|
г. Сеул, Круглый
стол: Проблемы иммортологии. Наука о бессмертии, 3 авг. 2008. 14.30 Маслихин Александр Витальевич, д.филос.н.,
профессор Философия
спасения человечества
|
|
|
В
начале XXI века
перед человечеством возникла судьбоносная, глобальная проблема: спасения
человечества и окружающей природы от гибели. Философы, социологи,
государственные деятели осознают опасности, которые могут привести к мировой
катастрофе. Своё конкретное проявление катастрофические тенденции находят
прежде всего в угрозе термоядерной войны, близости экологической катастрофы,
угрозе существованию человека, его духовности. При
осмыслении перспектив спасения человечества остановимся на роли самого человека в решении
современных глобальных проблем, конкретнее – на значении мудрости, как важнейшем качестве его разума. Человек
– исключительно сложный феномен, уникальное творение Вселенной. Он –
разумное, деятельное и желающее существо. Как уникальная система, человек не
удовлетворяется существующим миром, он стремится улучшить его, то есть природу, общество и
самого себя. С появлением человека, в мире возникают феномены общественной
жизни, которые отсутствовали прежде, которые природа сама по себе была
бессильна создать. Его активно преобразующая деятельность привела к появлению
второй, «очеловеченной» природы. Само человеческое общество, как новая, более
высокая материально-духовная система по сравнению с природой – это тоже
результат деятельности человека и различного рода отношений людей между
собой. Да и духовные формы (наука, философия, искусство, мораль) немыслимы
без человека. Всё перечисленное – дело
разума и рук человека, его положительного бытия и созидательных деяний. Но
реальная история дает немало примеров, когда человек является в мире не
только источником стабильности, но
также и нестабильности. Так, экологические проблемы возникли не сразу и не
вдруг – их элементы стали появляться в процессе взаимодействия человека с
природой. Стала реальной первая линия нестабильности,
если можно так выразиться, порождённая человеком в результате взаимодействия
с природой. В прошлом противоречия имели локальные или региональные масштабы
распространения. Но уже в ХХ веке в результате количественных и качественных
изменений в хозяйственно-производственной деятельности человека, грозно, во
весь рост возникли глобальные экологические проблемы, поставившие природу и
человечество на грань катастрофы. Вторая линия нестабильности,
связанная с человеком, как её источником, возникает в самом обществе. Это так
называемые социальные кризисы. Конкретно они связаны с возникновением
противоположных классов и их взаимной борьбой, формированием народностей,
появлением национального гнёта и национально-освободительных движений, с
созданием государств. Апогеем кризисных явлений в антагонистическом обществе
выступают войны, революции, национально-освободительные движения. Например,
швейцарский учёный Жан Жак Бабель подсчитал, что за последние 5,5 тысяч лет в
мире было развязано 14 тысяч 530 войн, в ходе которых было убито 3 млрд. 640
млн. человек. Несправедливые, захватнические войны – это величайшее зло и
тормоз в развитии общества – они отбрасывают его на десятки лет назад. Вселенской
трагедией конца ХХ века явился развал СССР. Последствия этого события имеют
глобальные масштабы, касаются они и России. Существует ряд внешних угроз
современной российской цивилизации. Кредо американской агрессивной политики
сформулировал З. Бзежинский – помощник президента США по национальной
безопасности в 1977-1981 гг.: «Новый мировой порядок будет строиться против
России, за счёт России и на обломках России». Агрессивные
замыслы по отношению к России вынашиваются США и при президенте Буше-младшем.
Вот только некоторые факты. Происходит продвижение НАТО к границам России;
вокруг ее дополнительно создаются военные базы; США пытаются добиться доступа
к хранилищам нашего ядерного оружия и т.д. Ныне
существуют международные угрозы России и особого типа. Их можно обозначить
как территориально-финансовые претензии к России, идущие от стран –
побеждённых во второй мировой войне, и стран – участников борьбы против
фашизма. В большой степени они обострились за последние 10-15 лет в силу ряда
причин. Во-первых, после мировой катастрофы – развала могучего Советского
Союза, который выступал на международной арене сдерживающей силой против
различных военных авантюр. Во-вторых, после ухода в историю международной
жизни стран – участников Варшавского договора, выступавшим большим
противовесом НАТО. В-третьих, когда США заняли лидирующее место в мире. И,
в-четвёртых, когда Россия в экономическом и военном значении ослабла по
сравнению с СССР. Несмотря
на то, что в 1975 году в Хельсинки было заключено соглашение о нерушимости
послевоенных границ, в ряде стран продолжаются публичные выступления
государственных деятелей, отдельных групп и лиц по пересмотру итогов второй
мировой войны. В
истории следует выделить и третью линию
кризиса – на грани духовной и политической сфер. Конкретно она
проявлялась в антагонистических отношениях между философской мудростью и
отсутствием мудрости у некоторых государственных деятелей, чиновников,
наделённых властными полномочиями. История, как известно, изобилует
многочисленными фактами, когда философам, учёным, прогрессивным мыслителям
запрещалось издавать и распространять свои книги; многие из них подвергались
казням, ссылкам, различного рода преследованиям. Для логической связи
перечислим некоторые фамилии: Сократ, Бруно, Галилей, Радищев, Чернышевский и
т.д. Двадцатый
век не был исключением в борьбе против мудрости. Преследование талантливых и
способных людей за мудрость, приверженность к истине, правде, справедливости
– есть важнейший показатель кризиса в духовной сфере. Духовный кризис
обедняет жизнь людей, является значительным препятствием в развитии общества,
в познании мира и его улучшении. Кроме
названных кризисных состояний, они возможны и в других сторонах и частях
общества, например, в науке, нравственной сфере и так далее. А главное,
кризисная среда оказывает такое влияние на человека, что в нём начинают
происходить негативные изменения. Человек также стал частью глобального
кризиса. Кризис человека проявляется в ухудшении здоровья, снижении
продолжительности жизни, распространении алкоголизма, наркомании, проституции
и других негативных явлений. Отдельный человек в большей или меньшей мере
продуцирует неконтролируемые стихии, которые суммируют отзвуки глобального
кризиса. Из
трудного и противоречивого развития общества следуют выводы: во-первых,
кризисные явления и нестабильность в мире возрастают; во-вторых, раз в мире
источником стабильности и нестабильности, кризисных явлений выступает
человек, то с позиций диалектической логики правильным будет признать, что
ему и следует вывести общество из мирового кризиса. Этого не могут сделать по
отдельности ни наука, ни техника, ни союз науки с религией, хотя они и
предлагаются многими деятелями в качестве главных факторов спасения
человечества. В то же время человек не может обойтись без науки и техники как
важнейших средств преодоления кризиса. Итак,
в современную эпоху человеку, обладающему мудростью и человечностью,
принадлежит глобально-историческая миссия – спасения человечества и самой
природы, его породившей. Недаром
философы считают человека главным объектом своих исследований. Уже древние
мыслители уделяли человеку пристальное внимание, призывали его «познать
самого себя», полагали, что «человек – мера всех вещей». А Демокрит, как
известно, значительно углубил данное положение, сказав, что не каждый человек
может выступать мерой всех вещей, а только «мудрый человек является мерой всех
вещей». Д.Локк полагал, что мудрость понимается как умелое и предусмотрительное ведение дел в этом мире. В
современных условиях мудрость – это итог трёх слагаемых – умственных
способностей, жизненного опыта и больших знаний о мире. А
теперь выясним, что такое мудрость? Мудрость, как важнейшее положительное
качество человека, высоко ценилось во все времена и у всех народов.
Мудростью, как важнейшим свойством сознания человека, прежде всего занимается
философия, начиная с древнейших времён и по настоящее время. Философы
вкладывают в понятие мудрость различные свойства: как умелое и
предусмотрительное ведение дел в этом мире; как принятие правильных решений в
сложной, противоречивой обстановке; как умелое управление государственными
делами; как идеал целостного осознания мира и места в нем человека; мудрость
– основа философского знания; мудрость придаёт философии практический
характер; мудрый человек – это человек, достигший своим учением,
размышлениями и опытом сознания высших житейских и духовных истин. Противоположностью,
антиподом мудрости философы считают глупость, тупость, невежество. Если
мудрый человек ищет мира и средства его достижения между людьми, народами и
государствами, то глупый – ищет способы вступления с ними в противоречия,
конфликты, которые идут к непредвиденным отрицательным последствиям (даже к
войнам). Не
только простые смертные должны обладать мудрым мышлением, − отличать
истину от лжи, правду от неправды, добро от зла, справедливость от
несправедливости. Ещё в большей степени мудрость должна быть присуща
государственным деятелям. История и современная жизнь подтверждают ту
непреложную истину, что от качества управления в обществе зависят судьбы
миллионов людей. Обратимся к высказываниям древних мудрецов. Так, Платон
оставил потомкам следующее наставление: «Человеческий род не избавится от зла
до тех пор, пока истинные и правильно мыслящие философы не займут
государственные должности или властители в государствах…не станут подлинными
философами». По сути дела и Аристотель учил в том же духе: мудрый должен быть
руководителем, а менее мудрый должен ему подчиняться. Если
бы люди в обществе следовали образцам выдающихся мыслей, то они только бы
выиграли и стали значительно лучше в делах, внутреннем совершенстве. С
позиций антропного принципа современному человеку важно не поддаваться на
негативные изменения окружающего мира. Быть нормальным человеком – значит
воспроизводить свойственные природе человека качества. В жизни – деятельность
на благо мира, внутренне – мудрость, в мире людей – человечность. |
|