На предыдущую страницу

 

Философско-методологические исследования
глобалистики

30 октября 2002 г. состоялся очередной семинар «Философско-методологические исследования процессов глобализации», проводимый секцией «Глобалистика» при Президиуме РФО. Тема семинара: «Терроризм и исламский мир». Во вступительном слове проф. Лисеев И К. отметил актуальность темы в связи с недавними событиями в Москве. В своем докладе к.ф.н. Кацура А.В. наметил проблемное поле разговора. По его мнению, в последние годы интерес к терроризму перешел в теоретическую плоскость. Терроризм в XXI веке стал восприниматься как 4 мировая война, когда врага не видно. Цивилизация стала хрупкой и ранимой из-за своей привязанности к техносфере. Террор стал безадресным, в это его качественное изменение. Возникает вопрос если будущее у такой цивилизации. В связи с этим имеет смысл посмотреть на эту проблему с другой стороны. Почему русские не являются мусульманами и в чем суть самого ислама. Популярный ныне термин «джихад» пошел от пророка Мухамеда и означал первоначально ступень внутреннего совершенства. Ислам можно рассматривать как ответвление западной церкви. Тогда это секта, которая выросла в мировую религию, аналогичными сектами были альбигойцы и гугеноты, деятельность которых породила жестокие религиозные войны. Нужен диалог между различными религиями. В этом смысле у России особая судьба, ибо она насчитывает многие века мира с исламом. К этому миру необходимо вернуться. Корни нынешнего теракта уходят далеко за пределы Чечни.

В обсуждении доклада приняли участие доц., к.ф.н. Балашов Л.Е., по мнению которого природа терроризма есть гиперколлективизм, рассмотрение человека как средства. К.ф.н. Королев А.Д. обратил внимание на то, что в СМИ преобладает негативная информация. Цель новых войн не захват географического пространства, а пространства восприятия. СМИ дают террористам бесплатную рекламу, называя их фамилии, показывая панику и хаос.

Помимо заявленной темы на семинаре были рассмотрены предварительные итоги III Российского философского конгресса, который состоялся в Ростове-на-Дону в сентябре 2002 г.

 

27 ноября 2002 г. состоялся очередной семинар «Философско-методологические исследования процессов глобализации», проводимый секцией «Глобалистика» при Президиуме РФО. Тема семинара: «Антиглобалистские движения и направления». С основным докладом «Феноменология альтерглобализма» выступил профессор МГУ, д.э.н. А.В. Бузгалин, который является одним из лучших знатоков глобализма и антиглобализма в России. Он только что вернулся с форума антиглобалистов во Флоренции. Самого себя Бузгалин именует аналитиком и участником альтерглобалистского (как он сам его называет) движения. Он является не просто участником, а координатором данного движения по России.

Прежде всего А.В. Бузгалин обратил внимание на то, что это принципиально новое, неизвестное до сих пор миру движение и что, по его мнению, это движение будет расширяться и укрепляться, хотя оно и будет дифференцироваться. Его новизна вытекает из сложившейся в мире ситуации, связанной с негативными последствиями глобализации. Для движения антиглобалистов характерны принципиально новые методы организации – полицентральность; плюрализм и интернационализм классовой структуры; массовость акций (от 50 тыс. до 1 млн. участников); сочетание методов диалога и гражданского неповиновения властям. По размаху это движение превосходит все движения за последние 20 лет. Альтерглобалистское движение – протестное движение № 1 современности, одна из лучших моделей самоуправления. В нем представлены более 4000 организаций, начиная от организации безземельных крестьян, до респектабельных организаций, в середине может быть все, что угодно, в том числе правые и левые движения. В альтерглобалистском движении нет иерархии, соподчинения, материальной заинтересованности. Добровольное, практическое участие, ассоциированное творчество, основанное на принципе «человек есть продукт и творец истории». Основные лозунги: «Мир – не товар»; «Иная глобализация»; «Глобализация снизу»; «Формирование мира ассоциированного социального творчества»; «Ликвидация отчуждения», «Иной мир возможен». Самое основное для движения – нахождение новых гуманных путей глобализации; демократическая, социальная глобализация, учитывающая интересы всех (а не только высших) слоев и этнических групп населения.

Программа альтерглобализации, выдвинутая на Всемирном социальном форуме, весьма многообразна, начиная с самых скромных и кончая радикальными предложениями развития борьбы с либерально-капиталистическим миром. А.В. Бузгалин, участвуя в конференции, насчитал всего тридцать полицейских, наблюдавших за многочасовой, многотысячной демонстрацией. Мир столкнулся с глобальной гегемонией капитала, персонифицированных узким кругом глобальных игроков (ТНК, МВФ, НАТО и т. п.), сращенных с истеблишментом «большой семерки», и это власть капитала охватывает весь мир. Глобальная власть капитала означает проникающий во все поры жизни человека рынок. Гегемония капитала – это власть виртуального финансового капитала, состоящего из гигантских финансовых пузырей, образовавшихся за счет спекуляций в странах «золотого миллиарда», финансового подавления стран II и III мира. Глобальная гегемония означает целостное подчинение личности работника; монополизацию ключевых ресурсов развития; политическое и идеологическое манипулирование. Такая жесткая вертикаль давления, единообразие культур, ценностей, подавляющая всех и вся, вызывают реакцию сопротивления; альтернативу, предполагающую решение всех социальных проблем на основе гуманизма. При этом, полагает Бузгалин, остается пространство сопротивления и альтернативного решения вопроса. Отчуждение превращает Человека – творца в функцию и раба внеличностных сил.

Бузгалин подчеркивал, что альтерглобалистское движение еще только возникает; до сих пор оно во всех своих проявлениях сращено с традиционными формами оппозиции и предлагает солидарность, сотрудничество и ответственность как альтернативы отчуждению. Главное в альтерглобализме не акции протеста, а позитивное каждодневное созидание многими тысячами организаций и движений иного мира (иных отношений, иных ценностей, мотивов).

Альтерглобализм предусматривает выведение из-под частного контроля и передачу в общественное ведение таких общественных благ, как: природные ресурсы; общественная инфраструктура; культурные блага, знания и средства их получения. В число требований альтерглобализма включаются и такие: выравнивание оплаты труда работников сходной квалификации и расширения международно-признанных стандартов социальной защиты и охраны труда, прав работников в области участия в управлении; ограничения фиктивного сектора глобальной экономики; радикальной демократизации институтов, регулирующих мировые политические, экономические и гуманитарные процессы (МВФ, ВТО и др.); формирование институтов, определяющих основные параметры международного сотрудничества; роспуск военных блоков при параллельном увеличении роли международных сил безопасности и т. п. Таким образом, альтернатива против капиталистической глобализации есть. Выравнивание уровня развития рыночных миров должно произойти за счет изменения мирохозяйственных отношений.

Весьма примечательно следующее. С рассказом о Флорентийском форуме выступил и доктор искусствоведения, профессор Арсланов В.Г. Он приехал во Флоренцию для изучения искусства эпохи Возрождения и волею судеб неожиданно оказался на Флорентийском форуме. Его поразило то, что вопреки нагнетаемой российской прессой напряженности, он не увидел в форуме никакой разрушительной силы, а встретил исключительно благожелательную атмосферу. Арсланов нигде не чувствовал такой атмосферы человеческой близости, как на форуме. Он понял, что нужен новый дух – уровень человеческой близости, что в мире началось что-то новое.

Докладчику были заданы многочисленные вопросы, а затем состоялся интересный разговор и обмен мнениями.

 

О.В. Малюкова, к.ф.н. доц. МГУИЭ (Москва),

Ю.М. Павлов, председатель Московского философского общества, д.ф.н., проф. МГУ (Москва)

 

Оглавление материалов  из Вестника РФО                                     

 

На карту сайта