Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

г. Сеул, Круглый стол: Проблемы иммортологии. Наука о бессмертии, 3 авг. 2008. 14.30

 

Маслихин Александр Витальевич, д.филос.н., профессор

Философия спасения человечества

maslikhin@yandex.ru

 

 

 

В начале XXI века перед человечеством возникла судьбоносная, глобальная проблема: спасения человечества и окружающей природы от гибели. Философы, социологи, государственные деятели осознают опасности, которые могут привести к мировой катастрофе. Своё конкретное проявление катастрофические тенденции находят прежде всего в угрозе термоядерной войны, близости экологической катастрофы, угрозе существованию человека, его духовности.

При осмыслении перспектив спасения человечества остановимся на роли самого человека в решении современных глобальных проблем, конкретнее – на значении мудрости, как важнейшем качестве его разума.

Человек – исключительно сложный феномен, уникальное творение Вселенной. Он – разумное, деятельное и желающее существо. Как уникальная система, человек не удовлетворяется существующим миром, он стремится  улучшить его, то есть природу, общество и самого себя. С появлением человека, в мире возникают феномены общественной жизни, которые отсутствовали прежде, которые природа сама по себе была бессильна создать. Его активно преобразующая деятельность привела к появлению второй, «очеловеченной» природы. Само человеческое общество, как новая, более высокая материально-духовная система по сравнению с природой – это тоже результат деятельности человека и различного рода отношений людей между собой. Да и духовные формы (наука, философия, искусство, мораль) немыслимы без человека. Всё перечисленное – дело разума и рук человека, его положительного бытия и созидательных деяний.

Но реальная история дает немало примеров, когда человек является в мире не только источником стабильности, но также и нестабильности. Так, экологические проблемы возникли не сразу и не вдруг – их элементы стали появляться в процессе взаимодействия человека с природой. Стала реальной первая линия нестабильности, если можно так выразиться, порождённая человеком в результате взаимодействия с природой. В прошлом противоречия имели локальные или региональные масштабы распространения. Но уже в ХХ веке в результате количественных и качественных изменений в хозяйственно-производственной деятельности человека, грозно, во весь рост возникли глобальные экологические проблемы, поставившие природу и человечество на грань катастрофы.

Вторая линия нестабильности, связанная с человеком, как её источником, возникает в самом обществе. Это так называемые социальные кризисы. Конкретно они связаны с возникновением противоположных классов и их взаимной борьбой, формированием народностей, появлением национального гнёта и национально-освободительных движений, с созданием государств. Апогеем кризисных явлений в антагонистическом обществе выступают войны, революции, национально-освободительные движения. Например, швейцарский учёный Жан Жак Бабель подсчитал, что за последние 5,5 тысяч лет в мире было развязано 14 тысяч 530 войн, в ходе которых было убито 3 млрд. 640 млн. человек. Несправедливые, захватнические войны – это величайшее зло и тормоз в развитии общества – они отбрасывают его на десятки лет назад.

Вселенской трагедией конца ХХ века явился развал СССР. Последствия этого события имеют глобальные масштабы, касаются они и России. Существует ряд внешних угроз современной российской цивилизации. Кредо американской агрессивной политики сформулировал З. Бзежинский – помощник президента США по национальной безопасности в 1977-1981 гг.: «Новый мировой порядок будет строиться против России, за счёт России и на обломках России».

Агрессивные замыслы по отношению к России вынашиваются США и при президенте Буше-младшем. Вот только некоторые факты. Происходит продвижение НАТО к границам России; вокруг ее дополнительно создаются военные базы; США пытаются добиться доступа к хранилищам нашего ядерного оружия и т.д.

Ныне существуют международные угрозы России и особого типа. Их можно обозначить как территориально-финансовые претензии к России, идущие от стран – побеждённых во второй мировой войне, и стран – участников борьбы против фашизма. В большой степени они обострились за последние 10-15 лет в силу ряда причин. Во-первых, после мировой катастрофы – развала могучего Советского Союза, который выступал на международной арене сдерживающей силой против различных военных авантюр. Во-вторых, после ухода в историю международной жизни стран – участников Варшавского договора, выступавшим большим противовесом НАТО. В-третьих, когда США заняли лидирующее место в мире. И, в-четвёртых, когда Россия в экономическом и военном значении ослабла по сравнению с СССР.

Несмотря на то, что в 1975 году в Хельсинки было заключено соглашение о нерушимости послевоенных границ, в ряде стран продолжаются публичные выступления государственных деятелей, отдельных групп и лиц по пересмотру итогов второй мировой войны.

В истории следует выделить и третью линию кризиса – на грани духовной и политической сфер. Конкретно она проявлялась в антагонистических отношениях между философской мудростью и отсутствием мудрости у некоторых государственных деятелей, чиновников, наделённых властными полномочиями. История, как известно, изобилует многочисленными фактами, когда философам, учёным, прогрессивным мыслителям запрещалось издавать и распространять свои книги; многие из них подвергались казням, ссылкам, различного рода преследованиям. Для логической связи перечислим некоторые фамилии: Сократ, Бруно, Галилей, Радищев, Чернышевский и т.д.

Двадцатый век не был исключением в борьбе против мудрости. Преследование талантливых и способных людей за мудрость, приверженность к истине, правде, справедливости – есть важнейший показатель кризиса в духовной сфере. Духовный кризис обедняет жизнь людей, является значительным препятствием в развитии общества, в познании мира и его улучшении.

Кроме названных кризисных состояний, они возможны и в других сторонах и частях общества, например, в науке, нравственной сфере и так далее. А главное, кризисная среда оказывает такое влияние на человека, что в нём начинают происходить негативные изменения. Человек также стал частью глобального кризиса. Кризис человека проявляется в ухудшении здоровья, снижении продолжительности жизни, распространении алкоголизма, наркомании, проституции и других негативных явлений. Отдельный человек в большей или меньшей мере продуцирует неконтролируемые стихии, которые суммируют отзвуки глобального кризиса.

Из трудного и противоречивого развития общества следуют выводы: во-первых, кризисные явления и нестабильность в мире возрастают; во-вторых, раз в мире источником стабильности и нестабильности, кризисных явлений выступает человек, то с позиций диалектической логики правильным будет признать, что ему и следует вывести общество из мирового кризиса. Этого не могут сделать по отдельности ни наука, ни техника, ни союз науки с религией, хотя они и предлагаются многими деятелями в качестве главных факторов спасения человечества. В то же время человек не может обойтись без науки и техники как важнейших средств преодоления кризиса.

Итак, в современную эпоху человеку, обладающему мудростью и человечностью, принадлежит глобально-историческая миссия – спасения человечества и самой природы, его породившей.

Недаром философы считают человека главным объектом своих исследований. Уже древние мыслители уделяли человеку пристальное внимание, призывали его «познать самого себя», полагали, что «человек – мера всех вещей». А Демокрит, как известно, значительно углубил данное положение, сказав, что не каждый человек может выступать мерой всех вещей, а только «мудрый человек является мерой всех вещей». Д.Локк полагал, что мудрость понимается как умелое и предусмотрительное ведение дел в этом мире. В современных условиях мудрость – это итог трёх слагаемых – умственных способностей, жизненного опыта и больших знаний о мире.

А теперь выясним, что такое мудрость? Мудрость, как важнейшее положительное качество человека, высоко ценилось во все времена и у всех народов. Мудростью, как важнейшим свойством сознания человека, прежде всего занимается философия, начиная с древнейших времён и по настоящее время. Философы вкладывают в понятие мудрость различные свойства: как умелое и предусмотрительное ведение дел в этом мире; как принятие правильных решений в сложной, противоречивой обстановке; как умелое управление государственными делами; как идеал целостного осознания мира и места в нем человека; мудрость – основа философского знания; мудрость придаёт философии практический характер; мудрый человек – это человек, достигший своим учением, размышлениями и опытом сознания высших житейских и духовных истин.

Противоположностью, антиподом мудрости философы считают глупость, тупость, невежество. Если мудрый человек ищет мира и средства его достижения между людьми, народами и государствами, то глупый – ищет способы вступления с ними в противоречия, конфликты, которые идут к непредвиденным отрицательным последствиям (даже к войнам).  

Не только простые смертные должны обладать мудрым мышлением, − отличать истину от лжи, правду от неправды, добро от зла, справедливость от несправедливости. Ещё в большей степени мудрость должна быть присуща государственным деятелям. История и современная жизнь подтверждают ту непреложную истину, что от качества управления в обществе зависят судьбы миллионов людей. Обратимся к высказываниям древних мудрецов. Так, Платон оставил потомкам следующее наставление: «Человеческий род не избавится от зла до тех пор, пока истинные и правильно мыслящие философы не займут государственные должности или властители в государствах…не станут подлинными философами». По сути дела и Аристотель учил в том же духе: мудрый должен быть руководителем, а менее мудрый должен ему подчиняться.

Если бы люди в обществе следовали образцам выдающихся мыслей, то они только бы выиграли и стали значительно лучше в делах, внутреннем совершенстве. С позиций антропного принципа современному человеку важно не поддаваться на негативные изменения окружающего мира. Быть нормальным человеком – значит воспроизводить свойственные природе человека качества. В жизни – деятельность на благо мира, внутренне – мудрость, в мире людей – человечность.