Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи Акименко А.Д.

Написать автору статьи

e-mail: akimenko43@mail.ru

 

 

 

Акименко Александр Денисович

Статья 4

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Аннотация

Многие люди не знают содержания всех направлений здорового образа жизни (ЗОЖ). Оптимальная реализация всех направлений ЗОЖ и каждого из них в отдельности обеспечивает наилучшее состояние, счастье в целом человека. Она с необходимостью предполагает также и совершенствование всей организации жизнесуществования общества на принципах самоуправления с использованием организованных коллективных разума и воли. В статье излагается краткое содержание всех направлений ЗОЖ, знание и реализация которых будут способствовать наилучшему состоянию человека.

 

Ключевые слова

Реальность, образование Реальности, здоровый образ жизни, наилучшее состояние человека, оптимальность, самоуправление

 

HEALTHY LIFESTYLE

A.D. Akimenko

 

Annotation

The vast majority of people is not aware of different sides of healthy lifestyle(HL). Consideration of different healthy lifestyle sides relatively cause the improvement in the overall human conditions (welness, happiness). Moreover, the difficulties on the way to healthy lifestyle stay actual due to the lack of the society modernisation results, the lack in the efficiency of governmental institutions. In the article I present the classification of all HL sides, which should be considered as the line of steps towards the improvement of human overall condition.

Key words

the Reality, the appearance of the Reality, healthy lifestyle, supreme human condition, efficiency, self-regulation

 

 

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Под адекватной понимается такая деятельность, которая обеспечивает человеку и обществу физическое, психическое и социальное здоровье и благополучие, наилучшее состояние, счастье в целом, и способствует прогрессу общества.

Комплекс всех направлений здорового образа жизни (ЗОЖ) человека должен учитывать всё бесконечное множество факторов Реальности (под Реальностью понимается всё существующее, познанное и непознанное).

Все направления ЗОЖ взаимосвязаны, взаимопроникают, взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. Нереализация человеком хотя бы одного из направлений ЗОЖ при осуществлении всех остальных приводит к снижению удовлетворённости, счастья, ухудшению здоровья и заболеваниям, а в некоторых ситуациях может привести и к смерти.

В данной статье идеология ЗОЖ предполагает обеспечение наилучшего состояния, счастья в целом каждого при обязательном условии его активного участия в организации собственной жизни и жизни общества.

Ниже излагаются все направления ЗОЖ (выделены жирным шрифтом), включая также и те, которые не указываются в других источниках по этой проблеме. Разумеется, приведённые рекомендации следует применять только с учётом конкретной ситуации, диалектически.

 

1. Активное и равноправное участие каждого на принципах общечеловеческой нравственности в управлении обществом, социальной общностью, то есть в социальном самоуправлении, которое предполагает также и:

- адекватное наилучшему состоянию, счастью в целом мировоззрение,

- формирование и осуществление алгоритмов активного и равноправного участия в управлении,

- наличие и реализацию Конституции (основного правового закона) общества в целом,

- приобретение каждым необходимых управленческих знаний, умений и навыков.

Участие каждого в управлении обществом, социальной общностью – это удовлетворение видовой потребности человека в управлении обстановкой, любой ситуацией вообще, контроле её.

Одним из основных факторов счастья, здоровья является сопричастность, приобщённость индивида к общим делам социальной общности и всего человечества в целом путём его равноправного участия в управлении общим делами на всех уровнях общества и во всех его сферах.

Человечество в целом тысячелетиями действует неорганизованно, стихийно, неуправляемо. Отсутствует общественный коллективный разум, позволяющий осуществлять планомерное, целенаправленное формирование решений каких-либо совместно поставленных задач всем человечеством. Один из важнейших факторов обеспечения наилучших условий для жизни общества, а тем самым и индивида, - разумное совместное разрешение социальных противоречий путём договорённостей при управлении общими делами всеми вместе равноправно.

К факторам, реализующим участие масс в управлении, которые уже предусмотрены или могут быть предусмотрены законодательством, в частности, относятся:

- систематическое обсуждение на общих собраниях коллективов, населения, представителей населения с участием органов власти и управления актуальных социальных проблем с принятием рекомендаций, решений. Это одна из главных форм участия всего населения в социальном управлении,

- обсуждение всем населением на всех уровнях и принятие всеми совместно единой Программы развития всего общества, цели, целей, планов, решений, нормативных правовых актов,

- референдумы,

- принятие и реализация единого общечеловеческого морального кодекса,

- принятие единой концепции и реализация здорового образа жизни,

- своевременное доведение до каждого необходимой для участия в самоуправления информации,

- систематическое развитие и расширение общественных фондов потребления продуктов, товаров и услуг,

- коллективные методы творческого решения задач,

- принятие всеми совместно мер по решению глобальных проблем,

- разработка и внедрение единого общечеловеческого языка.

Необходимо осуществлять и развивать социальные эксперименты, способствующие участию масс в управлении общими делами.  

2. Формирование мировоззрения, адекватного наилучшему состоянию, счастью в целом каждого индивида, которое также обеспечивается:

- познанием и учётом в жизнесуществовании онтологических и иных законов Реальности,

- здоровым образом жизни,

- необходимыми условиями внешней среды,

- реализацией необходимых неосознаваемых факторов.

При этом целесообразно знание и учёт в повседневной деятельности, в частности, следующих факторов:

- характеристики Реальности, образования Реальности (включая онтологические и иные законы Реальности и их проявления), включая планету Земля, живую систему на Земле, человечество, социальные общности, человека (условия, способы и специфика их появления и существования),

- глобальные и иные распространённые проблемы человечества,

- видовые характеристики человека, включая его психические феномены, видовые потребности, факторы, препятствующие организации его адекватного познания и деятельности,

- условия, необходимые для реализации счастливой жизни каждого человека, включая основы организации жизнедеятельности человека, социальной общности и общества в целом,

- общечеловеческие моральные принципы,

- трудности, критерии истинности познания Реальности, её образований,

- виды и причины заблуждений и иных неадекватных представлений. Способы их минимизации, преодоления и исключения,

- возможные характеристики (как ориентиры) лучшего будущего человечества, направления перехода к нему. Идеология и Программа развития общества и человека.

3. Рациональная организация индивидом собственной жизнедеятельности на принципах общечеловеческой нравственности, которая также включает:

- формирование адекватного мировоззрения,

- формирование и использование алгоритмов самоуправления в индивидуальной жизнедеятельности,

- управление психикой, здоровьем, социальными взаимодействиями.

При этом, в частности, целесообразно:

- знать и использовать основы науки об общих законах организации деятельности,

- применять системный подход,

- использовать известные правила самоорганизации,

- использовать существующие психотехнологии успешного управления собой,

- внедрять научную организацию труда,

- проанализировать и улучшить организацию своего рабочего места и рабочего дня,

- исходить из норм общечеловеческой нравственности,

- научиться различать более значимые ценности и менее значимые. Общечеловеческие ценности должны рассматриваться как приоритетные перед всеми другими ценностями,

- периодически реализовать здоровый аскетизм,

- минимизировать тревогу, беспокойство, разочарование и сожаление,

- использовать способы выработки уверенности в себе,

- применять самую удобную форму хранения и использования необходимой информации,

- использовать виды чтения: предварительное, сквозное, выборочное, аналитическое,

- составить приблизительный перечень тех решений, которые имеет смысл принимать самому: выбор супруга, дома и профессии, где жить, с кем объединяться, чему учиться, где работать и т.д.,

- упростить свою жизнь (избавиться от постоянной спешки, от накопившихся вещей, от работы на износ, от «современного» образа жизни, от стремления к карьере, навести порядок в доме и т.д.). В многочисленных бытовых хлопотах индивид зачастую увязает,

- периодически изменять привычный режим,

- определить основные навыки, которыми нужно овладеть,

- совершенствовать коммуникативные способности,

- исключить самовредительство,

- помнить, что даже небольшие, но настойчивые и систематические попытки могут эффективно завершить большое начинание,

- изучать и реализовать и другие направления системы рациональной организации жизнедеятельности,

- не превращать рациональную организацию жизнедеятельности в самоцель, в сверхценное психологическое увлечение.

4. Планирование и осуществление работы над собой, которое также включает:

- формирование жизненных планов,

- реализацию всего комплекса направлений здорового образа жизни,

- формирование адекватного мировоззрения,

- оптимальную реализацию всех адекватных свойств качественной определённости, включая удовлетворение видовых потребностей,

- формирование и осуществление адекватной методологии деятельности,

- адекватные ритмы, режимы различных жизненных периодов и всего жизнесуществования,

- гармоничное, всестороннее развитие,

- самоконтроль, самооценка и самовоспитание себя путём формирования и осуществления соответствующих алгоритмов.

При этом, в частности, целесообразно:

- прогнозировать будущее, что позволяет более эффективно действовать в настоящем,

- создать образ идеального будущего,

- иметь чёткое определение своей цели (целей). Подсознание реагирует на определённость,

- подобрать (по возможности) себе тот род деятельности, который позволил бы наилучшим образом удовлетворять видовые потребности,

- соотносить планирование с приоритетами,

- планировать виды деятельности, способствующие применению и развитию способностей, умений и навыков,

- усвоение и применение различных способов, методов достижения целей,

- планировать процесс устранения или минимизации своих недостатков. Успех при планомерном формировании положительных и устранении отрицательных качеств приходит только с установлением привычки,

- тренировать действия в возможных экстремальных ситуациях,

- реалистично оценивать свои ресурсы и средства развития.

5. Оптимальное удовлетворение всех видовых потребностей человека.

Видовые потребности человека и его специфические адекватные потребности каждому надо выявлять и знать, а также формировать и осуществлять алгоритмы их оптимального удовлетворения.

Большое имущество обременяет и мешает человеку оптимально удовлетворять все видовые потребности. Вещи и освобождают, и порабощают человека, что в различных связях обусловливает его нездоровье.

Большие деньги дают власть, уверенность в себе, расширяют возможности, позволяют удовлетворять многие потребности и т.д. Но одновременно они приносят не только счастье и благополучие, но и трудности и даже несчастья. Так, с деньгами связаны стрессы, постоянный страх за свою жизнь и жизнь своих близких, «чёрная» зависть окружающих – факторы, ухудшающие здоровье. Далеко не все видовые потребности можно удовлетворить за деньги.

Адекватное удовлетворение видовых потребностей в общезначимости, альтруизме, коллективизме также включает:

- осуществление общественно полезных действий, необходимых другому индивиду, социальной общности, всему человечеству,

- равноправное общение,

- сопричастность ко всем общим делам социальной общности и общества в целом.

Видовая потребность человека быть значимым для других обусловлена тем, что он является частью единого целостного общественного организма как образования Реальности.

Деятельность индивида по сохранению и улучшению существования другого человека, совокупности людей, всего общества придаёт смысл жизни, наполняет её интересом, стремлением к развитию, приносит удовлетворение, способствует здоровью. При этом следует также любить и себя, оптимально удовлетворять и все другие свои разумные потребности.

6. Мышление, познание, творческое отношение индивида к жизнедеятельности, адекватные наилучшему состоянию, счастью в целом, которые также включают:

- адекватные алгоритмы мышления и познания,

- учёт неосознаваемых процессов и влияние на их формирование,

- познание основ всех наук в объёме среднего общего образования,

- знание Идеологии развития человека и общества,

- познание основ науки управления и самоуправления индивида, социальной общности, общества в целом,

- знание психологии – индивидуальной, специальной, социальной,

- знание основ формальной и диалектической логики,

- знание основ коммуникологии, в том числе правил общения,

- знание информатики как понимание необходимости той или иной

информации, умение её поиска и использования,

- знание футурологии как учения об идеалах, ориентирах будущего,

- знание науки творческого решения проблем,

- противодействие манипуляции и самоманипуляции сознанием, психикой и

поведением индивида и общностей,

- исключение суеверий, предрассудков и иных неадекватных представлений.

Мышление, познание и творчество как образования Реальности также осуществляются по онтологическим законам, которые необходимо знать и учитывать.

При этом, в частности, целесообразно:

- применять психотехнологии управления собственными мыслями и переживаниями,

- учитывать фактор бессознательного,

- развивать способность к абстрактному и критическому мышлению,

- использовать существующие приёмы исследования, познания и запоминания,

- использовать спор, дискуссию и полемику – способы обсуждения и поиска истины; здесь, в частности, важны требования, предъявляемые к правильности определений. Знать уловки, применяемые в споре и аргументации,

- применять способы усиления аргументации,

- использовать законы формальной и диалектической логики,

- заменить негативные убеждения (типа «я никогда не добьюсь большего», «что бы я ни делал, толку всё равно нет», «жизнь трудна» и т.п.) на новые, позитивные, применив существующие техники.

Некоторые виды, формы, причины заблуждений и иных неадекватных представлений индивидов, которые следует исключить или минимизировать: неуместные стереотипы, догмы, формализм, неадекватные убеждения, пережитки, фидеизм, предрассудки, суеверия, предубеждения (некоторые моральные нормы, некоторые религиозные убеждения, некоторые политические взгляды, шовинизм, национализм, этноцентризм, расизм и иные идеологии, обосновывающие превосходство, исключительность одних людей, групп людей и тем самым разобщающие людей, принадлежность к определённому социальному слою, дистанция социальная), ярлыки, вымыслы, утопии, признание харизмы, элитаризм, сакрализация, субъективизм, волюнтаризм, гипертрофированные положения, оккультизм, мистицизм, иррационализм, интуитивизм, гипостазирование, теизм, фетишизм, ритуализм, застенчивость, функциональная привязанность, трафаретное мышление, нерелевантная информация, слепая необоснованная вера Учителю, вождю, авторитету, органам власти, а также профессионалам, элите, лидерам, заслуженным людям и специалистам, манипулирование сознанием, психикой и поведением человека, самообман, антропоцентризм, антропоморфизм, анархизм, нигилизм, некоторые психологические и гносеологические свойства человека, абсолютизация, критиканство, максимализм, общий вывод из нескольких единичных фактов, выводы, основанные на эмоциях. 

7. Воздействие на формирование подсознания, взаимодействие с ним адекватно наилучшему состоянию, счастью в целом индивида, которое также предполагает:

- осуществление внушения и самовнушения,

- адекватное взаимодействие со всеми явлениями Реальности.

Подсознание – сфера Реальности, влияющая на формирование свойств качественной определённости человека, на формирование его потребностей, на деятельность по их удовлетворению, и, в конечном счёте, на достижение наилучшего состояния, счастья в целом индивида. Учёт подсознания и влияние на него даёт дополнительные возможности для более адекватных действий.

Существуют механизмы сознательного ввода идей в подсознание (внушение, самовнушение, самогипноз и т.д.). Подсознание, в частности, реагирует на такие феномены, как вербализация, чувства и эмоции, воображение (визуализация). Конкретных применений самовнушения, самогипноза много: человек может помочь себе оставаться здоровым с помощью самогипноза, может помочь себе выздороветь от многих заболеваний, может повысить эффективность своих действий в деловом общении и т.д. Для этого существуют соответствующие методики.  

Также целесообразно:

- заботиться о содержании своего подсознания, в частности, сознательно, целенаправленно приучаться думать о любви к другому человеку, социальной общности, человечеству в целом и всему сущему, о доброте, об успехе, счастье, здоровье, и изгонять из своих мыслей беспокойство и страх, избавляться от отрицательных и вырабатывать новые, более позитивные убеждения, даже если вначале не очень в них и верится. Целенаправленно вводить в подсознание: оптимизм, активность, доброту. Особенно велика роль доброты, введённой в подсознание как фактор деятельности, ибо только добрый человек может быть счастливым,

- понимать, что немало проблем индивида возникает именно от неадекватных представлений, введённых в подсознание посредством внушения или самовнушения,

- применять существующие приёмы творчества,

- сознательно, целенаправленно формировать бессознательную готовность к достижению положительной цели,

- использовать существующие техники, при помощи которых можно улучшить настроение,

- чаще реализовать смех, юмор и радость, которые могут лечить, воздействуя на человека через его подсознание,

- минимизировать или исключить застенчивость как фактор, препятствующий здоровью,

- избавиться от навязчивых состояний, фобий, страхов, психотравм и массовых психозов или минимизировать их влияние,

- не поддаваться истерии, часто навязываемой средствами массовой информации,

- помнить, что добиться успеха можно только при желании, воле и настойчивых соответствующих действиях, отбросив все оправдания и отговорки.

8. Гармоничное общение, взаимодействие индивида с другим человеком, социальными общностями, человечеством, адекватные наилучшему состоянию, счастью в целом, которые также предполагают:

- знание и умение использования закономерностей, правил этого общения, взаимодействия,

- наличие адекватного мировоззрения,

- реализацию норм общечеловеческой нравственности,

- умение организовывать себя и людей.

При общении происходит обмен информацией по социально-значимым и иным проблемам, опытом, умениями и навыками, а также результатами деятельности, достигается единство действий индивидов, входящих в социальную общность, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие людей, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, согласованность действий и сплочённость.

Формы общения: взаимодействие на собрании при выработке решений по общим проблемам, физическое взаимодействие при массаже, поглаживании и т.п., половое взаимодействие, дружба, общение на работе, при отдыхе, эмоциональное общение, общение посредством подсознания и т.д.

Адекватное общение помогает каждому становиться здоровее. В частности, пациенты в так называемых группах психотерапии больше пользы извлекают не из сообщаемой на занятиях информации, а из поддерживающей атмосферы группы. Они выслушивают рассказы друг друга о жизненных проблемах и тревогах, совместно обсуждают эти трудности и ищут пути их преодоления. Подобную роль должны играть вообще все обычные собрания и в других социальных общностях, а не только собрания у психиатра.

В частности, целесообразно:

- знать, что люди, не умеющие общаться, чаще оказываются в подавленном состоянии, чувствуют себя изолированными от других, чаще испытывают чувство раздражения и попадают в конфликтные ситуации, склонны к нервно-психическим заболеваниям,

- знать, что те, кто заботится о других людях, гораздо реже испытывают стрессовые ситуации,

- систематически использовать самый эффективный способ обсуждения важных проблем - непосредственное общение на собрании, личная встреча. Целями таких собраний могут быть: обсуждение жизненно важных проблем, стратегических целей, отчётов органов управления, программ деятельности, выявление очередных актуальных социальных задач и определение мер по их решению,

- выполнять правила эффективного использования распространённых средств коммуникации (электронная почта, факс, телефон и т.д.): краткость и ясность изложения, понятность информации для получателя, получение информации о её получении адресатом, выделение ключевых моментов, выслушивание не перебивая, краткость беседы с акцентом на важных моментах и др.,

- знать и преодолевать барьеры коммуникации,

- знать и использовать рекомендации по ведению деловых переговоров,

- понимать, что простота при общении достигается искренним, откровенным, бесхитростным и душевным отношением к людям,

- учитывать значимость в общении и паралингвистической системы информации (языка мимики и жестов),

- использовать множество известных методов, способов приобретения друзей и оказания влияния на людей,

- простить все обиды всем и себе.

9. Гармоничное взаимодействие индивида со всей Вселенной, Галактикой, Солнечной системой, Землёй, биосферой и другими образованиями Реальности, Реальностью в целом, адекватное наилучшему состоянию, которое (гармоничное взаимодействие) предполагает также:

- наличие всех необходимых для этого факторов Реальности,

- познание и учёт онтологических и иных законов Реальности,

- приятие как необходимости всех факторов Реальности,

- постоянное ощущение своего единства с факторами Реальности, ощущение себя частью Реальности,

- правильное реагирование на все проявления Реальности,

- следование ритмам Реальности.

10. Здоровое половое взаимодействие предполагает также:

- осуществление закономерностей, ритуалов и приёмов подготовки и осуществления полового акта,

- учёт половых особенностей и желаний партнёра,

- учёт факторов, непосредственно и опосредованно влияющих на половое взаимодействие.

Оптимальная половая жизнь повышает общий жизненный тонус индивида, самооценку, способствует более адекватному мировоззрению, избавляет от негативных комплексов и переживаний. Оптимальное удовлетворение половой потребности производит оздоравливающий и омолаживающий эффект, повышает иммунитет, устраняет депрессию, предупреждает сердечные и многие другие заболевания.

11. Выращивание потомства включает также: питание, обучение, воспитание, физическое и духовное развитие детей, реализацию любви и уважения к детям.

Главное в воспитании - забота о развитии ребёнка, а не о том, чтобы ограничить и подчинить его ради удобства взрослых.

Существует феномен так называемой «слепой» родительской любви. Нередко не желая рисковать, а также из-за невежества, многие родители ограничивают полезную активность, деятельность и развитие ребёнка. Детей надо не только любить, но и уважать.

Один из распространённых специфических для человеческого общества видов насилия над детьми – принуждение их к приёму пищи. Оно способствует психическим отклонениям и даже заболеваниям. Такого вида насилия над детёнышами у других видов животных нет.

Чему учить ребёнка? Что ему дать? Я.Корчак отвечает: дайте ему одно – стремление к лучшей жизни; заразите его своей тоской, - общечеловеческой тоской – по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет, к жизни по правде и справедливости. Высшая радость для ребёнка – преодолённая трудность, достигнутая цель, раскрытая тайна, радость триумфа и счастье самостоятельности, овладения.Я сам! – восклицает ребёнок тысячи раз жестом, взглядом, смехом, мольбой, слезами.

Очень важным является воспитание у детей любви к сущему.

12. Рациональная работа с информацией включает также: поиск, отбор, усвоение и использование только информации, необходимой для здорового образа жизни, невосприятие информационного «мусора».

В социальной общности, обществе в целом каждому должен быть обеспечен оперативный и свободный доступ к любой, не только производственной, но и всей необходимой информации.

Целесообразно:

- формировать информационную культуру,

- определиться, какую информацию воспринимать, а какую игнорировать,

- знать, что существует так называемое «информационное ядро», то есть некая главная информация, которую для адекватного жизнесуществования должен знать каждый. К ней, в частности, относятся: Идеология развития человека и общества, идеология единого мировоззрения и общечеловеческого морального кодекса, знание направлений здорового образа жизни, видовых потребностей и иных видовых свойств качественной определённости человека, информация, необходимая для равноправного участия каждого в управлении всеми общими делами,

- осуществлять непрерывное, в том числе дистанционное самообразование.

13. Формирование духовной жизни, адекватной наилучшему состоянию, счастью в целом индивида, которое также предполагает: социальное равенство, формирование адекватного мировоззрения, деятельную доброту, реализацию норм общечеловеческой нравственности.

Одним из основных критериев социального равенства является удовлетворение потребности каждого человека в равноправном управлении общими делами.

Цель нравственного поведения – благо, сохранение и развитие индивида в гармоничном сочетании с интересами человечества. Общечеловеческие моральные принципы, формируясь под воздействием научного мировоззрения и соответствующего способа организации жизнесуществования общества (на принципах социального самоуправления), могут прочно утвердиться лишь в практической деятельности на общее благо.

Доброта и любовь ко всему существующему – нормы морали, в определённых связях интегрирующие все другие общечеловеческие моральные принципы.

Обида делает счастье невозможным, поглощает массу сил и разрушает здоровье. Обидчивый человек – плохой семьянин, воспитатель, коллега, партнёр, сослуживец, коммуникатор и соратник.

14. Формирование эмоциональной сферы жизни, адекватной наилучшему состоянию индивида, которое также включает:

- смех, юмор, радость, восторг жизненными проявлениями и полноту других различных положительных чувств, исключение гнева, раздражительности, зависти, ненависти, жадности, обидчивости, пессимизма и других отрицательных чувств,

- осуществление способов расслабления, самоуспокоения и снятия отрицательных эмоций.

Отрицательные эмоции вызывают отрицательные изменения в организме индивида, положительные эмоции – положительные изменения. Радость - лечит!

Стресс бывает положительный (который стимулирует деятельность человека) и отрицательный (который портит ему жизнь).

Некоторые причины возникновения стрессов, страданий, которые (причины) следует устранить или минимизировать:

- неуправляемость общества в целом, общественная стихия,

- насильственное разрешение социальных противоречий,

- отношения господства и подчинения, отсутствие чувства равноправной сопричастности каждого к общим делам,

- низкий уровень общественной нравственности,

- незнание самого себя, а также неадекватное восприятие всей Реальности,

- обременённость вещами, заботы в связи с уходом за ними и их использованием,

- отсутствие необходимой информации, неосведомлённость,

- постоянная напряжённость, неумение расслабляться,

- различные страхи (фобии),

- зацикливание на мелких проблемах и упущение главных,

- проблемы здоровья,

- товарно-денежные отношения,

- ненасытное стремление к повышению доходов,

- программы телевидения,

- неполноценный сон,

- переутомление,

- нелюбимая работа,

- вредные экологические факторы,

- сверхсосредоточенность и зацикливание на себе самом,

- нарушение физиологических функций,

- страх потерять работу,

- конкуренция на рабочем месте,

- плохая организация производства,

- профессиональный стресс,

- жёсткий бюджет,

- неуверенность в завтрашнем дне,

- утрата веры в возможность изменения жизни к лучшему,

- ухудшение материального положения,

- утрата работы,

- отсутствие общезначимых целей, цели, общезначимого смысла жизни,

- смерть близкого человека,

- проблемы семейной жизни,

- слишком тесное принудительное общение людей,

- проблемы удовлетворения видовых потребностей.

Целесообразно:

- учитывать, что большинство стрессов, которые испытывают люди, они навязали себе сами. Часто важно не столько событие, сколько отношение к нему,

- понимать, что активная деятельность – одно из лучших средств для изгнания уныния,

- забыть о собственном несчастье, попытавшись сделать счастливыми других,

- коллекционировать смешные карикатуры, забавные истории и рассказы, наиболее понравившиеся анекдоты. Периодически просматривать эту коллекцию, а также смотреть и слушать передачи, где можно посмеяться,

- не поддаваться психозу ускорения темпов современной жизни,

- составить план действий по преодолению стресса. Использовать простые способы защиты от стресса,

- отвыкать всё делать по-старому,

- исключить мстительность и обидчивость,

- контролировать свои эмоции и управлять ими,

- при необходимости делать выбор предоставлять право выбора (в малосущественных вопросах) другому человеку,

- помнить, что бывает гораздо хуже,

- периодически расслабляться. Научиться расслабляться во время работы,

- учитывать, что со стрессовыми ситуациями иногда легче справиться не одному, а сообща, при поддержке и помощи других людей.

Социальный аспект профилактики стресса предполагает соответствующую организацию общества, обеспечивающую, в частности, равноправное участие каждого в организации жизнедеятельности общества. Это будет способствовать наилучшему решению всех проблем, вызванных неорганизованной, неуправляемой жизнедеятельностью общества.

15. Соблюдение техники безопасности предполагает также:

- исключение физических ушибов, ран и психических травм,

- исключение физических и психических недонапряжений и перенапряжений,

- исключение воздействия отравляющих, радиоактивных и иных вредных для организма веществ,

- исключение перегревания и переохлаждения,

- оказание неотложной медицинской помощи.

Знать и использовать способы реализации безопасности человека в самых различных ситуациях, включая экстремальные.

16. Уход за организмом предполагает также:

- занятия физической культурой,

- физическое развитие организма, закаливание, тренировку,

- знание и учёт физиологии и анатомии человека,

- профилактику и лечение соматических, психосоматических, психических заболеваний и пограничных состояний,

- уход за органами (мытьё, чистка, массаж и т.д.),

- создание необходимых бытовых условий.

Здоров человек или нет – это во многом зависит от способа организации данного общества. Здоровое общество развивает способности и расширяет возможности человека. Нездоровое (существующее) общество порождает вражду, эгоизм, агрессивность, насилие и многие другие негативные для здоровья факторы. Одна из важнейших социальных причин заболеваний и пограничных состояний – существующая в обществе в целом и в каждой социальной общности атмосфера антагонизма межчеловеческих и межгрупповых целей, интересов, потребностей, порождаемая разобщением индивидов и их групп, глобально распространёнными отношениями господства и подчинения, незнанием, неумением и нежеланием согласованно, сознательно и целенаправленно разрешать противоречия интересов и действовать во всех других сферах жизнедеятельности, используя организованные коллективные разум и волю.

Один из основных источников болезни - неудовлетворение или неоптимальное удовлетворение видовых потребностей.

Существует также связь между поведением человека, его нравственностью и возникновением у него недуга. Коллективизм и альтруизм являются важными факторами процесса исцеления и здоровья. Состояние здоровья зависит и от типа личности, а также и от конкретного поведения человека в различных ситуациях. Так, происхождение заболеваний иногда объясняют следствием зависти или ревности.

Следует исключить или минимизировать следующие виды пограничных психических состояний:

- резко выраженное аморальное поведение,

- трудности, связанные с телесными особенностями, супружескими и родительскими отношениями,

- социально обусловленное слабоумие (то есть слабоумие, вызванное не той или иной болезнью, а главным образом ненормальностью той социальной среды, в которой живёт человек). Оно характерно для немалого числа обычных людей,

- коммуникативные отклонения,

- выраженное неэстетичное поведение,

- чрезмерное увлечение мистикой (магифрения),

- сверхценные увлечения,

- зависимое поведение (от психоактивных веществ /алкоголь, иные наркотики/, медикаментозная зависимость, массовые фобии /спидофобия и т.д./, пищевая зависимость /анорексия, булимия/, компьютерная игромания, компьютеромания, Интернет-зависимость, увлечение длительным просмотром телепередач, нездоровое увлечение азартными играми, сексуальные зависимости /гомосексуализм, лесбиянство, педофилия/, трудоголизм, религиозный, политический, спортивный и национальный фанатизм),

- чрезмерная застенчивость,

- невротизированность,

- депрессия, которая может возникнуть также и из-за ошибочных выводов, которые человек делает из неприятностей, без которых не обходится жизнь, а также из-за ошибочных представлений о причинах его неприятностей. Депрессия может возникнуть и из-за чрезмерной сосредоточенности на себе при игнорировании общественного блага,

- неадекватное реагирование на заболевание и лечение. Выделяют, например, такие типы психологической реакции на заболевание: гармоничный, тревожный, ипохондрический, меланхолический, апатический, неврастенический, эйфорический, паранойяльный. Аналогичные типы реагирования могут быть и на другие события в жизнедеятельности и у здоровых людей,

- страхи (фобии).

Всё это – также и симптомы нездоровья общества.

Оказание психологической помощи – информирование индивида о его психическом состоянии, причинах и механизмах проявления психологических отклонений, а также целенаправленное психологическое воздействие на человека с целью гармонизации его психики. Психологическая помощь необходима и здоровым людям с разнообразными проблемами (развод, увольнение, наказание, пережитая опасность и т.д.), находящимся в кризисном состоянии, а также больным с различными психическими и соматическими заболеваниями, имеющим психологические проблемы или личностные отклонения. Методы психологической терапии используются для профилактики и лечения не только нервно-психических, но также и ряда соматических заболеваний.

Поскольку у каждого человека в конкретных ситуациях эпизодически проявляются различные элементы психических отклонений, пограничных состояний, то поэтому, в частности, нельзя возлагать ответственность за социальное управление многими людьми на одного человека. Коллективное же управление постоянно нейтрализует роль в управлении эпизодических психических отклонений данного человека (руководителя) и позволяет тем самым сделать управление более адекватным.

Исключать или минимизировать факторы возможности возникновения заболеваний: климатические, экологические, условия труда и социального микроклимата, патофизиологические, биохимические, генно-модифицированные и др.

При сильном переутомлении, в стрессовых ситуациях могут возникать метеопатии - патологическое реагирование на гравитационные, геомагнитные, метеорологические и другие возмущения окружающей среды.

Оценить регион проживания, его экологию, возможности сохранения здоровья в данном месте; исследовать экологию малого жизненного пространства (жилища, места работы, одежды, питания и пр.) и минимизировать влияние отрицательных факторов (биопатогенные зоны, шум, загрязнённость среды и др.).

Чтобы человек был здоров, его биополе должно иметь определённые энергоинформационные характеристики, оптимизация которых осуществляется с помощью различных методик, дыхательных техник, многочисленных техник для работы с мыслью и воображением, комплексных оздоровительных систем.

Полезно периодическое очищение организма человека (очищение печени, кишечника, кровеносной системы и других органов и систем), использование воздействия на него цвета, осуществление различных упражнений при просыпании, приём массажа, тёплых ванн с оздоравливающими веществами.

В структуре дома и предметах быта целесообразно для положительного влияния на здоровье преобладание естественных материалов. Желательно также наличие положительно действующих на человека объектов естественной природы (растения, камни) и произведений искусства. В ряде связей неблагоприятна работа различного рода вибрационных приборов, телевизора.

Одежда должна быть индивидуальной, из натуральных материалов, удобной, удовлетворяющей эстетически, достаточно соответствующей распространённым социальным традициям и в то же время отражающей индивидуальность человека.

У каждого члена семьи в доме должно быть своё место (территория, пространство), где он может уединиться.  

17. Соблюдение темпа и темпов, ритма и ритмов жизни, адекватных наилучшему состоянию, включает также и ритмы: биологические, социальные, трудовые, питания, общения, полового взаимодействия, сна, дыхания, сердечно-сосудистые, нервные, суточные, месячные, годовые, космические и иные ритмы, а также навыки: не торопиться и не медлить, осуществлять эпизодически аритмию. Соответствие своему ритму достигается познанием самого себя и соответствующей тренировкой.

Следует устранить или минимизировать такие причины рассогласования индивидуальных биоритмов человека с ритмами природы, как: частая смена светового пояса, сменная работа, чрезмерная интеллектуальная или эмоциональная активность перед сном, гиподинамия, монотония. Профилактика различных асинхронозов зависит от их видов и заключается в соблюдении ритмической согласованности жизни данного индивида с жизнью природы, правильной подготовке ко сну, периодической физической нагрузке достаточной интенсивности, водных и термических процедурах, демонотонизирующих мероприятиях (музыка, эпизодические паузы в работе и т.д.).

18. Здоровое питание предполагает также:

- здоровую и качественную пищу,

- оптимальные рацион и массу пищи,

- определённые периодичность, темп и ритуал приёма пищи сообразно возрасту и другим характерологическим свойствам индивида, соответствующую обстановку во время приёма пищи,

- исключение употребления вредных веществ (алкоголь, табак, иные наркотики и др.),

- периодическое частичное и полное голодание.

Питание как одна из сфер жизнедеятельности человека связано с множеством псевдонаучных представлений, граничащих с суевериями. Целостной науки о питании (взаимосвязанной системно с другими сферами жизнесуществования) до сих пор человечество ещё не создало. Большинство современных систем питания противоречивы. 

19. Здоровое дыхание. Его факторы: чистый воздух, адекватные ритмы дыхания, их регулирование в соответствии с ситуацией, расслабление и т.д. Кроме лёгочного важно ещё и кожное дыхание. Эффективны занятия «Правильное дыхание», которые могут проводиться и индивидуально, и в составе больших групп.

20. Здоровый сон предполагает также:

- оптимальный период сна и его осуществление в определённое время суток,

- удобную и правильно расположенную постель,

- исключение стрессов, эмоциональных и других психических, а также физических перенапряжений,

- успокоение перед сном, соответствующий алгоритм отхода ко сну, расслабление, исключение мешающих сну факторов.

Целесообразно использовать соответствующие навыки для хорошего сна.

21. Здоровый труд. Его факторы: общезначимость результатов труда, оптимальное физическое и умственное напряжение и утомление, творческий характер, физическое и интеллектуальное наслаждение, смена видов труда, необходимое чередование с другими видами деятельности, с отдыхом и т.д. Здоровый труд – это также и добросовестный труд на общее благо. Однако трудовая деятельность может быть плодотворной и эффективной только когда человек чувствует себя равноправным участником совместной коллективной деятельности. И умственный, и физический труд должен быть организован научно.

Работа, не соответствующая индивидуальным особенностям личности, может привести к неврозу и другим заболеваниям. Безработица, как правило, также сопровождается ухудшением психического здоровья и учащением соматических недугов.

Трудовая терапия – один из видов лечения заболеваний трудом.

22. Здоровый отдых. Факторы здорового отдыха: своевременность, наслаждение, полезность, эстетическая деятельность и т.д. В частности, у многих людей после просмотра вечерних и ночных телепрограмм повышается нервозность и напряжение.

Для отдыха также целесообразно воспользоваться различными методиками выполнения релаксационных, концентрирующих и противострессовых упражнений.

23. Движения, ходьба, бег, иные пространственные положения (умения правильно стоять, сидеть, лежать), адекватные наилучшему состоянию индивида. Факторы адекватного движения: оптимальная скорость движения, правильная осанка, правильное дыхание, контроль выражения лица и положения тела, необходимые расслабление и отдых, удобная одежда и обувь и т.д. Двигательная активность способствует деятельности сознания, мышления, разума и творчества.

Многие люди почти не уделяют внимания культуре движения, большинство людей ей практически не обучаются ни самостоятельно, ни в образовательных учреждениях.

24. Функционирование зрения (умение правильно смотреть), адекватное наилучшему состоянию индивида. Его факторы: отсутствие перенапряжения, нормальное освещение, зрительная гимнастика, периодический отдых, периодические взгляды вверх, в небо и т.д.

25. Речь индивида, адекватная его наилучшему состоянию, счастью в целом. Её факторы: интеллектуальность, логичность, эмоциональность, правильная дикция, акцентирование, необходимая громкость и т.д.

Целесообразно также использовать существующие рекомендации как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.

26. Слуховое восприятие (умение правильно слушать), адекватное наилучшему состоянию, счастью в целом индивида. Его факторы: внимательность, непредубеждённость, стремление понять, прочувствовать необходимую аудиоинформацию, восприятие, а не отторжение полезной информации и т.д.

Правильное слушание предполагает, в частности, выказывание положительного предрасположения к собеседнику: активную внимательную позу, искреннее и полное внимание, целенаправленное и внимательное молчание, минимальные словесные реплики, зеркальное отражение чувств говорящего человека, уточнение, слушание-перефразирование, краткое резюмирование.

Неумение слушать проявляется, в частности, в таких реакциях, как:

- исключительная убеждённость в своей правоте,

- стремление монополизировать разговор,

- торопливое стремление отвергнуть суждения собеседника,

- отсутствие стремления понять мысль говорящего,

- повышенное внимание к частным или незначительным деталям, а не к существу обсуждаемой проблемы,

- чрезмерно эмоциональное реагирование на высказывания собеседника,

- стремление прервать собеседника во время его выступления,

- неумение сдерживать себя, когда уже понятна мысль собеседника,

- при разговоре с младшими по возрасту или по должности собеседник часто бывает склонным считать их глупее себя и не старается их понять.

27. Оптимальное осуществление каждого направления, всего вышеперечисленного комплекса направлений здорового образа жизни и иных его направлений без исключения какого-либо направления, оптимальное осуществление множества сочетаний направлений здорового образа жизни.

Следует также учитывать различия, специфику в реализации здорового образа жизни конкретных индивидов (ребёнок, подросток, молодой человек, взрослый, мужчина, женщина, пожилой, инвалид, больной, индивид, характеристики которого обусловлены нахождением в составе данной социальной общности или личностными особенностями).

 

 

 

 

К началу страницы