На предыдущую страницу

 

Феноменология альтерглобализма

Из доклада на семинаре «Философско-методологические исследования процессов глобализации» (27 ноября 2002 г.)

 

Движение так называемых «антиглобалистов» стало широко известным и даже в некотором смысле модным (особенно среди интеллектуалов Западной Европы) течением.

И все же, несмотря на растущий масштаб движения, его теоретическое осмысление остаётся пока мало популярной темой. И это не единственный, но очень примечательный пример того, как растущее снизу и даже не прогнозировавшееся в сколько-нибудь явном виде учёными социальное творчество граждан опережает теоретические построения. Тем не менее, мы можем указать на некоторые истоки такой теории, где мы можем найти объективные основы возникновения такого класса альтернатив и возможные принципы этих движений. Кроме того, движение, которое все называют «антиглобалистским» и которое мы будем называть альтерглобалистским (акцентируя тот факт, что мы противники не интеграции, а нынешней модели глобализации и сторонники иного типа открытой мировой экономики, общества), выросло не на пустом месте. И практики, и теоретики (Кристоф Агитон, Эммануил Валлерстайн и др.) отмечают, что и по генезису, и по принципам, и по масштабам это движение напоминает волну «новых левых» 1968 года. В то же время очевидно, что без «старых» профсоюзов и левых партий такой масштаб выступлений был бы невозможен ни в Сиэтле, ни в Генуе, ни во многих других местах. И всё же альтерглобалистское движение является действительно новым движением.

Систематическое описание этого движения ещё крайне далеко от своего завершения. Первые доступные материалы это многообразные сайты, содержащие не слишком систематизированные массивы информации, несколько сот статей, затрагивающих эти проблемы в левых журналах и книгах по проблемам глобализации и несколько книг, посвященных собственно этой теме. Тем не менее, мы можем выделить некоторые группы явлений и дать им краткую характеристику, не вдаваясь в описание конкретных акций и движений эту информацию несложно найти в приводимых ниже источниках.

В море эмпирического материала я бы выделил три основных сферы этого движения: (1) протестные массовые акции (от Сиэтла до Генуи, Барселоны и далее); (2) постоянную, «повседневную» деятельность организаций, которые прямо ассоциируют себя с альтерглобалистиским движением (в частности, организаций, подписавших Социальную хартию Всемирного социального форума [ВСФ] 2002 г.); (3) социальные форумы, в частности, ВСФ 2001 и 2002 гг. в Порту-Алегри, готовящиеся сейчас континентальные (Европейский, Азиатский и т. п.) социальные форумы и т. п. Ниже я очень коротко охарактеризую эти формы.

Наиболее известная (хотя и не самая сложная и содержательно важная) форма нашего движения (а автор не отделяет себя от его участников) протестные акции, которые проводятся движением, начиная с 1999 года в местах и во время разного рода «саммитов» агентов глобализации (ВТО, МВФ, Давосский форум и мн. др.). К числу эмпирически достоверных черт этих действий, воспроизводимых уже более 3 лет в более чем 10 крупнейших акциях (в приводимой ниже литературе можно найти описание акций в Сиэтле, Праге, Квебеке, Генуе и др.), можно отнести:

-  массовость акций (от 50 тысяч до более, чем 1 млн. участников);

-  интернациональный характер выступлений (во всех случаях в акциях были представлены многие десятки стран с делегациями до 10 тысяч человек);

-  интер-классовая структура участников (от безработных и крестьян до профессионалов и мелкой буржуазии), представительство разных возрастов (при относительном доминировании молодёжи) и примерно пропорциональном представительстве мужчин и женщин;

-  принципиальная установка инициаторов и одновременно стихийно воспроизводимая практика плюрализма идеологий, форм и методов действий;

-  сочетание методов диалога и гражданского неповиновения при взаимодействии с властями (во время акций участники, как правило, разделяются на колонны, склонные или нет идти на прямые столкновения с полицией, выставляющие радикально-левые и умеренно-социальные лозунги и т. п.);

-  полицентричность, сетевой принцип организации акций; отсутствие единой политической или иной институциональной структуры, реально организующей акции; подвижность и временность координирующих акции сетей.

Что вопроса, какие именно организации включены в наше движение и почему. Естественно, речь идёт не о перечне этих организаций (только во 2-м ВСФ их участвовало более 4900), а об их первичной систематизации.

К числу наиболее известных традиционных структур следует отнести, во-первых, разнообразные общественные союзы и неправительственные организации. Среди них:

-  профсоюзы (в том числе, далекие от поддержки социалистических идей; в Сиэтле это были организации, входящие в АФТ-КПП);

-  экологические, женские, молодёжные, детские организации;

-  гуманитарные организации и неправительственные организации, оказывающие помощь развивающимся странам, в том числе в вопросах борьбы с нищетой, голодом, болезнями и т. п.;

-  научные, образовательные и т. п. организации, организации, занятые проблемой здоровья и мн. др.

Во-вторых, наряду с ними альтерглобалистское движение поддерживают и традиционные левые политические организации очень широкого спектра. Среди наиболее активных — некоторые коммунистические партии (так, Партия коммунистического обновления Италии была одним из основных организаторов массовых манифестаций в Генуе), а так же троцкистские и анархистские организации. Ряд из них весьма влиятелен среди левых Латинской Америки и Западной Европы (их депутаты входят в парламенты Бразилии, Аргентины, Франции и др. стран) и очень активно работают в различных НПО и социальных движениях, в том числе профсоюзах, АТТАК, движениях безработных, женских организациях. В Европе ряд радикальных левых организовали блок «За Европу без капитализма, войн и дискриминации».

В-третьих, в мире активно формируются так называемые «новые социальные движения» и собственно альтерглобалистские организации. Они очень разнообразны по составу, целям, структуре и принципам организации. Вот лишь два примера.

Движение безземельных крестьян Бразилии, насчитывающее ныне более 2 млн. участников, возникло как низовая инициатива наиболее обездоленной части крестьянства – тех, кто был лишён и земли, и работы, но решился на совместные действия по оккупации необрабатываемых десятилетиями земель; они создали сеть кооперативов и фермерских хозяйств со своей структурой взаимопомощи и кооперации, социальной защиты, заботой об образовании, здравоохранении, местным самоуправлением и т. п.

Организация АТТАК во Франции была инициирована группой интеллектуалов из весьма респектабельной газеты «Монд дипломатик» и первоначально предполагала всего лишь пропаганду идей введения налога Тобина (0,1 % налога на финансовые спекуляции). Оставаясь довольно умеренной в целом структурой, она, тем не менее, очень быстро превратилась в одну из крупнейших мировых «антиглобалистских» сетей с более чем 40000 активистов во Франции и аналогичными по целям и имени организациями почти во всех странах Европы, в Азии и Латинской Америке.

Не продолжая примеров, замечу, что само альтерглобалистское движение стало так называемым новым социальным движением. Феномен такого рода движений лишь в последнее время стал предметом изучения, однако уже сейчас появились первые материалы, обобщающие их основные черты в сравнении с традиционными общественными организациями.

Одним из наиболее интересных объектов изучения в рамках альтерглобалистского движения, однако, были и остаются социальные форумы и, прежде всего, наиболее мощный (к моменту написания данного текста) из них ВСФ в Порту-Алегри.

Что касается теоретического осмысления нашего движения, то его можно найти в серии работ автора, в частности, в книге «Альтерглобализм: теория и практика» (М.: УРСС, 2003). Ниже автор ограничится лишь характеристикой основных принципов нового движения.

Как мы уже заметили выше, альтерглобалистское движение неслучайно возникло в эпоху развития сетевых принципов организации. И как таковое оно, во-первых, стало моделью сетевой социальной организации даже там, где собственно технологические процессы остаются прежними (индустриальными по преимуществу). В альтерглобализме во многих случаях социальная форма «убежала вперёд», став пока ещё оппозиционным, внесистемным, но реальным социальным вызовом для развития и экономических, и технологических структур. Среди основных черт сетевой организации как одного из принципов альтерглобализма выделим такие как:

— не-иерархичность, децентрализация, преимущественно горизонтальная и/или функциональная кооперация участников;

— гибкость, подвижность, изменчивость форм и конфигураций; лёгкость и быстрота создания и распада структур;

— открытость сети для «входа» и «выхода»; общедоступность ресурсов (прежде всего – информационных) сети;

— равноправие участников сети независимо от их роли, масштаба, ресурсов; не только некоммерческий, но и антирыночный характер деятельности;

— вторичность форм и структур по отношению к содержанию деятельности;

— уникальность сетей.

Все названные выше черты, повторю, абстрагированы из реальности, где они находятся в «смеси» с традиционными чертами отчасти бюрократической, отчасти коммерческой, отчасти закрытой организации. Однако это действительное абстрагирование, происходящее на практике постоянно. Практически каждая протестная акция организовывалась как особая уникальная сеть, открытая для любого участника, который приходит туда со своими ресурсами (но при поддержке более «сильных» или «богатых»), мог свободно использовать все общие ресурсы сети, её «брэнд», взаимодействовать и вести диалог с любым другим участником. Конфигурация этих сетей постоянно изменялась и после акции эта сеть как таковая распадалась, рождая затем новые. У каждой из акций был оргкомитет, но всякий раз он был открыт для каждого, и в нём не было ни председателя, ни «генсека».

Во-вторых, альтерглобализм вырос (и это самоочевидное обстоятельство было раскрыто выше) как альтернатива капиталистической глобализации. Как позитивное, диалектическое отрицание глобальной гегемонии капитала, тотальной системы подчинения человека наше движение на практике обрело следующие черты, становящиеся неписанными, но соблюдаемыми на практике, принципами:

— интернационализм движения; оно с самого начала возникает как прежде всего международное и по кругу участников, и по целям деятельности, и по характеру действий (международные действия против глобального истэблишмента; международные социальные форумы и т. п.); движение началось и продолжается как межгосударственное и этим особенно ценно, ибо представляет собой не националистически-государственническую (и в этом смысле тяготеющую к прошлому), а всемирную, пост-глобалистскую альтернативу, ориентированную на будущее;

— интерклассовый и интеридеологический характер движения, выступающего против всех форм отчуждения и гегемонии, а не только эксплуатации наёмных работников (именно таковыми, опять же, и по кругу участников, и по целям были и акции протеста, и ВСФ);

— анти-гегемонистский (а в своих наиболее развитых формах анти-капиталистический) характер движения, лозунгом которого неслучайно стали слова «мир не товар»; даже умеренная часть движения выступает за то, чтобы земля, вода и основные природные ресурсы, с одной стороны; знания, образование, культурные ценности и системы обеспечения базисных потребностей человека (пища, жилище, здравоохранение) – с другой, были общественными благами, были выведены из-под контроля рынка и капитала; радикальные альтерглобалисты (и автор в том числе[1]) считают необходимым продолжить эту линию вплоть до изменения господствующего ныне мира отчуждения в целом, движения к «царству свободы».

В-третьих, наше движение, как я уже отметил, по своей природе (и это природа, содержание практических действий) построено как альтернативы отчуждению во всём многообразии его форм и видов (ВСФ эту философскую тему выразил в гораздо более простой и яркой формуле: «Иной мир возможен»). В этой связи неудивительны следующие эмпирически наблюдаемые и устойчиво воспроизводимые принципы альтерглобалистского движения:

-  солидарность, сотрудничество и ответственность как альтернативы отчуждению (отсюда практически постоянно повторяющиеся акценты на «экономике солидарности», «социально-ответственных организациях», «демократии участия» и др. формах сотрудничества в экономике, политике, социальной жизни);

-  организация движения на принципах (я о них писал ранее), весьма сходных с давно известной теоретической моделью альтер-отчуждения – свободной, добровольной, работающей ассоциацией[2]; практика движения показала, что оно строится (при абстрагировании от «примесей» мира отчуждения) именно как открытый для всех, исключительно добровольный и неформальный (движение не имеет устава или программы – только некоторые «рамочные» параметры, изложенные в Хартии ВСФ) союз, основой членства в котором являются не деньги (взносы) или власть (формальная принадлежность к структуре с определёнными полномочиями – государству, партии), а практическое участие в деятельности (принцип работающей ассоциации – в теории; принципы мобилизации и участия – на практике);

-  самоорганизация и самоуправление как механизмы жизнедеятельности движения, проявляющейся в формах сетевой демократии, консенсусной демократии, демократии участия и др. (в сочетании с принципом работающей ассоциации эти механизмы обеспечивают возможность практического участия в принятии решений для каждого: Вы просто уходите из ассоциации, с позицией которой принципиально не согласны и участвуете в работе той, где Ваш голос услышан, где диалог, отчаянный спор ведёт к согласию или создаёте свою, новую сеть; наиболее массовой и активной становится структура, наиболее открытая, диалогичная, адекватная интересам граждан).

Суммируя, мы можем сделать вывод, что differentia specifika этого движения состоит в генезисе качественно нового, массового, интернационального и относительно устойчивого (насколько мы можем судить сейчас) общественного феномена, выходящего за рамки основных жизненных принципов не только позднего капитализма и капиталистической глобализации, но и всего мира отчуждения.

Повторю: движение на практике становится альтернативой не только сущности глобализации и капитализма, но и «царства необходимости» в целом.

При этом, однако, оно живёт и развивается в рамках этого мира, наследуя многие его черты, и является наследником предшествующих оппозиционных капиталу сил. Как таковое, оно обладает мощными противоречиями.

________________

 

Конечно же, в настоящее время альтернативы нашего движения все еще кажутся мало реалистичными, а силы альтерглобалистов – незначительными в сравнении с мощью глобальных игроков. Однако еще полстолетия назад столь же романтично-прожектерской выглядела борьба против колониализма, однако мир меняется, хотя и не всегда к лучшему. Однако всегда для трезвомыслящего и социально-активного человека актуальной была задача самоопределения в этом мире. Развитие альтерглобалистского движения делает эту задачу еще более актуальной, что уже в полной мере почувствовали интеллектуалы и общественно-политические деятели Запада. Похоже, что ныне приходит очередь и России.

 

Для контактов: dhrr@online.ru. Более подробная информация на сайте: www.alternativy.ru

 

А.В. Бузгалин, д.э.н., проф. МГУ (Москва)

 

Оглавление материалов  из Вестника РФО                                     

 

На карту сайта

 



[1] См., например: Бузгалин А.В. Будущее коммунизма. М., 1996.

[2] Критический марксизм. Продолжение дискуссий. // Под ред. Бузгалина А.В., Колганова А.И. М., 2002. C. 159-164.