|
Секция “Онтологии” ДВИЖЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ КАК НАУЧНАЯ
АЛЬТЕРНАТИВА КРЕАЦИОНИЗМУ И.И. Кондрашин кандидат
философских наук, доцент ikondrashin@narod.ru |
|
|
Абстракт Переосмысливая философию сегодня, следует в
первую очередь задуматься об онтоло-гических
основах современной научной картины мира и переосмыслить их с позиций совре-менных научных знаний, поскольку ясного научного
представления о структуре мирозда-ния, о причинах и
движущих силах его перманентного развития до сих пор так и не сущест-вует, что дает повод процветать различным
ненаучным идеям. Одними из них, может быть наиболее ненаучными, являются
идеи креационизма, которые не только просто неверны, но толкают людей мыслить
в ошибочном направлении примитивных мифологем. И в этом заключается опасность
для общечеловеческого сознания неправильного понимания бытия в целом и
реальностей каждодневной жизни. Это и стало основной
причиной одобрения Парламентской Ассамблеей Совета Европы в сентябре 2007
года Резолюции № 1580 - ОПАСНОСТЬ КРЕАЦИОНИЗМА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Целью данной
резолюции является предостеречь от определенной тенденции подменить науку
верой. Необходимо отделять веру от науки Не стоит противо-поставлять науку вере, но и нельзя допускать,
чтобы вера противопоставляла себя науке. Некоторым людям Творение как предмет
религиозной веры дает смысл существования. Тем не менее, Парламентская
Ассамблея обеспокоена возможностью нездоровых последствий распространения
идей креационизма в рамках образовательных систем и последствиями этого
распространения для демократических государств. |
|
|
Креационизм, возникший как отрицание
эволюции человечества в ходе естественного отбора, на протяжении длительного
периода времени был почти исключительно амери-канским
феноменом. Сегодня идеи креационизма прокладывают себе дорогу в Европе, и их
распространение всецело охватило некоторые государства-члены Совета Европы.
Главной мишенью современных креационистов,
большинство из которых исповедуют христианство или ислам, является
образование. Они пытаются сделать все возможное для того, чтобы их идеи были
включены в школьную образовательную программу. Однако креационизм не может
претендовать на то, чтобы быть научной дисциплиной. Креационисты ставят под сомнение научный характер определенных областей знания и
утверждают, что эволюционная теория является лишь одной из интерпретаций
наряду с другими. Они обвиняют ученых в том, что те не предъявляют достаточно
очевидных доказательств обоснования научности эволюционной теории. Напротив, креационисты отстаивают в качестве научных свои
утверждения, ни одно из которых не выдерживает объективного анализа.Мы являемся свидетелями
распространения образа мышления, который бросает вызов надежно установленным
знаниям о природе, эволюции, нашем происхождении и нашем месте по Вселенной. Существует реальная угроза путаницы в
головах учеников между тем, что относится к убеждениям, верованиям и разного
рода идеалам, и тем, с чем имеет дело наука. Установка «все вещи равны» может
казаться привлекательной и
толерантной, но в действительности является опасной. Креационизм внутренне
противоречив. Теория «разумного замысла» (“intelligent
design”), являющаяся новейшей, усовершенствованной
версией креационизма, допускает определенную степень эволюции. Однако теория «разумного замысла», представленная в более
утонченной форме, стремиться представить свой подход в качестве научного, и в
этом состоит ее опасность. Ассамблея постоянно настаивает на
первостепенной важности науки. Наука сделала возможными значительные
достижения в сфере жизнедеятельности и условий труда и является важным
фактором экономического, технологического и социального развития. Теория
эволюции не имеет никакого отношения к божественному откровению и
основывается на фактах. Креационизм же утверждает, что он основывается на
научной строгости. В действительности же креационисты
оперируют тремя типам утверждений: чисто догматическими; заведомо искаженным
цитированием научных положений, порой иллюстрируемыми удивительными
фотографиями; мнениями более-менее известных ученых, большинство из которых
не являются специалистами в данной области. С помощью этих приемов креационисты пытаются привлечь к себе внимание несведущих
в науке людей и породить сомнение и путаницу в их головах. Эволюционная теория имеет отношение не
только к эволюции человечества и популяциям. Ее отрицание может привести к
серьезным негативным последствиям для развития наших обществ. Достижения в
области медицины, имеющие своей целью борьбу с инфекционными заболеваниями,
такими как СПИД, невозможны, если отрицать принципы эволюции. Без понимания
механизма эволюции мы не можем адекватно оценить те риски, которые повлекут
за собой уменьшение биологического разнообразия и климатические изменения. Наш современный мир имеет долгую
историю, важной частью которой является развитие науки и технологий. Однако
научный подход до сих пор не осмыслен
до конца и это способствует развитию всевозможных видов фундаментализма и
экстремизма. Тотальное отрицание науки –
определенно одна из самых серьезных угроз правам человека и
гражданским правам. Война против теории эволюции и её
сторонников чаще всего принимает формы религи-озного
экстремизма, который связан с экстремистскими праворадикальными движениями. Креационистские движения заключают в себе реальную
политическую силу. Фактом явля-ется
то, что некоторые защитники креационизма готовы заменить демократию
теократией. Все ведущие представители главных
монотеистических религий занимают более сдержанную позицию. К примеру, Папа
Бенедикт XVI, как и его предшественник Папа Иоанн
Павел II, превозносит сегодня роль науки в эволюции человечества и признает,
что теория эволюции – «больше чем просто гипотеза». Преподавание эволюционизма как
фундаментальной научной теории, является ключевым моментом для будущего наших
обществ и демократических государств. В силу этого эволюционная теория должна
занимать центральное место в учебном плане и
особенно в программе преподавания научных дисциплин, поскольку, подобно любой
другой научной теории, она способна выдержать тщательное научную проверку.
Эволюция работает везде: от возникновения бактерий, устойчивых к антибиотикам,
до появления насекомых, не реагирующих на пестициды, в результате
неумеренного применения этих препаратов в медицине и сельском хозяйстве. Исследование роста влияния креационизма
показывает, что спор между креационизмом и эволюционизмом выходит далеко за
рамки интеллектуальной полемики. Если мы не предпримем необходимых мер,
ценности, являющиеся ключевыми для Совета Европы, окажутся под
непосредственной угрозой со стороны креационистских
фундаменталистов. Одна из задач парламентариев Совета Европы заключается в
том, чтобы реагировать до того, как будет слишком поздно. Парламентская ассамблея настоятельно
призывает государства – членов Совета Европы, и в особенности руководителей в
сфере образования к следующему: 1.1.
Защищать и
продвигать вперед научное знание. 1.2.
Укреплять
изучение основ науки, ее истории, эпистемологии и методологии вместе с
изучением объективного научного знания. 1.3.
Делать науку
понятнее и привлекательнее, показывать ее связь с реальностями современного
мира. 1.4.
Твердо
противостоять преподаванию креационизма как дисциплины, имеющей такой же
научный статус, что и теория эволюции, и в целом не допускать презентации креационистских идей в какой-либо дисциплине, не
являющейся религиозной. 1.5.
Продвигать
преподавание эволюционизма как фундаментальной научной теории в рамках
школьной учебной программы. Ассамблея приветствует тот факт, что 27 Академий
наук государств-членов Совета Европы в июне 2006 года подписали декларацию о
преподавании эволюционизма, и призывает все государства, которые до сих пор
этого не сделали, также подписать данную декларацию. http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/AdoptedText/ta07/ERES1580.htm И именно на философии лежит ответственность
сделать такие переосмысления, разъяснения и уточнения, которые сделают науку
более понятной, более привлекательной близкой к реалиям современного мира.
Ведь во все времена именно под “философией” полагали науку о наиболее общих законах развития природы,
человеческого общества и мышления. Именно так ее понимал без малого 2,5 тыс. лет тому назад Аристотель, считая
философию «наукой о познании неких оснований и начал..». Точно такое же мнение о философии имел
более близкий нам по времени немецкий философ Эдмунд
Гуссерль, полагая ее “наукой об истинных началах,
об истоках… И, - писал он в начале нынешнего века, -
если мыслить ее в идеальной законченности, то она будет самим разумом,
который наряду с собой и выше себя не может иметь ни одного авторитета”. Так
понимали философию многие великие философы, считая ее высшим достижением
человечества. И дело тут вовсе не в том, чтобы поставить какой-то глубоко-мысленный вопрос, а в том, чтобы быть в состоянии
на такой вопрос ответить - и
ответить “научно, т.е. обязательным для каждого разумного человека
образом”. Однако, на практике не все, кто причислял
себя к философствующим персонам, именно так понимали и понимают философию. В этой связи тот же Гуссерль был
вынужден прове-сти четкую разделяющую линию, чтобы
отделить философию как строгую науку - плод кол-лективного
многовекового труда, стремящуюся всякое глубокомыслие превратить в ясные
рациональные логические образования, с одной стороны, от идей так называемой миросо-зерцательной философии, являющейся плодом
отдельных мудрствующих личностей. И введя подобную классификацию, Гуссерль призвал представителей миросозерцательной
философии отказаться от притязаний считать ее наукой и в то же время не
“тормозить прогресс научной философии”. Поэтому
именно от философии следует ждать открытий в проясне-нии современной научной картины мира,
аспектов сознания, проблем глобализации и т.п. Возвращаясь
же к истокам окружающего нас мира,
вспомним, что материя есть объективная реальность, сущность которой
представляют различные виды движения, являющиеся ее атрибутом. Таким образом,
в мире нет ничего, кроме движения, весь имеющийся строительный материал - движение. Поэтому, чтобы познать
материю, необходимо вникнуть в суть законов, которым подчиняются различные
виды ее движения. До сего времени движение материи большинство философов связывали в основном лишь
только с ее движениями в пространстве
и во времени, и на этих двух
основополагающих категориях построена нынешняя онтологическая схема
миропонимания. И действительно, ни одного события, явления или материального
образование невозможно представить себе вне пространства и вне времени. Однако,
более углубленная рефлексия сущности бытия, если ее осуществлять, опираясь
лишь на две указанные глобальные категории, приводит к разочаровывающему выводу,
что ничего, кроме механического движения, т.е. перемещения материальной точки
(или системы точек) относительно точки отсчета, мы не имеем. Поэтому столь
много неясного в существующей картине мироздания, следствием чего и является
большой разброд в нынешних объяснениях онтологических начал. Именно это стало
причиной появления около 400 теистических версий, поскольку единственная атеис-тическая теория не могла
представить достаточно убедительной схемы или модели уни-версума,
логично объясняющей все явления и события окружающей нас жизни, а также
дающей ответы на многие вопросы, наиболее животрепещущие для человека. Ощущая ограниченность существующей
научно-философской схемы, некоторые мысли-тели
уже давно стали склоняться к тому, что двух основообразующих категорий – прост-ранство
и время – для описания поступательного развития материи и
каузальности этого развития явно недостаточно. Так, еще древнегреческий
философ Протагор в V веке до н.э. провозгласил изменчивость главным свойством материи. Великий Аристотель
в IV веке до н.э. отнес качественное
изменение, или превращение свойств к одному из видов движения наряду с таким
видом движения, как перемещение в пространстве. Даже Фома Аквинский в XIII
веке главным в теологии признавал земную изменчивость, движение в качестве
существенной неустранимой деталью универсума. Общеизвестна также и позиция сторон-ников эмерджентной
эволюции, отстаивающих концепцию развития, как процесс возникно-вения
новых высших качеств. Первое наиболее четкое определение
обязательности рассмотрения организации строе-ния
материи с добавлением третьего компонента - движения в качестве -
дано Ф. Энгель-сом в его “Диалектике природы”: “…
Существует также много качественных изменений, - писал он, - которые следует принимать во внимание, зависимость
которых от количест-венных изменений никоим образом
не доказана … Всякое движение заключает в себе ме-ханическое движение, перемещение больших или
мельчайших частей материи; познать эти механические движения является первой
задачей науки (философии), однако лишь первой ее задачей. Но это механическое
движение не исчерпывает движения вообще. Движение - это не только перемена места (то есть движение в
пространстве-времени); в надмехани-ческих областях
оно является также и изменением качества.” Что же следует понимать под движением в качестве? Согласно обычному определению качество - это структурно нерасчлененная
совокуп-ность признаков, свойств вещества, поля или
предмета, проявляемая в системе отношений с другими веществами, предметами
или тому подобными материальными образованиями. Качество есть существенная определенность вещества, поля или
предмета, в силу которого они являются данным, а не иным материальным
образованием и отличаются от других образований. Поэтому каждая качественная
форма материи обладает определенной сово-купностью
свойств и признаков, которые она проявляет при отношении с другими форма-ми
материи. А как известно, внешнее проявление
качественных свойств объекта в данной системе отношений есть его функция. Вот почему с изменением качественной характерис-тики
любого материального образования меняется и его функциональная
характеристика. Таким образом, изменение в качестве, или движение в качестве, следует рассматривать как
движение в функциональной разнородности веществ, реализуемое через системную
организацию материальных форм. Чем же объяснить, что именно качество, а никакая другая категория
должна встать в один ряд глобальных категорий вместе с пространством и временем?
Это следует прежде всего из самой природы категории качество, которое также, как и они,
имманентно дви-жению
и поэтому может иметь свою собственную отдельную ординату. Качество также релятивно
и простирается как вглубь, так и вширь материи, т.е. от 1/¥ до ¥. Также как у пространства
и времени мы не можем выделить и у качества как самую мелкую единицу
движения, т.е. 1/¥, так и определить предельную величину -
бесконечность, вечность и конечную цель развития. Вместе с тем, у всех трех
категорий можно выделить на их ординатах движения
как координаты актуальной точки, так и любой точки отсчета. Движение в качестве так же неразрывно связано с движением во времени, как и движе-ние в пространстве.
Без движения во времени невозможно
себе представить качественных изменений, оно является независимой переменной
указанной взаимосвязи. Поэтому движение в качестве
будет правильнее рассматривать как
движение в качестве-времени. Все
это вполне логично вписывается в формулу количества движения P = m × S/t. Обозна-чение
в ней приращения качества ft вместо безликой
физической массы в итоге обеспе-чивает ее смысловую
законченность, в то же время ограничивая дальнейшие
подстановки. Она же определяет смысловое соотношение между всеми тремя
основополагающими ви-дами движения материи, обеспечивающими
всеобщую эволюцию. Невозможно ни остано-вить,
ни ускорить как эволюцию, так и время. Она происходит со скоростью (во
всяком случае на Земле), определяемым смысловым
соотношением t = f/t, вытекающим из физической формулы E = m × S2/2t2.
Доказательством
жизненной искомости предлагаемого онтологического
подхода может служить хотя бы тот факт, что в условиях планеты Земля, где,
ввиду объективных обстоя-тельств (неизменно
ограниченная поверхность земного шара) пространственное прираще-ние
биосферы не происходит вот уже долгое время (S = 0), указанное смысловое соотно-шение приняло вид t = ft -
т.е. с течением времени происходит постоянное приращение качества и все
развитие земной материальной совокупности за любой период времени
происходит только за счет прибавления ее качественных свойств. Однако,
онтологическая схема или схемы, которыми пользуются до сих пор, смысловой
формулы развития окру-жающей
среды, а значит объяснения причины ее саморазвития, даже не имеет. Итак, человеческое познание, опирающееся
на научную философию, в настоящее время достигло такого предела, когда наши
идеи относительно хода развития материальной объ-ективности,
зиждущиеся на двух глобальных категориях -
пространстве и времени, пере-стали быть достаточными
и требуют более расширенного подхода с учетом всех последних достижений в
этой области знаний, но прежде всего в их
взаимосвязи с движением материи по ординате третьей глобальной категории - качеству. Таким образом, для создания
полной и целостной картины построения и развития материального мира
необходимо рассматри-вать
движение по трем равнозначным ординатам философских категорий: в пространстве - времени - качестве.
Новым в данной теории следует считать также необходимость введения в
философский категориальный оборот до этого не употреблявшиеся понятия
“функциональная ячейка” и “функционирующая единица”, которые, будучи
элементами структурного анализа, в то же время ложатся в основу системного
подхода в научной философии в связи с дополнением онтологической модели
движением в качестве.
Под “функциональной ячейкой понимается область средоточия в пространстве-времени определенного
круга функциональных потребностей того или иного уровня, которые акту-ализирует с помощью строго
специфических “функциональных алгоритмов” наделенная функциональными
способностями (возможностями) соответствующая для данной ячейки
“функционирующая единица”. Все предметы и образования в окружающем нас мире пред-ставляют из себя ту или
иную функционирующую единицу или группы, или системы функционирующих единиц,
заполняющих те или иные функциональные ячейки его четко обозначенной
структуры.
Анализ хода формирования и поддержания функциональных способностей
единиц об-разований через
организационные уровни системного каскада построения и развития ма-териального мира позволяет выявить особенности его
структурной архитектоники.
Есть все основания утверждать, что таинственный, или мистический
“Создатель” -
это всего навсего движение
в качестве, которое с течением времени последовательно обозна-чает на своей ординате фн.
ячейки все более высокой категории, которые природа должна непременно
своевременно заполнить соответствующими им фщ.
единицами.
Чтобы получить наглядное представление об этом,
достаточно мысленно разложить, на-пример, организм
человека на органы, органы на ткани, ткани на клетки, клетки на макро-молекулы
и молекулы, те, в свою очередь, на атомы, атомы на ядра и электроны, ядра на
протоны и нейтроны, те на кварки и глюоны, и т.д.
вглубь материи до нулевых колебаний вакуума. Однако,
до сего времени никто не может объяснить, почему эти действия беспре-рывно происходят вокруг нас в обратном
направлении, что является движущей и направ-ляющей
силой этого синтезирующего процесса,
или, тем более, почему природа не оста-ется
как угодно долго в разложенном на субэлементы
состоянии.
Соединение всех этапов эволюционного развития
материи – от самых
низших форм ее существования до самых развитых –
в трехмерном континууме (пространстве -
времени - качестве) образует своего рода новую онтологическую модель, отражающую
единую, про-тяженную во времени, целостную картину
мира и позволяющую проследить исторический ход развития материи от раннего к
позднему, от малого к большому, от простого к слож-ному.
Эта модель дает возможность однозначно объяснять причинную
обусловленность процесса эволюции низших форм в высшие, а также объективную
закономерность этого процесса. С введением в наш обиход понятий фн. ячеек и фщ. единиц, а также
функци-ональной значимости
всех материальных формирований на ординате качества наука наде-ляется
способностью не только ответить на многочисленные вопросы почему?, но и когда, где? Вместе с новой онтологической моделью атеистическая
версия, приобретает, наконец, не только иное звучание, но и свою неоспоримую
доказательность, что позволяет возвысить ее логику над рассуждениями
теистических версий.
Таким образом, идеи новой концепции онтологической модели и получаемые
при этом выводы ложатся по “принципу соответствия” в канву именно “строго
научной филосо-фии”,
становятся реальным пополнением действительно научных философских знаний на пути
более объективного онтологического осмысления нашего бытия, законов развития
человеческой цивилизации и Вселенной в целом. Эти знания могут найти
применение при описании искомой парадигмы бытия, в объяснениях смысла Жизни.
Однако, широкое применение этих знаний будет
возможно лишь после того, как ими овладеет не только философская элита, но и
значительная часть социума, а это, в условиях нынешнего не совсем высокого
авторитета философии среди обычных людей, не менее сложная задача. И поэтому только
научная философия способна сыграть решающую роль в умножении “мыслящей, по
выражению Канта, общественности”, только ее распростра-нение поможет в деле сохранения и
развития человеческой цивилизации.
Если кто
заинтересовался данной теоретической разработкой в области онтологии и хотел
бы узнать о ней более подробно, то он может прочитать электронный вариант
книги И.И. Кондрашина “ДИАЛЕКТИКА МАТЕРИИ -
Системный подход к основам философии” по адресу в Интернете - http://ikondrashin.narod.ru/rus/intros/kond/dialmat.htm |
|
|
Section of ONTOLOGY
Ph.D. Igor I. Kondrashin
The Russian philosophical society
|
|
|
Abstract Rethinking “philosophy” to-day, we should think first of all about
ontological foundations of the modern universe description and rethink them
on the ground of modern scientific knowledge, because until now there is no
any precise scientific conception of the structure of the universe, of
reasons and moving forces of its permanent evolution. All of it create basis
to propose various unscientific ideas. Some of them, maybe the most
unscientific are the ideas of creationism, which are not only just incorrect
but push the minds of people in the wrong direction of primitive mythologems. And this has a danger to lead mankind
conciseness to the wrong understanding of being in general and the realities of
everyday life as it is. It was the main reason why the Council of Europe adopted
in September 2007
the Resolution No. 1580 – The dangers of
creationism in education, in which there is a warning against certain tendencies to pass off a belief as
science. It is necessary to separate belief from science and to prevent
belief from opposing science. For some people, the Resolution
says, the Creation, as a matter
of religious belief, gives a meaning to life. Nevertheless, the Parliamentary
Assembly is worried about the possible ill-effects of the spread of creationist
ideas within education systems and about the consequences for democracies. If
we are not careful, creationism could become a threat to human rights, which
are a key concern of the Council of |
|
|
Creationism,
born of the denial of the evolution of species through natural selection, was
for a long time an almost exclusively American phenomenon. Today creationist
ideas are tending to find their way into The
prime target of present-day creationists, most of whom are of the Christian
or Muslim faith, is education. Creationists are bent
on ensuring that their ideas are included in the school science syllabuses.
Creationism cannot, however, lay claim to being a scientific discipline.
Creationists question the scientific character of certain areas of knowledge
and argue that the theory of evolution is only one interpretation among
others. They accuse scientists of not providing enough evidence to establish
the theory of evolution as scientifically valid. On the contrary,
creationists defend their own statements as scientific. None of this stands
up to objective analysis. We are witnessing a growth of modes of thought
which challenge established knowledge about nature, evolution, our origins
and our place in the universe. There is a real risk of serious confusion
being introduced into minds between what has to do with convictions, beliefs,
ideals of all sorts and what has to do with science. An “all things are
equal” attitude may seem appealing and tolerant, but is in fact dangerous. Creationism
has many contradictory aspects. The “intelligent design” idea, which is the
latest, more refined version of creationism, does not deny a certain degree
of evolution. However, intelligent design, presented in a more subtle way,
seeks to portray its approach as scientific, and therein lies
the danger. The
Assembly has constantly insisted that science is of fundamental importance.
Science has made possible considerable improvements in living and working
conditions and is a rather significant factor in economic, technological and
social development. The theory of evolution has nothing to do with divine
revelation but is built on facts. Creationism
claims to be based on scientific rigour. In reality
the methods employed by creationists are of three types: purely dogmatic
assertions; distorted use of scientific quotations, sometimes illustrated
with magnificent photographs; and backing from more or less well-known
scientists, most of whom are not specialists in these matters. By these means
creationists seek to appeal to non-specialists and spread doubt and confusion
in their minds. Evolution
is not simply a matter of the evolution of humans and of populations. Denying
it could have serious consequences for the development of our societies.
Advances in medical research, aiming at combating infectious diseases such as
Aids, are impossible if every principle of evolution is denied. One cannot be
fully aware of the risks involved in the significant decline in biodiversity
and climate change if the mechanisms of evolution are not understood. Our
modern world is based on a long history, of which the development of science
and technology forms an important part. However, the scientific approach is
still not well understood and this is liable to encourage the development of
all manner of fundamentalism and extremism. The total rejection of science is
definitely one of the most serious threats to human and civic rights. The
war on the theory of evolution and on its proponents most often originates in
forms of religious extremism closely linked to extreme right-wing political
movements. The creationist movements possess real political power. The fact
of the matter, and this has been exposed on several occasions, is that some
advocates of strict creationism are out to replace democracy by theocracy. All
leading representatives of the main monotheistic religions have adopted a
much more moderate attitude. Pope Benedict XVI, for example, as his
predecessor Pope John-Paul II, today praises the role of science in the
evolution of humanity and recognises that the
theory of evolution is “more than a hypothesis”. The
teaching of all phenomena concerning evolution as a fundamental scientific
theory is therefore crucial to the future of our societies and our
democracies. For that reason it must occupy a central position in the
curriculums, and especially in the science syllabuses, as long as, like any
other theory, it is able to stand up to thorough scientific scrutiny.
Evolution is present everywhere, from medical overprescription
of antibiotics that encourages the emergence of resistant bacteria to
agricultural overuse of pesticides that causes insect mutations on which
pesticides no longer have any effect. The
Council of Europe has highlighted the importance of teaching about culture
and religion. In the name of freedom of expression and individual belief,
creationist ideas, as any other theological position, could possibly be
presented as an addition to cultural and religious education, but they cannot
claim scientific respectability. Investigation
of the creationists’ growing influence shows that the arguments between
creationism and evolution go well beyond intellectual debate. If we are not
careful, the values that are the very essence of the Council of Europe will
be under direct threat from creationist fundamentalists. It is part of the
role of the Council of Europe’s parliamentarians to react before it is too
late. The
Parliamentary Assembly therefore urges the member states, and especially
their education authorities to: -
defend and promote scientific knowledge; -
strengthen the teaching of the foundations of
science, its history, its epistemology and its methods alongside the teaching
of objective scientific knowledge; -
make science more comprehensible, more attractive
and closer to the realities of the contemporary world; -
firmly oppose the teaching of creationism as a
scientific discipline on an equal footing with the theory of evolution and in
general the presentation of creationist ideas in any discipline other than
religion; -
promote the teaching of
evolution as a fundamental scientific theory in the school curriculums. The
Assembly welcomes the fact that 27 academies of science of Council of Europe
member states signed, in June 2006, a declaration on the teaching of
evolution and calls on academies of science that have not yet done so to sign
the declaration. http://assembly.coe.int/Main.asp?link=/Documents/AdoptedText/ta07/ERES1580.htm Hence it is exactly
Philosophy that bears responsibility to make such rethinking, explanations
and more precise definitions that would make
science more comprehensible, more attractive and closer to the realities of
the contemporary world. This sounds correctly because
in all previous times Philosophy was understood as a science about the most
common laws of evolution of Nature, of the Humanity and Mind. Exactly this
way it was understood 2500 years ago by Aristotle, who considered
philosophy as “a science about cognition of certain foundations and
principles… It would be more correct to designate philosophy as a science
about the truth; - he said, - as the goal of theorizing is truth, while the
goal of practice is action”. A more closer
to us in time the German philosopher Edmund Husserl
had exactly the same opinion about philosophy, considering it as “a science
about the true basis, about sources… And, - he wrote at the beginning of the
last century, - if to think of it in the ideal completeness, then it will be
the reason itself, which cannot have no one authority neither beside it, nor
above it”. Many other great philosophers
understood philosophy the same way, considering it as the highest attainment
of the Humanity. So, the issue is not to put some thoughtful question, but to
be in a position to answer such a question
– and to answer it “scientifically, i.e. in a compulsory for every reasonable
person way”. However in practice not all, who
numbered himself among philosophizing people, understood and understand
philosophy precisely that way. In connection with this fact the above
mentioned Husserl had to put the clear dividing
line in order to separate philosophy as a pure science – the result of
common longtime efforts, which any thoughtfulness strives to convert into
clear rational logic formations, on the one hand, from ideas of so cold
world-contemplational philosophy, which is a fruit
of various philosophizing individuals. And introducing such a classification,
Husserl appealed to representatives of the world-contemplational philosophy to turn down their claims to
consider it as a science and at the same time not “to create difficulties to
the progress of the scientific philosophy”. That is why it is philosophy which
gives us hopes to expect out of its research discoveries which make more clear the modern scientific
universe description, aspects of conscience, problems of globalization, etc. Going back to the foundations of
the World, surrounding us, we have to remember, that Matter is the objective
reality, the nature of which are different forms of motion, being itself its
attribute. Hence, there is nothing in the universe except motion,
all existing construction material is motion.
Matter is woven with motion. Any particle of any substance is a regulated
motion of micro motions; any event is a determinated
motion of elements of the system of motions. It is possible to resolve
mentally any phenomena, events or substance into different forms of motion as
well as out of different forms of motion in conformity with certain Laws it
is possible to synthesize any phenomena, event or substance of Matter. Therefore
in order to know how it happens it is necessary to learn the Laws, that regulate different forms of Matter’s motion. Until now most of philosophers associate the motion of Matter on the whole only with its motion in space and in time, mixing at the same time philosophical and physical aspects
of these two principle categories. Owing to this the attention of most
researchers is drawn mainly to technical problems of calculating and
measuring distances in space and
intervals in time, disregarding
fundamental philosophical problems of the
space and of the time. Generally
speaking, the present-day ontological model of understanding the World, the
Universe is constructed purely on the basis of only these two fundamental
categories. And partially it is true. It is
impossible to imagine no one event, phenomenon or material formation out of space and out of time. However, a more deep reflection of the essence of Being, if
to realize it on the basis of only these two global categories, brings us to
the disappointing conclusion, that we have nothing more except a mechanical
motion, i.e. spatial displacement of a material point (or a system of points)
relatively some point of counting off. Therefore there are so much unclear in
the existing picture of the World construction, due to what a lot of various
present-day explanations of ontological principles and foundations exist. Owing
exactly to this fact we have now about 400 theistic versions of the creation
of the world, because the only atheistic theory could not present until
nowadays a convincing enough plan or model of the universe, logically explaining
all phenomena and events of life, surrounding us, and also giving clear
answers to many most important for the human being questions. Realizing the limits of the current scientifically-philosophical
explanations of the construction of the world, some thinkers long ago started
to doubt that only the two basis categories – space and time – are
quite enough for the description of the on-going evolution of Matter and for
the causality of this development. Thus, an ancient Greek philosopher Protagor in the Vth century BC
announced inconstancy, variability as the main attribute of matter. The great
Aristotle in the IVth century BC attributed a quality change, or transmuting of
characteristics to one of the form of motion beside such a form of motion, as
the spatial displacement. Even Phoma Akvinsky in the XIII century accepted the earth
inconstancy as the main object in theology, the motion in quality as an essential not removing
part of the universe. It is also well known the attitude of supporters of the
emergent evolution, who dispute their point of view for the concept of
development as the process of appearance of new higher characteristics. The first and the most precise definition of obligatory study of the
organization of the construction of Matter adding the third component – the
motion in quality – was given by F.
Engels in his book Dialectics of Nature. "...There are also many qualitative
changes to be taken into account," he wrote, "whose dependence on
quantitative change is by no means proven. ... Any motion includes mechanical
motion, change of place of the largest or smallest portions of matter; to
obtain knowledge of this mechanical motion is the first task of science
(philosophy), but only its first
task. But this mechanical motion does not exhaust motion as a whole. Motion
is not merely a change of place [that is motion in space-time - I.K.], in fields higher than mechanics it is also change of quality." (my emphasis - I.K.). Among opinions on this subject of our contemporaries one should note
the definition of the Russian academician A. Oparin,
who characterized "the process of evolution of matter as the way of genesis of new, not existing before qualities". But what should we understand under the motion in quality? According to an ordinary definition quality is a structurally undivided combination of indications,
features, characteristics of some substance, field
or a thing revealed in a system of relations with other substances, things or
other similar material formations. Quality
is the essential determination of substance, field or a thing, due to which
they are given but not any other material formation and are different from
other formations. Hence, each qualitative form of matter has its own definite
composition of peculiarities and signs, which it reveals while relating with
other forms of Matter. But as it is well known an external revealing of
qualitative characteristics of an object in a presumed system of relations is
its function. That is why with a change of qualitative characteristics
of any material formation its functional characteristics are changing as
well. Hence, a change in quality
or a motion in quality one should
consider as motion in functional heterogeneity of substances realized through
systemic organization of material forms. But how to explain that namely quality
and not any other philosophical category should be put in one row of global
categories together with space and time? It comes
fist of all from the nature of the category quality, which also, as the two others, is immanent to motion
and owing to this can have its own separate ordinate. Quality is as relative as space
and time and can go both to the
deep and to the width of Matter, i.e. from 1/¥ to ¥.
Also, as in case of space and time, we cannot find in quality the smallest unit of motion,
i.e. 1/¥ as well as to define the
maximum value – infinity, eternity and the final goal of Evolution. But in
all the three categories we can point out both the actual point and any point
of counting off on their ordinates of motion. At the same time the motion in quality
is as tightly linked with the motion in time
as the motion in space. Without
motion in time it is impossible to
imagine qualitative changes, it is
the independent variable of the said interrelation. Therefore the motion in quality one should comprehend only as
the motion in quality-time. All of
this can be logically put into the formula of quantity of motion P = m ×
S/t. If we put the meaning of quality
increase f instead of featureless physical
mass, it would
give us finally its sense completeness, at the same time cutting down all
other further substitutions. This formula also defines the sense ratio
between all the three fundamental forms of motion of Matter, which provide universal evolution. It is
impossible neither to stop, nor to accelerate both the evolution and time. It
is going at the rate (at least on Earth) defined by the sense ratio t = f/t, deduced
from the physical formula E = m ×
S2/2t2. In order to prove the life truth of the new ontological approach,
which is being offered, it is enough to remember the fact, that in the
reality of the Earth planet the earth globe, according to the objective
circumstances, has the unchanged limited surface. So, there is no space
increase of biosphere for considerably long period of time (S
= 0). Because of that fact the above sense ratio became as t
= ft
- i.e. with ongoing of time the
constant increase of quality takes
place, and the whole evolution of the earth material totality during any
period of time is going only due to the addition of its qualitative
characteristics. But the present-day ontological plan or models, to which
people refer until now, do not even have the sense formula of the development
of the environment, that means they have no
explanation of the cause, of reasons of its self-development, of its
evolution. Thus, the human cognition, which is based on the scientific
philosophy, at present time has reached such a limit, when our ideas
regarding the way of the material objectivity, which until now are grounded
on two global categories - space and time, stopped to be
sufficient and require a more expanded approach, taking into account all the
latest achievements in this field of knowledge, but first of all its
connection with the motion of matter along the ordinate of the third global
category – quality. So, in order to create the full and complete picture of the formation
and evolution of the material World it is necessary to observe the motion of
material forming in three equivalent philosophical
categories: in space - time -
quality. As the quite new elements of the suggested theory it is necessary to
consider the introduction into the philosophical categorical circulation
never used until now notions: a functional
cell and a functioning unit,
which are being the elements of
structural analyses put at the same time the basis for the systemic approach
in the scientific philosophy in connection with improving its ontological
model by adding the motion in quality
into it. A functional cell means a
field of concentration in time-space
of a certain number of functional needs of some level, which are being
actualized with the help of strictly specific “functional algorithms” by an
appropriate for the given cell functioning unit, that has corresponding
functional capabilities (abilities). All things and formations in the
surrounding world are in fact some functioning
units or a group, or a system of functioning
units, which fill in these or those functional
cells of its strictly designated structure. The analysis of forming and maintenance of functional
capabilities of units of formations through organizational levels of the
systemic cascade of construction and evolution of the material world allows to reveal peculiarities of its structural architectonics
and its progress. There are all reasons to affirm, that the mysterious or
even mystical “Creator” – it is only just the motion in quality, which with going of time consecutively designate on its
ordinate functional cells of still
higher and higher category, which the Nature has to fill in
opportunely without fail with corresponding to them functioning units. In order to have an ocular notion about that it is enough to lay out
mentally, for example, the human organism to organs, organs to tissues,
tissues to cells, cells to macromolecules and molecules, those in its turn to
atoms, atoms to nucleuses and electrons, nucleuses to protons and neutrons,
those to quarks and gluons, and so on into the depth of matter until the zero vibration of vacuum. However,
until nowadays nobody can explain why all those operations take place
continuously around us in the opposite direction, what is the driving and
guiding force of this synthesizing process, or moreover, why the Nature does
not stay as long as possible in the condition of being laid out to
sub-elements of some level. The joining of all stages of the evolutionary development of Matter –
from the lowest forms of its existence till the most developed ones – into
the three-dimensional continuum (space
– time – quality) forms a kind of the new ontological model, reflecting
the unified, lasting in time, integral picture of the World, allowing to
trace the historic going of the development of Matter from early to late,
from small to big, from simple to complex. This model gives the possibility
in the only way to explain the causal condition of the process of evolution
of lower forms into higher ones as well as the objective regularity of this
process. After introduction into our practice of notions functional cells and functioning
units as well as functional significance of all material formations on
the ordinate of quality the science
is provided with capability not only to answer to numerous questions when and where?, but also to why?
Together with the new ontological model the atheistic version acquires at
last not only other sound, but also its indisputable evidence, that allows to raise its logic over arguments of theistic versions. Thus, the ideas of the new conception of ontological model and
conclusions received due to that according to “the conformity principle” can
be referred exactly to “strictly scientific philosophy”, become actual
supplementation of really scientific philosophical knowledge on the way of a
more objective ontological comprehension of our Being, of the law of
development of the human civilization and the Universe as a whole. This
knowledge can be successfully used for the description of the realistic
paradigm of Being, in explanations of the meaning of Life. However, the broad use of this
knowledge would be possible after when not only philosophical elite masters
it for themselves, but when also a considerable part of society learns it. In
the current conditions of not so high authority of philosophy among ordinary
people this is not a less complicated task, but a very important one. Therefore
only the scientific philosophy is in a position to increase according to Immanuil Kant “the thinking society”, only its spreading
will help in protection and evolution of the human civilization. For those, who wishes to know more about the above ideas, they may
find them at http://ikondrashin.narod.ru/eng/articles/kond/dialmat.htm in my book DIALECTICS
of MATTER
– Systemic approach to fundamentals of philosophy.
|
|