Карта сайта

Библиотека сайта

Страница Секции «Материалистическая диалектика – научный атеизм»

Отделения РФО по направлениям исследований

Написать автору

 

 

Интервью с Владиславом Бугерой

 

Любовь по вертикали

 Сумеет ли коллективный разум поправить власть?

 

    Казалось бы, банальная истина: любовь только тогда является подлинной, когда в ней нет ни власти, ни торга. Но, несмотря на то, что эта истина может быть понятной каждому, подлинная любовь так редка и так хрупка... Почему? Объяснения могут быть разными, с одним из них мы знакомим сегодня наших читателей. Высказывания доктора философских наук Владислава Бугеры многим кажутся спорными, однако философ сознательно эпатажен. По его мнению, в любом цивилизованном обществе слишком малую роль играют отношения коллективного управления (координации действий между людьми “на равных”, без деления на начальников и подчиненных), которые только и могут порождать настоящую дружбу и настоящую любовь. Даже любовь между родителями и детьми является настоящей лишь тогда, когда в отношениях между ними содержится необходимый минимум родительской власти в сочетании с как можно большей долей доверия. В.Бугера считает, что в основе развития человеческого общества, от организации производства, распределения и потребления материальных благ до психического состояния людей, их сексуальности и взглядов на воспитание детей, лежат отношения управления и собственности.

 

- Владислав Евгеньевич, в чем, если говорить вкратце, заключается суть вашей оригинальной концепции?

 

- В процессе производства, распределения и потребления материальных благ люди вступают друг с другом в такие отношения, которые соответствуют определенной степени развития их производительных сил. Это нам известно со времен Маркса. Но, по моему мнению, в основе почти всех взаимосвязей между людьми лежат отношения управления, являющиеся как бы клеточками, из которых состоят ткани живого организма под названием “общество”. Акт управления есть волевой переход от создания плана действия к его реализации, он лежит в основе почти всех человеческих отношений, а тем самым - в основе человеческой жизни. Социальная возможность управления обусловлена отношениями собственности, которые определяют, кто, чем, кем и в какой степени управляет.

Существуют три основных типа отношений управления: индивидуальное (когда члены группы независимы друг от друга), авторитарное (взаимодействие между начальниками и подчиненными, координация действий “по вертикали”) и коллективное (равноправная координация действий “по горизонтали”). Им соответствуют три таких же типа отношений собственности. Разнообразные комбинации всех типов позволяют создавать множество общественных мироустройств, определяют социальное, политическое и даже духовное развитие человечества.

 

- Все это очень непохоже на привычные нам представления об управлении и собственности...

 

- Да, в своих работах я предлагаю новую теорию управления и собственности, при этом вступая в спор с предшествующими теориями и их сторонниками - от Карла Маркса до Норберта Винера. Впрочем, мои взгляды укладываются в русло диалектического (исторического) материализма, хотя назвать их марксистскими все-таки нельзя: концепция отношений управления и собственности как субстанции общества, лежащая в основе всех моих взглядов на общество и человека, не встречается ни у одного марксиста.

 

- Однако вернемся к вопросу, поставленному нами в самом начале нашей беседы: почему так редка и хрупка любовь в цивилизованном обществе?

 

- Цивилизованное - оно же классовое - общество основано на преобладании отношений индивидуального и авторитарного управления в системе общественных отношений. Коллективные отношения в нем играют малую роль - и этим объясняется тот факт, который все мы наблюдаем повседневно: война всех против всех и недоверие человека к человеку характеризуют нашу жизнь в гораздо большей мере, чем доверие и дружба. Где мало доверия и дружбы, где они неустойчивы - там мало и любви, там она очень хрупка и преходяща. Впрочем, люди общества отчуждения склонны обманывать себя, называя любовью такие свои чувства, которые имеют мало общего с подлинной любовью: жажду обладания, ревность, ярость ущемленного в своих правах собственника, тягу к запретному плоду... Понять, как это происходит, нам опять-таки помогает теория трех типов отношений управления и собственности.

В классовом обществе, с его преобладанием отношений индивидуального и авторитарного управления, люди с детства привыкают к тому, что человек человеку - чужак, потенциальный конкурент, потенциальный владыка и вместе с тем потенциальная игрушка. В процессе привыкания к таким отношениям в основу психики каждого цивилизованного ребенка закладываются пять влечений, непримиримо борющихся и одновременно сосуществующих друг с другом: влечение к общению с другими людьми, присущее всем людям во все времена, дополняется стремлением “держать дистанцию” даже с самыми близкими людьми, а также волей к власти, волей к подчинению и волей к бунту. Разнообразием комбинаций этих пяти влечений, разной степенью их силы и напряженности борьбы между ними определяется все многообразие человеческих характеров и психических патологий людей в классовом обществе. Причем даже самый уравновешенный человек цивилизованного общества находится в некотором расколе с самим собой - хотя и не в таком сильном, как психически нездоровые люди; в отчужденном обществе люди отчуждены не только друг от друга, но и от самих себя.

 

- Не этим ли отчуждением объясняется и то, что мы, цивилизованные люди, так часто нарушаем те самые моральные нормы, святость которых сами же признаем?

 

- Вы совершенно правы. Мы нарушаем нашу же собственную мораль не только тогда, когда нам это выгодно, но зачастую лишь для того, чтобы ощутить сладость “запретного плода” - и либо утолить свое чрезмерное желание дистанцироваться от других людей, либо насладиться властью над ними (или, напротив, найти удовольствие в рабском подчинении), либо, наконец, перенести свое чувство протеста с действительно опасных угнетателей на “врагов” фиктивных, зато более безопасных (как, например, делают люди, ненавидящие своих родителей). Борьба всех против всех, царящая в цивилизованном обществе, и пять влечений, раскалывающие наши души, постоянно играют с нами злые шутки - и мы постоянно, и в большом и в малом, преступаем свои нравственные нормы и мучаем как друг друга, так и самих себя.

 

- Все религии мира пытались спасти людей, вытащив их из этого заколдованного круга.

 

- Религии пытаются смягчить агрессивность людей по отношению друг к другу путем введения понятий “добра” и “зла”. Люди загоняют свою естественную агрессию в подсознание. Это не решение проблемы, надо начинать изменение человека с изменения общественных отношений. Только переход к такому мироустройству, где преобладают отношения коллективного управления и коллективной собственности, спасет человечество.

 

- Но ведь это тоже до сих пор не удавалось ни революционерам, ни мирным социалистическим реформаторам...

 

- Тому была веская причина. На тех уровнях развития производительных сил, на которых с древних времен до недавнего времени существовало классовое общество, преобладание коллективных отношений в масштабе всего человечества было немыслимо: слишком сложны задачи, слишком разнообразна деятельность людей, слишком различна их компетенция - поэтому трудно себе представить даже группу работников в тысячу человек, коллективно управляющую своим небольшим заводиком, не говоря уже о более крупных общностях... Однако с появлением компьютерных систем и связанных с ними технологий положение дел начало меняться. В книгах “Собственность и управление” (www.ogbus.ru/authors/Bugera/Bugera_1.pdf), “Сущность человека” (www.dialog21.ru/biblio/essence1.htm) и в своей докторской диссертации я показываю, что сегодня уже существуют технические возможности для того, чтобы миллионы пользователей персональных компьютеров с помощью некоторых типов компьютерных систем организовывали гигантские электронные веча, на которых они вполне могли бы принимать стратегические управленческие решения, компетентно оценивать действия лидеров и сменять их в любое время. Следовательно, безгосударственное коммунистическое общество, описанное Лениным в работе “Государство и революция”, именно сейчас становится возможным. Коммунистическую идею не просто рано хоронить: только сейчас она оказывается по-настоящему актуальной...

 

- Существуют ли цивилизованные, мягкие пути перехода человечества к бесклассовому обществу?

 

- Я вообще не верю в то, что в XXI веке человечество будет развиваться мягко и мирно. В наступившем столетии его ожидают хотя и локальные, но очень большие и многочисленные войны - настолько большие и частые, что по своему размаху они через некоторое время станут чем-то вроде эквивалента Третьей мировой войны. Эти войны, несомненно, приведут к значительным социальным потрясениям. Война в Ираке и классовая борьба во Франции - это лишь очень слабое предвестие грядущих великих бурь. Эта перспектива не зависит от того, нравится она нам или нет; она обусловлена закономерностями развития современной мировой капиталистической экономики и так же неотвратима, как неотвратимо солнце заходит на западе, а затем встает на востоке.

 

 

Елена Моргунова

 

 

 

 

Интервью напечатано в еженедельной газете научного сообщества "Поиск",                             N4 (974), 25 января 2008 г.

 http://www.poisknews.ru/2008/01/27/ljubov_po_vertikali.html