На предыдущую страницу
|
|||
Философско-методологические исследования
|
|||
30 октября 2002 г. состоялся очередной семинар
«Философско-методологические исследования процессов глобализации», проводимый
секцией «Глобалистика» при Президиуме РФО. Тема семинара: «Терроризм и
исламский мир». Во вступительном слове проф. Лисеев И К. отметил
актуальность темы в связи с недавними событиями в Москве. В своем докладе
к.ф.н. Кацура А.В. наметил проблемное поле разговора. По его мнению, в
последние годы интерес к терроризму перешел в теоретическую плоскость.
Терроризм в XXI веке стал восприниматься как 4 мировая война, когда врага не
видно. Цивилизация стала хрупкой и ранимой из-за своей привязанности к
техносфере. Террор стал безадресным, в это его качественное изменение.
Возникает вопрос если будущее у такой цивилизации. В связи с этим имеет смысл
посмотреть на эту проблему с другой стороны. Почему русские не являются
мусульманами и в чем суть самого ислама. Популярный ныне термин «джихад»
пошел от пророка Мухамеда и означал первоначально ступень внутреннего
совершенства. Ислам можно рассматривать как ответвление западной церкви.
Тогда это секта, которая выросла в мировую религию, аналогичными сектами были
альбигойцы и гугеноты, деятельность которых породила жестокие религиозные
войны. Нужен диалог между различными религиями. В этом смысле у России особая
судьба, ибо она насчитывает многие века мира с исламом. К этому миру
необходимо вернуться. Корни нынешнего теракта уходят далеко за пределы Чечни. |
|||
В обсуждении доклада приняли участие доц., к.ф.н. Балашов Л.Е., по мнению которого
природа терроризма есть гиперколлективизм, рассмотрение человека как
средства. К.ф.н. Королев А.Д. обратил внимание на то, что в СМИ преобладает негативная
информация. Цель новых войн не захват географического пространства, а
пространства восприятия. СМИ дают террористам бесплатную рекламу, называя их
фамилии, показывая панику и хаос. |
|||
Помимо заявленной темы на семинаре были рассмотрены
предварительные итоги III Российского философского конгресса, который состоялся в
Ростове-на-Дону в сентябре 2002 г. |
|||
|
|||
|
|||
27 ноября 2002 г. состоялся очередной семинар
«Философско-методологические исследования процессов глобализации», проводимый
секцией «Глобалистика» при Президиуме РФО. Тема семинара: «Антиглобалистские
движения и направления». С
основным докладом «Феноменология альтерглобализма» выступил профессор МГУ,
д.э.н. А.В. Бузгалин, который является одним из лучших
знатоков глобализма и антиглобализма в России. Он только что вернулся с
форума антиглобалистов во Флоренции. Самого себя Бузгалин именует аналитиком
и участником альтерглобалистского (как он сам его называет) движения. Он является
не просто участником, а координатором данного движения по России. |
|||
Прежде всего А.В. Бузгалин обратил внимание на то, что это
принципиально новое, неизвестное до сих пор миру движение и что, по его
мнению, это движение будет расширяться и укрепляться, хотя оно и будет
дифференцироваться. Его новизна вытекает из сложившейся в мире ситуации,
связанной с негативными последствиями глобализации. Для движения
антиглобалистов характерны принципиально новые методы организации –
полицентральность; плюрализм и интернационализм классовой структуры;
массовость акций (от 50 тыс. до 1 млн. участников); сочетание методов диалога
и гражданского неповиновения властям. По размаху это движение превосходит все
движения за последние 20 лет. Альтерглобалистское движение – протестное
движение № 1 современности, одна из лучших моделей самоуправления. В нем
представлены более 4000 организаций, начиная от организации безземельных
крестьян, до респектабельных организаций, в середине может быть все, что
угодно, в том числе правые и левые движения. В альтерглобалистском движении
нет иерархии, соподчинения, материальной заинтересованности. Добровольное,
практическое участие, ассоциированное творчество, основанное на принципе
«человек есть продукт и творец истории». Основные лозунги: «Мир – не товар»;
«Иная глобализация»; «Глобализация снизу»; «Формирование мира
ассоциированного социального творчества»; «Ликвидация отчуждения», «Иной мир
возможен». Самое основное для движения – нахождение новых гуманных путей
глобализации; демократическая, социальная глобализация, учитывающая интересы
всех (а не только высших) слоев и этнических групп населения. |
|||
Программа альтерглобализации, выдвинутая на Всемирном
социальном форуме, весьма многообразна, начиная с самых скромных и кончая
радикальными предложениями развития борьбы с либерально-капиталистическим
миром. А.В. Бузгалин, участвуя в конференции, насчитал всего тридцать
полицейских, наблюдавших за многочасовой, многотысячной демонстрацией. Мир
столкнулся с глобальной гегемонией капитала, персонифицированных узким кругом
глобальных игроков (ТНК, МВФ, НАТО и т. п.), сращенных с истеблишментом
«большой семерки», и это власть капитала охватывает весь мир. Глобальная
власть капитала означает проникающий во все поры жизни человека рынок. Гегемония
капитала – это власть виртуального финансового капитала, состоящего из
гигантских финансовых пузырей, образовавшихся за счет спекуляций в странах
«золотого миллиарда», финансового подавления стран II и III мира. Глобальная
гегемония означает целостное подчинение личности работника; монополизацию
ключевых ресурсов развития; политическое и идеологическое манипулирование.
Такая жесткая вертикаль давления, единообразие культур, ценностей,
подавляющая всех и вся, вызывают реакцию сопротивления; альтернативу,
предполагающую решение всех социальных проблем на основе гуманизма. При этом,
полагает Бузгалин, остается пространство сопротивления и альтернативного
решения вопроса. Отчуждение превращает Человека – творца в функцию и раба
внеличностных сил. |
|||
Бузгалин подчеркивал, что альтерглобалистское движение еще
только возникает; до сих пор оно во всех своих проявлениях сращено с
традиционными формами оппозиции и предлагает солидарность, сотрудничество и
ответственность как альтернативы отчуждению. Главное в альтерглобализме не
акции протеста, а позитивное каждодневное созидание многими тысячами
организаций и движений иного мира (иных отношений, иных ценностей, мотивов). |
|||
Альтерглобализм предусматривает выведение из-под частного
контроля и передачу в общественное ведение таких общественных благ, как:
природные ресурсы; общественная инфраструктура; культурные блага, знания и
средства их получения. В число требований альтерглобализма включаются и
такие: выравнивание оплаты труда работников сходной квалификации и расширения
международно-признанных стандартов социальной защиты и охраны труда, прав
работников в области участия в управлении; ограничения фиктивного сектора
глобальной экономики; радикальной демократизации институтов, регулирующих
мировые политические, экономические и гуманитарные процессы (МВФ, ВТО и др.);
формирование институтов, определяющих основные параметры международного
сотрудничества; роспуск военных блоков при параллельном увеличении роли
международных сил безопасности и т. п. Таким образом, альтернатива
против капиталистической глобализации есть. Выравнивание уровня развития
рыночных миров должно произойти за счет изменения мирохозяйственных
отношений. |
|||
Весьма примечательно следующее. С рассказом о Флорентийском
форуме выступил и доктор искусствоведения, профессор Арсланов В.Г. Он
приехал во Флоренцию для изучения искусства эпохи Возрождения и волею судеб
неожиданно оказался на Флорентийском форуме. Его поразило то, что вопреки
нагнетаемой российской прессой напряженности, он не увидел в форуме никакой
разрушительной силы, а встретил исключительно благожелательную атмосферу.
Арсланов нигде не чувствовал такой атмосферы человеческой близости, как на
форуме. Он понял, что нужен новый дух – уровень человеческой близости, что в
мире началось что-то новое. |
|||
Докладчику были заданы многочисленные вопросы, а затем
состоялся интересный разговор и обмен мнениями. |
|||
|
|||
О.В. Малюкова, к.ф.н.
доц. МГУИЭ (Москва), |
|||
Ю.М. Павлов, председатель
Московского философского общества, д.ф.н., проф. МГУ (Москва) |
|||
|