счи­тать его, а не пытаться, как немцы, просчи­тывать «все» варианты в поисках «лучшего»;

      - атаковать (принять к исполнению) «сошедшую» – как ни­схо­дит поэзия – идею, уловив в какой-то мо­мент вре­мени («время раз­­бра­сывать камни») «то самое» слегка волнующее настро­е­ние   и по­ло­жив­­шись тогда и только тогда на  не­го, когда знаний еще не хватает и при­ходится полагаться на русское авось, отражаю­щее одну из сто­рон «загадки» русской души. Которая (душа), как это, наде­юсь, понятно из сказанного, должна быть непременно чистой и светлой.

      Для применения этих знаний, однако, недостаточно только чистоты души, являю­щей­ся (здесь предлагается положи­ться на авось в том, что душа все-таки существует) каналом связи для нисходящих на нас настроений.

      Есть еще не­что, что делает «непригодным материалом» 99% уче­ных – от простых науч­ных работников до академиков. Это – незнание заповеди служить не­земному. Красоте? Которая, воз­мо­жно, даже выше Самого Бога? (Слово «Бог» мной исполь­зу­ется как символ, выражающий ту Тайну, которая существует во  Все­ленной, но остается нам недоступной.) В этом и заключается, как это видится, «особая» миссия России и русской культуры?..

 

Post Scriptum. Из статьи «Нелинейность времени» [1]:

 

     «Россия – это прекрасная женщина. В ней есть то, чего не хватает человечеству: чистота. Как основа философии русского староправославия.

      Именно чистота помыслов положена в основу известного понятия о «русской идее». Она несет в себе светлую чистую любовь. И, раньше или позже, это займет достойное место: у тех, кто чистый, есть оружие неземной силы – управление временем.

      У русских: если можно что-то отложить и не делать – отложи. Стань свободным. Пусть время приведет к послед­ней черте.        Не склоняться и выдержать все! И время перей­дет в красоту...» 

 

Литература:

 

1. В.Н. Шкунденков. Нелинейность времени // Синергетическая пара­дигма. 3-й сборник. – Москва, 2003. – C. 561–583.

2. П.А. Николаев, В.Н. Шкунденков. Управление временем. – М., 2005. – 48 с.

3. Владимир Шкунденков. Time Compression / Русско-английский эксперимент по управлению временем. – Москва, 2007. – 286 с.

4. Владимир Аршинов, Николас Кульберг (Nicolas Koulberg), Джеймс Пурвис (James Purvis), Владимир Шкунденков. Антропокосмическая модель Вселенной. – М., 2008. – 260 с.

5. Джон Фергюсон (John Ferguson), Владимир Шкунденков. Принцип допол­нительности. – М., 2005. – 120 с.

6. Владимир Воронихин (Шкунденков). Москва – старинный город. 2-е издание. – Дубна, 1997. – 360 с

 

Продолжение(часть 2)                         В начало страницы