Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи автора в Библиотеке сайта

Написать автору статьи

e-mail: antonpet14@yandex.ru

 

 

Статья 30

Антонович Е.Н.

УДК 13 ББК87.22

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЦИПЫ ФТС: ДУХОВНОСТЬ - ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА

 

У Неба- сезоны, у Земли- богатства, у Человека- Культура … Природа человека зла; его доброта обретается через обучение ... Древние правители ненавидели беспорядок, поэтому они установили Ли (правила) и И (справедливость, мораль)

(Сюнь-цзы)

 

Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих … инстинктах (Аристотель)

 

Аннотация

Приоритет анализа в познании привел не к развитию знания, а его разделению на множество тупиков. Предлагается научно-философский метод универсально-диалектического, структурно-логического генодрева ФТС (философии триединого синтеза) формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, при приоритете синтеза, дает более глубокое и широкое, системное понимание взаимосвязи духа и материи, которые не только дополняет друг друга до целого, но, на основе разности потенциалов, отражают процесс развития (эволюции) общества.

Ключевые слова:

 синтез-тезис-антитезис-анализ, дух-материя, противоречие, единство, логика, процесс, развитие, генодрево, уровень противоположностей, эволюция, инволюция.

 

 

Древние философии Вед, Дао, Тота и др. описывали две стороны реальности, как единство духа и материи. В новое время философия по логике или-или разделилась на две крайности: идеализм и материализм, которые сегодня находятся в кризисе. Принцип единства духовного и материального по логике и-и, при приоритете первого над вторым, давал эволюции устойчивость развития, а обществу длительность существования.

Сегодня верность древних знаний о единстве духовных и материальных факторов, приоритете первых над вторыми подтверждают ряд ученых. Дфн Обухов В.Л. в "Манифесте реалистической философии" философски показывает единство духа и материи.

Сухонос С.А. пишет о приоритете духовности, нравственности в обществе: "Тезис о нравственности, как об основе прочности любого общества, имеет историческое подтверждение. Чем выше нравственность в обществе, чем строже она выполняется, тем сплоченнее общество, тем сильнее она, и тем большего успеха оно добивается, как внутри себя, так и во внешней политике … воплощение его (высокого уровня,-Е.А.) в жизнь придает устойчивость обществу" [1].

Дфн Каган М.С. в кризисе современной философии, видит отсутствие научного метода познания, относя ее к художественному знанию: «влияние … французского постмодернизма привело на Западе, а затем и в нашей стране, к переориентации философии с равнения на научный метод познания реальности на художественный, поэтически-метафорический метод» [2].

Беспомощность современных философий, идеологий, основанных на: узости их учений и художественном описании реальности разговорным языком, привела не только к кризису философского знания, но и через приоритет материальных потребностей - к духовно-нравственной деградации человечества.

Древние учения, в отличие от разговорного языка лингвистов, философов, описывали реальность и геометрическими фигурами (точка, линия, …, квадрат,…), иероглифами, имеющими связи с числами и философскими понятиями, которые сегодня забыты (*.

*) древнее значение знаков: 1- точка, принцип, единство; линия – направление развития: вертикаль- духовное, активное начало, горизонталь – пассивное, материальное начало; 2 - бинер, дуада, антагонизм, противоречие; 3 - идея, треугольник, тернер, триада, троица; 4- форма, кватернер, квадрат, земля, сумма 2-х сил: активных и пассивных, произведение- знак Абсолюта, креста, где вертикаль- духовное, горизонталь- материальное; 5 – пентаграмма; 6 - два обратных треугольника, равновесие; 7 – сумма треугольника и квадрата, союз идеи и формы; 8 – равновесие форм, …

Блаватская Е.П. в "Скрижалях Кармы" так описывает символы древних законов, во многом соответствующих принципам и структуре ИЦЗИНа (подробнее ниже): "Гнозис во все времена и во всех странах основывался на естественных законах, а различные ветви математической науки – это способы выражения этих законов …эти тонкие и древние системы … базировались на чем-то большем, чем "суеверное воображение"…как говорил Платон "Бог все время геометризирует"…Геометрический символизм … Сперва точка, монада, битос (бездна), неведомый и непостижимый Отец. Затем треугольник, битос и первая изошедшая пара, или дуада, ноус (ум) и его сизигий алетейя (истина)… Затем квадрат, двойная дуада, тетраксис, или кватернер… Треугольник – это потенциальность Духа; квадрат – это потенциальность материи; прямая вертикальная линия – это могущество Духа, а горизонтальная – могущество материи" [3].

Наш современник В. Шмаков, аналогично ИЦЗИНу (подробнее см. ниже), связывает геометрические символы с символом Абсолюта: "Точка, как и нуль, является естественным символом Абсолюта, … в принципе недоступного пониманию нашему; нуль выше всякого числа, он всякое из них в себе содержит и, вместе с тем, он … познается лишь путем приближения. Треугольник – это символ Реальности; все, что существует, человеком познается в тернерах, все другое есть абстрактные формы мышления, которые оживают постольку и постольку существуют, поскольку им дает жизнь принцип тернера – это единственная и естественная эмблема бытия. Квадрат- это символ мира реализации … зиждящегося на четырех стихийных принципах (стихиях: огонь, вода, воздух, земля,- Е.А.)" [4].

От древности к современности произошло сужение смысла понятия Абсолюта. Сегодня философский словарь дает узкое, близкое религиозному, определение Абсолюта: "Абсолют (лат. Absolutus –безусловный) – понятие идеалистической философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, к-рый "самодостаточен", не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существенное и творит его" [5].

Блаватская утверждает, что понятие Абсолюта (первичного единства) изначально имело не религиозный, а философский смысл универсальности развития в древнем знании: "Некоторые востоковеды справедливо полагают, что это имя произошло от глагола брих – расти, или расширяться, и что оно символизирует в этом смысле универсальную расширяющуюся силу Природы … одухотворяющий принцип, или силу, которая охватывает всю Вселенную" [6].

Т.о., древнее знание, отражая целое, по логике и-и (синтеза), в двух направлениях познания (по вертикали и горизонтали), было более высоким уровнем познания по сравнению с идеализмом и материализмом, отражающим логику или-или (анализа). Приоритет анализа в познании без синтеза - путь к профанации и деградации знания.

Мы предлагаем основные положения единой философии, обладающей универсальным методом познания – генодревом ФТС (философии триединого синтеза), синтезирующем в единое целое не только духовное и материальное, единое и многое, идеализм и материализм, но м современное и древнее знание [7,8,9].

Генодрево – универсальная модель процесса развития (познания), основанная на геометрии и логике структуры рисунка, отражает еще и диалектику принципа раздвоения единого, аналогично- формированию структуры ИЦЗИНа.

Структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. УЦЗИ (непознаваемое, Абсолют, см. [11] Рис 19) - ТАЙЦЗИ (Одно-Единое, Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта. В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней и верхней (новых Ян и Инь), которые разделяются на восемь триграмм.

Уровни процесса развития в метафизике пространства, раздвоения структуры ИЦЗИНа и генодрева (Рис 1/20, 2/34) почти идентичны. Развитие в ИЦЗИНе идет по горизонтали и вертикали: новая черта, при раздвоении Ян (+) и Инь (-) на новые (+ и -) накладывается (по горизонтали) на старую сверху, а, на генодреве, уточняется - последний знак: (+) должен быть выше оси генодрева, (-) – ниже оси (по вертикали).

На плоскости структура генодрева образует крест – принцип Абсолюта, который потенциально в логике задает ему два направления развития: -вертикаль: духовное-материальное (эволюция-инволюция), -горизонталь: уровни глубины развития единое-многое, синтеза-анализа, при приоритете синтеза- логики и-и.

 

Рис  20

Т.о., в отличие от ДМ, где процесс развития линейный, на генодреве он двойственен, идет от исходной точки по горизонтали (единое-многое, простое-сложное) и, одновременно, по вертикали (противоположности: тезиса - дух, сознание, и антитезиса - материя), при развитии отражая движение понятий: - по горизонтали (1-2-4-…- прогрессия 2n, где u –0,1,2,3,… - порядковый уровень генодрева );- вертикали (1-3-2-4), образуя цикличность.

Из единства (синтез истины) теории (тезис,- Я) и практики (антитезис,- не Я), на 2-м уровне генодрева вытекает единство не только 4-х видов логик (1- одномерная, неЯ-неЯ; 2- аналогии, неЯ-Я;- индукция, Я-неЯ; 4- дедукция, Я-Я) но по аналогии и познания: а) ниже оси генодрева: 1) опыт, 2) логическое доказательство; б) выше оси: 3) учение, 4) гипотеза.

Научно-философские выводы: 1) любая теория должна иметь доказательство: идея в философии - логика, в идеологии – опыт. 2) метод генодрева способен объединить в единое целое не только все виды логик, но и принципы познания, законы развития.

Система познания гендрева ФТС, основана на единстве принципов онтологии: категорий философии ([7] Рис 65) и гносеологии ([3-5]), логики противоречий (Я-неЯ)- метода познания (Рис 2/34), принципов диалектического развития ([7] Рис 49).

 

Структура Генодрева ФТС, исходя из единства аксиологических принципов, отражает духовно-материальную диалектику познания процессов эволюции-инволюции.

Из структуры генодрева, принципов познания, развития ([7] Рис 49), вытекают 8 взаимосвязанных структурно-логических принципов-аксиом:

1.1. Аксиома (принцип) целостности (единства вибраций) мира: духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей взаимосвязи явлений, всего со всем, равнозначности процессов

анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей. Следствия аксиомы 1.1.:

1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух, дополняющих друг друга начал (вибраций единой сущности), отражающее принцип диалектического монизма, единства: духа и материи. 2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство, находятся во взаимодействии друг с другом (взаимосвязи которых отражаются ритмами прогрессии: 1-2-4-8-…). 3. Взаимодействие идеальных и материальных объектов, понятий осуществляется через категории движения, изменения, которое в равной мере свойственны, не только материальному, но и духовному началу.

4. Условие развития (движения, изменения) – разность потенциалов (вибраций) тезиса и антитезиса (духа и материи). Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала). 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и иерархично, циклично (ритмично) и спирально, одновременно происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса), в объемном плане составляя расширяющийся и сужающийся конус. 6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к частям, многому. Двойственность процесса познания требует обратного движения сознания от анализа к системному синтезу.

7. Цикличность ритмов развития неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного в другое. 8. Мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве.

1.2. Генетической, иерархической взаимосвязи противоположностей тезиса и антитезиса (дающий начало процессам развития при ассиметрии, активизации вибраций одного из начал). 1.3. Двойственности направлений процесса развития (эволюции и инволюции). 1.4. Множественности и цикличности (ритмичности) процессов развития. 1.5. Отмирания старого, разрушения (инволюции материального начала). 1.6. Восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания (эволюции материального начала). 1.7. Преемственности в развитии, сохранения старого в новом, материального в духовном (догматизма, инволюции духовного начала, первичного синтеза). 1.8. Создания высшего уровня единства (эволюции духовного начала, системного синтеза 2-х направлений). 1.9. Прогрессивно-эволюционное, циклическо-ступенчатое (с циклами эволюции-инволюции) развитие (общества) может происходить только при приоритете духовного начала.

Универсальность циклическо-ступенчатого процесса эволюционно-инволюционного развития в ФТС, от единства к системному множеству, идущего по иерархическим уровням генодрева: горизонтального (1-2-4-8-…) и вертикального ([7] 3-й ур. Рис 47: 1-5, 2-6, 3-7, 4-8) доказывается нами в [7] не только применением к процессам развития: от сфер общества (Рис 3/47), до уровней морали ([7] Рис 101), но и познания: логики (Рис 2/34) и др.

В отличие от 3-х законов ДМ, в диалектике ФТС приняты 4 закона (отражающих универсальность процессов развития, познания): 1) дополнительности двойственных противоположностей (противоречий) до целого; 2) двойственности двойственных отрицаний; 3) структурных взаимосвязей количественных и качественных изменений; 4) единства и взаимодействия противоположностей (подр. см. Приложение 1).

Противоречие в ДМ – "категория диалектики, выражающая внутренний источник движения", основанная на одностороннем принципе развития (или-или), который не "видит" всех возможных направлений развития противоположностей и их структурных связей.

ДМ признавая противоречие или-или (по логике Аристотеля) основой развития исторических процессов, т.о., отрицает не только диалектику дальнейшего развития структуры противоречия, но и затрудняет понимание дуальности процессов развития.

В ФТС развитие противоречия идет одновременно в 2-х направлениях, не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми вертикальным синтезом на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа (различными уровнями структуры генодрева одной системы, взаимодействующими подсистемами единое-многое:1-2-4-8-…).

Т.к. в основе структуры генодрева (ИЦЗИНа) лежит логика синтеза (и-и), то примирение противоположностей является необходимым условием сохранения целостности системы. В ИЦЗИНе, ФТС противостояние противоположностей находится в движении, что говорит не только об их изменчивости, взаимопроникновении, но и в смягчении их крайних состояний в "золотой" середине (третьем пути). При этом внешние противоречия разрешаются внутри системы, придавая ей устойчивость.

Рассмотрим развитие противоречий на примере сфер общества. Система противоречий взаимосвязи сфер генодрева (Рис 3/47) в основании имеет ось генодрева – ур. норм морали, сверху которой духовные сферы,- снизу материальные. Что соответствует древнему знанию, утверждающему приоритеты духовного над материальным (подр. см. статью "Уровень морали – мера эволюции общества"[9]).

На первом уровне генодрева имеется одно главное (духовное) противоречие– диада: тезис: духовная власть, антитезис-светская власть, которое определяет циклы развития противоречия на всех горизонтальных уровнях.

Цикличность развития противоречия одновременно ведет не только к: его углублению по горизонтали, но и расширению его вертикального (дух-материя) главного содержания, что неизбежно приводит, при не системном управлении духовно-нравственными процессами, к его обострению, усилению воздействия на систему. Что и происходит в социальных процессах развития. На 2-м, 3-м и последующих горизонтальных уровнях генодрево образует систему вертикальных противоречий: 2-й ур.–2 противоречия (4-х форм власти), 3-й ур.–4 противор-ия (8-и сфер).

Разность противоречий тезиса и антитезиса – источник развития генодрева.

Стукова О.В. отмечает эту идею при формировании Культуры: "Пружиной, источником энергии творчества всегда был разрыв, разность потенциалов между статус кво и Идеалом, реальным и идеальным … . А довольство, успокоенность – как раз роняет эту разность потенциалов до нуля, обесточивая батарею. Чем же можно поднят ее снова? Двумя способами: углубив личную трагедию - или подняв планку идеала" [10].

Главное противоречие (ГП): духовная – светская власть на 2-м уровне развития общества выделяет 2 противоречия между 4-я сферами (уровнями) власти: 1) бытия-экономики (4) и государственной власти (СУ-2), духовной власти (1) и уровнем культуры (3). Основное противоречие (ОП) 2 ур. –3-2 (Культура- Госвласть).

На 3-м уровне развития общества возникают 4-е вида противоречий между сферами: 1) экономики и политики (где возникли и начали развитие классовые противоречия); 2) образа жизни (большинства) и воспитания, образования; 3) БСУ (бюрократической системой управления) и системой самоуправления (ССУ); 4) идеологи, религии и духовностью философии, морали (в наше время обострились противоречия внутри различных идеологий и религий). ОП 3 ур. идеология-политика (4-5).

3-й ур. генодрева дает цикличность развития сфер в последовательности:1-5,2-6,3-7,4-8.

Противоречия общества в процессе его развитии неизбежно расширяются и углубляются, т.е. обостряются. Но, содержание ГП 1 ур. (духовная-светская власть) сохраняется: на 2 ур. в ОП (власть культуры-госвласть), на 3 ур. в ОП (идеология-политика). Понимание этого процесса ДМ до сих пор не только не понято, но и не развито системно.

Обострение ОП 2-го уровня (культура-госвласть) снимается триединством: 1) горизонтальным синтезом высшего 1-го уровня,- обеспечением единства духовной и светской власти (при приоритете духовной над светской); 2) двойным вертикальным синтезом – приоритетами нравственной философии над культурой, СУ (госвласти) над экономикой; 3) Эволюционно-опережающим развитием сфер 3-го ур.: Культуры, СВО (система воспитания и образования) и ССУ (законодательной власти).

Генодрево – универсальная модель процесса развития (познания), основанная на геометрии и логике структуры рисунка, отражает еще и диалектику принципа раздвоения единого, аналогично- формированию структуры ИЦЗИНа.

Выводы: Сфера Культуры и СВО для устойчивого развития и сохранения суверенитета общества должна иметь опережающее духовное развитие.

В ДМ существовало два неразвитых понятия эволюции: общепринятое, узко-материалистическое и широкое, малоизвестное и редко используемое философами (для понятия революции такого исключения нет): "Эволюция и революция (лат. evolutio – развертывание; revolutio – поворот, изменение) – неразрывно связанные стороны развития, соответствующие нарастанию количественных изменений в развитии явления (Э.) и более или менее быстрому качественному изменению (Р.)…Понятие Э. употребляется… для характеристики развития в широком смысле этого слова, и в таком случае под Э. понимается движение, включающее в себя и количественные и качественные изменения" [11].

Т.о., ДМ понимая эволюцию (количество) узко материалистически (только по горизонтали: простое-сложное), вынужден разделять противоречия на двойные виды: антагонистические, - для эксплуататорских, классовых обществ, и неантагонистические – для социализма, разрешаемые путем: борьбы нового и старого, экономических и социальных преобразований (относящиеся, т.о., и к материальному и духовному началам). Ряд авторов успешно развивают общепринятое, узкое понимание Э. и Р.

Мы понимаем эволюцию и инволюцию в широком смысле, как двойственные процессы вертикального развития противоречия, образующих 2-а вида эволюции и 2-а инволюции духа и материи: эволюции: духа (+,+), материи (-,+); инволюции: духа (+,-), материи (-,-) ([7] Рис 66). Т.о., мы, развивая древние учения, исходя из широкого понимания (что не отрицается и ДМ) процессов эволюции (или инволюции), считаем, что она может быть духовной (качественной) и материальной (количественной). Следует различать два вида революции: прогрессивную (эволюция) и регрессивную, контрреволюционную (инволюция).

Определения. Эволюция – развитие (внутреннее и внешнее), идущее от низшего к высшему, от материального к духовному, отражающее количественную (материальную) и качественную (духовную) сторону. Инволюция – развитие, идущее от высшего к низшему, от духовного к материальному, отражающая качественную (духовную) и количественную (материальную) его сторону.

Разжиревшее от материального изобилия население ряда западных стран не замечает за собой нравственной деградации (пропаганду однополой семьи, раннего сексуального воспитания детей, сексуальных извращений, инцеста и т.п.). Видимо, этому способствует и материализм западной, в т.ч. и российской науки. Так, например, РАН вместо изучения явлений невидимого духовного мира создала комитет по борьбе с лженаукой.

На западе и в России в философских словарях понятия эволюции и инволюции, прогресса и регресса не отражают духовной-нравственных сторон развития общества.

Анализ логики многоуровневого процесса развития общества, обеспечивающего его прогрессивную эволюцию (Рис 94 [7]) показывает необходимость единства не только материальных (достигаемых, как правило, через революцию), но и духовных ее условий, которые на втором уровне генодрева приводят к единству 4-х видов (этапов) эволюции и революции: 1) политико-экономическая революция; 2) социально-управленческая революция; 3) культурно-научная эволюция; 4) духовно-нравственная эволюция.

Между 2 и 3 этапами должно происходить снятие - перелом сознания от индивидуальной к общественной морали, иначе – качественный (духовный) скачок в развитии общества, переход революционного развития - экономическо-социального к эволюционному, -культурно-духовному. Если первые два вида не требуют длительного периода развития (видимо, поэтому зачастую революции инспирируются извне, что характерно для нашего времени), то вторые два – наоборот, невозможны без длительного процесса духовно-нравственного воспитания и саморазвития общества.

Классики ДМ, исходя из приоритетов материализма и вульгарной критики религии, недооценили важность духовно-нравственного развития общества. Очевидно, поэтому причину смены видов обществ они видели не росте уровня морали общества, а в смене частной собственности общественной; но ведь последнее- это следствие, а не причина.

Перелом сознания от индивидуальной к общественной морали, качественный скачок, -сложный процесс, основание (причина) для развития личности, должен происходить во всех сферах и уровнях развития общества. Начавшись в семье, с дошкольного воспитания, процесс воспитания продолжается в коллективе, с юношеского воспитания, и заканчивается в зрелом возрасте на производстве и в обществе. Внешние условия, национальный образ жизни, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания личности.

К сожалению, в СССР так и не сумели за три поколения, довести процесс воспитания до логического завершения,- воспитания нравственной и социально активной личности.

Вывод: революции, совершенные без необходимого начального и, последующего духовно-нравственного развития человека и общества (мировоззрения, идеологии, морали, культуры общества и т.п., которые должны отрабатываться в программах политических партий) будут недолговечны и вредны для прогресса общества.

 

Приложение 1. Законы диалектики ФТС.

 

Закон дополнительности двойственных противоположностей (противоречий) до целого отражает 0-й и 1-й уровни генодрева – синтез (единство)- тезис (духовное) – антитезис (материальное), где последние дополняют друг друга до целого (Рис 2/34 и др.). В обществе приоритеты в развитии: духовного – ведут к эволюции, материального - инволюции. Эту истину, в отличие от современных идеологий, знали все древние учения и религии.

Классический закон отрицания отрицания рассматривал, в основном, материальную сторону процесса развития. ФТС предлагает Закон «двойственности двойственных отрицаний» - процесс диалектического развития логически двойственен и цикличен: материальное развитие - отрицание отрицания материального начала вызывает духовное развитие – отрицание отрицания духовного начала (и наоборот). В одном цикле материального и духовного развития, совмещающем два его направления: эволюции и инволюции, переход от материального развития к духовному (и обратно) вызывает кратковременную смену (скачок) направления развития ([7] Рис 49), который в свою очередь ответственен за кризисы.

Однако, понимание структуры и ее связей с качественными и количественными изменениями, данные предшествующими авторами, на наш взгляд, не раскрывают всей логики и сущности иерархии элементов системы и их взаимодействия в процессах развития.

Понятие структуры нами определяется, не как в ДМ "совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе",- некие связи и логические отношения элементов системы. Структура в ФТС- принцип иерархии расположения уровней и элементов системы и всех видов их взаимосвязей, образующих динамически изменяющуюся под воздействием парных (внешних и внутренних, материальных и духовных, и др.) факторов многоуровневую целостность, уровни организации которой отражают циклы процесса раздвоения единого на дуальные противоположности. Где уровни структурной организации, - не только часть вышележащего, но и целое по отношению к нижележащим уровням, образуют сети взаимосвязей и логики отношений, которые в процессах развития сложных систем могут отражать объемность структур развития (триединство по: - горизонтали, - вертикали, и - объемной спирали), процессы эволюции или инволюции (перехода с количественного на качественный, и с одного качественного уровня на другой и обратно).

Рассмотрим последовательность процесса раздвоения единого и изменения в структуре уровней генодрева и ИЦЗИНа ([7] Рис 24) начиная с уровня монограмм. 1- Ян, сплошная черта или +, духовное начало (тезис) примем за качественные изменения; 2- Инь, прерывистая черта,-, материальное начало (антитезис) - количественные. На втором уровне противоположностей (диаграмм) структура генодрева удваивается, давая все возможные комбинации изменений структуры (не учитываемые предшествующими авторами): 1) + +; 2) - +; 3) + -; 4) - -. Простое удвоение, без изменения знака (содержания структуры системы) происходит на 2-х крайних уровнях: 1) + +, - структура с качественным изменением качества; 4) - -, - структура с количественным изменением количества. Средние уровни (отражающие существенное изменение части структуры,- скачок в развитии (снятие на противоположное содержание) будут означать: 2) - +, - структура с качественным изменением количества (скачок, отражающий эволюционное развитие от материального к духовному); 3) + -, - структура, отражающая количественное (материальное) изменение качества (скачок, отражающий инволюционные изменения от духовного к материальному).

Классический закон перехода количественных изменений в качественные – раскрывает только одну четвертую (материальную) часть структуры качественного и количественного многообразия логики процессов развития.

Закон «структурных взаимосвязей количественных и качественных изменений» ФТС - усложнение структуры в сложных процессах логики развития вызывает переход не только количественных изменений в качественные (эволюцию материального начала, духовный скачок), но и качественных в количественные (инволюцию духовного, скачок в материальное), качественных в высшие качественные (эволюцию духовного) и количественных в низшие количественные (инволюцию материального). Скачок – качественные изменения при переходе от материальных факторов к духовным, ведущие к повышению уровня сложности структуры.

Закон «единства и взаимодействия противоположностей» ФТС показывает, что источником логики развития, раздвоения единого является разность потенциалов тезиса и антитезиса: духовного и материального начал (где внутреннее саморазвитие в ДМ – частный случай), когда борьба противоположностей является только началом процесса развития, разрешения противоречий, которая для сохранения целостности системы должна заканчиваться синтезом (компромиссом) в процессах развития (борьбы противоположностей). Сущностью этого закона является логический принцип взаимосвязи элементов, ведущий систему к изменениям, взаимопревращению противоположных сторон явлений друг в друга (отражаемых системой категорий ФТС). При этом, качественный скачок (снятие) в системе противоположностей происходит при переходе от материальных уровней к духовным, и наоборот (см. [7] Рис 41, 42, 47, 49 и др.).

Построим генодрево единства внутреннего (духовного) и внешнего (материального) начал (см. аналогию с Рис 66 [7] и Рис 65), и выявим остальные недостатки ДМ:

1-й ур.: тезис- внутренние (духовные) силы; антитезис – внешние (материальные) силы (разность потенциалов тезиса и антитезиса – источник развития системы). 2-й ур.: 1) внешнее-внешнее,- развитие внешних (материальных) свойств, физических явлений, механическое движение тел при внешнем воздействии,- инволюция материи (на Рис 65- движение); 2) внешнее-внутреннее,- развитие от материального к духовному, внутренние свойства материальных явлений,- эволюция материи (энергия); 3) внутреннее-внешнее,- развитие духовных свойств в материальном мире (культура, наука), саморазвитие от внутреннего к внешнему,– инволюция духа (пространство); 4) внутреннее-внутреннее,- внутреннее (духовное) саморазвитие, развитие духовных свойств в духовном мире, свойства духовных сущностей (идеи, …),- эволюция духа (время) .

Т.о., в отличие от узко материалистического понимания процессов эволюции-инволюции в ДМ, диалектика ФТС рассматривает все возможные варианты развития двойственной системы противоположностей (на 2-м уровне- 4): 1) материальное развитие (движение) при внешнем воздействии на систему (тело, экономика, …) - инволюция материального; 2) развитие системы от внешнего к внутреннему (от материального к духовному) - эволюция материального, экономического начала в обществе должна привести к росту социальной справедливости (через ССУ); 3) саморазвитие от внутреннего к внешнему (от духовного к материальному) – инволюция духовного в материальное начало должна давать развитие уровня науки и культуры (через СВО); 4) саморазвитие от внутреннего к внутреннему (от духовного к духовному) – эволюция духовного должна вести к повышению уровня морали (только высокая мораль снизит уровень коррупции).

ФТС, соединяя в единое целое идеальное и материальное, не отрицает материализм и идеализм, а на основе метода системного синтеза, развивает их в универсальное единство – триединый системный синтез (единство) - синтеза антитезиса и тезиса (материализма и идеализма). Известно, что новое знание должно включать в себе старое, как целое- часть.

 

Литература:

1. Сухонос С.И. Вселенская сила нравственности. М. Новый Центр. 2005, с. 173.

2. Каган М.С. Методологические принципы построения современной онтологии. Spkurdyumov.narod.ru>Cagan5.htm.

3. Блаватская Е.П. Скрижали Кармы. Нет религии выше истины. М. МЦФ 1995, с 128-129.

4. Шмаков В. Священная книга Тота….ч. 1. М. 1994, с 33.

5. Философский словарь. М. ИПЛ. 1972.

6. Субба Роу Т. Оккультная философия. М. Сфера. 2001, с 293.

7. Антонович Е.Н. Третий путь развития. кн.1. Философия триединого синтеза (ФТС). СПб. Деан, 2007, 542 с., (книгу можно скачать на сайте автора: www.spb-antonovich.ru).

8. Антонович Е.Н. 29 статей на сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика. http://www.dialog21.ru., сборник статей Проекта на сайте РФО http://www.dialog21.ru/biblio/konf_ant_ovch/12.%20Antonovich.pdf, 32 ст. на сайте ВИПЕРСОН, см. ст. на сайтах: СПб философского клуба (philklub1.narod.ru), kovcheg.ucoz.ru, автора: spb-antonovich.ru.

9. Антонович Е.Н. Процесс развития общества- единство эволюции и революции. Российско-китайский журнал Содружество. Научно-теорет-е конференции. №1- 2016.

10. Стукова О.В. Цивилизация или культура? Кн.8. Цели и смысл Бытия и Пути к нему. Другая Наука. СПб. 2009, с 44.

11. Философский словарь. М. ИПЛ. 1972.

 

 

 

 

К началу страницы