Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи автора в Библиотеке сайта

Написать автору статьи

e-mail: antonpet14@yandex.ru

 

 

Статья 6

Антонович Е.Н.

ЦЕЛОСТНОСТЬ - ЛОГИКА ЕДИНСТВА МНОЖЕСТВЕННОСТИ (СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ НАУЧНОЙ ЧАСТИ ФИЛОСОФИИ - ЛОГИКИ, САМОГО СЛАБОГО ЗВЕНА В ПОЗНАНИИ)

 

 

Мир невидим в своей целостности (Гермес Тринсмегист)

Тао произвел одного, один произвел двух, двое произвели трех и трое произвели все существа (Лао Цзы)

Одно- таинственно; когда есть два одно меняется, это есть смешение производимое небом (Цаньлян)

Все существующее находится в единстве, рассматриваемом как принцип, и возвращается к единству, как к цели. Одно заключается в одном, т.е. все во всем …То, что находится вверху,говорит Гермес, равняется тому, что находится внизу; двойное служит мерой единству …Зороастр… объясняет с помощью триад все, что происходит от имен, а с помощью тетрад – все, что относится к форме. Так получается число 7 как образ творения (Элифас Леви)

Целое больше, чем сумма его частей (Аристотель)

Способность к философии…заключается, в чем полагал ее Платон,- в познании единого во многом и многого в едином…Философия… является суммой общих суждений, основой познания которых служит непосредственно самый мир во всей своей целостности (А.Шопенгауэр)

Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной, или положительной; вторая – пассивной, или отрицательной; третья – нейтрализующей… Две первые силы более или менее понятны нам, третья же сила… не легко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать в … основных категориях нашего восприятия нашего феноменального мира… Люди так же не способны напрямую воспринимать …третью силу…потому что невозможно увидеть объективный мир в субъективном состоянии сознания. В феноменальном мире, наблюдаемом субъективно, мы видим в явлениях действие только одной или двух сил. Если бы мы могли найти в каждом явлении три силы, мы бы увидели мир таким, какой он есть…сложным…результатом очень сложного сочетания триад (П.Успенский)

 

Предлагается метод познания – генодрево ФТС (философии триединого синтеза) в основе которого лежит принцип целостности (единства) мира и взаимосвязи всего со всем.

 

Представления философов о целостности складывались по мере эволюции или деградации знаний об окружающем мире. Наиболее целостно отражали Космос философии Г. Тринсмегиста, Пифагора, видевшего Монаду и связи частей целого в геометрии фигур. Философии древней Греции, материализма, идеализма, холизма, основанные на идее Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей» ничего принципиально нового в понятие целого не дали. Китайские философы, задолго до европейских, ранее 2-1 тысячелетия до н.э., понимали окружающий мир как единый целостный организм, где все рождается из одного, взаимосвязано и зависимо одно от другого.

Лукьянов А.Е., исследуя «Книгу Перемен», время ее создания относит к «древности» (ок. 1776-1122 гг до н.э.): “«Перемены» творятся Небом и Землей … «Небо породило дух-вещь» … Ко времени деятельности первых мудрецов-философов в 4-5 вв до н.э. Лаоцзы и Конфуция система «перемен» была уже создана» … Ритм инь-ян ложится … на светоносную идеально-числовую поверхность и закручивает спираль Дао: «То инь, то ян – это и есть Дао»” [1].

В ходе накопления научных знаний происходит неизбежный процесс его углубления через раздвоение единого, - движение познания от единства к множественности. В результате некогда единая наука сегодня превратилась в множество не связанных между собой направлений анализа. Устанавливать взаимосвязи между науками должна философия. Но если в древности эту функцию успешно выполняла эзотерическая философия, в основе которой лежали принципы целостности (единства духа и материи, синтеза и анализа) и взаимосвязи всего со всем, то современные философии идеализма и материализма, не сумев преодолеть разобщенность знания, привели современное человечество к духовно-нравственному, социально-экономическому и экологическому кризису выживания. Многие философы, ученые сегодня приходят к выводу, что необходим возврат к натурфилософии с ее принципами целостности и взаимосвязи всего со всем.

Но значительное количество ученых, философов, находясь в плену крайних, материалистических взглядов, отрицает не только единство духа и материи, но и взаимосвязи частей целого. Например, дфн Сороко Э.М. утверждает, что «три элемента триады: материальное (поле, вещество, энергия), идеальное (сознание, Бог, духовное) и информационное … независимы друг от друга» (сообщение в интернете). Давайте попробуем разобраться, независимы, ли друг от друга части окружающей нас целостности: поле, дух (сознание) и материя.

Ф. Капри процесс чередования полярных начал Дао: Инь и Ян, динамического единства и связи противоположностей, описывает как принцип, дополняющий части целого (волна – частица) до единства: “Для лучшего понимания соотношения между парными понятиями классической физики Нильс Бор ввел понятие дополнительности. Он рассматривал картину частицы и картину волны в качестве взаимодополняющих описаний одной и той же реальности … Понятие дополнительности прочно заняло место в мировоззрении современной физики (но не в философии,- Е.А.) … Китайские мыслители обозначили дополнительность противоположностей при помощи двух … начал Инь и Ян, рассматривая их динамическое чередование в качестве содержания всех явлений природы и психологических ситуаций» [2].

Доктор географических наук Арманд А.Д., исследуя древнее знание - ИЦЗИН, в своих исследованиях пришел к тем же взглядам: «В течение веков камнем преткновения для философии (включая теологию) и для науки была проблема взаимоотношения материального и идеального начал в мире. Крайние мнения сводились к полному отрицанию реальности материи или реальности тонкого мира. В более умеренной форме спор велся относительно первичности материи или духа. Для материалистов реальным проявлением духа, которое упрямо присутствует в данных нам ощущениях, остается человеческая мысль, явно не сводимая ни к корпускулярной, ни к полевой форме материи. Повседневный опыт свидетельствует, что материя и мысль не разделены между собой непроходимой стеной … Квантовая механика с новой силой возродила проблему материального и идеального, когда обнаружилось, что результат эксперимента дает разный результата (волна или частица) … Тем не менее, классическая физика (особенно философия,- Е.А.) продолжает отстаивать представление о первичности материи и вторичности сознания. Возможное решение противоречия дает эзотерическое учение, ведущее свое начало от древнеиндийских Упанишад и древнеегипетского герметизма. Учение состоит в том, что материя и дух – лишь две стороны единого вечного начала, обозначаемого в индуизме термином Брахман. Дух и материя самостоятельны и, вместе с тем, неразделимы, не существуют друг без друга (к таким же выводам сегодня приходят и философы-реалисты: дфн Обухов В.Л., Зобов Р.А. из СПГУ,- Е.А.)…Древнейший эзотерический символ, крест …изначально символизировал неразделимое единство духовного и материального, активного и пластического начал, во взаимодействии которых проявлялось творчество Абсолюта» [3].

Для понимания существа проблемы несколько углубимся в суть основного вопроса философии с целью раскрытия взаимосвязи первоначал (духа и материи) в процессах развития. Идеализм утверждает, что дух (сознание) первично, а материя вторична. Материализм наоборот считает материю первичной. Древняя эзотерическая и современная реалистическая философии говорят, что Дух (сознание) и Материя - это единое целое, что является основой единства мира, взаимосвязи всего со всем. Материалисты говорят, что бытие определяет сознание. Идеалисты утверждают, что сознание определяет бытие. Мы считаем, что сознание определяет бытие при эволюции, а бытие определяет сознание при инволюции, деградации духовности, морали.

Мы предлагаем универсальный метод познания – генодрево системы логически взаимосвязанных противоречий, отражающее на уровне понятий принципы целостности, единства (духа и материи и др.), раздвоения единого, которое на каждых двух уровнях, начиная с первого, образуют триаду: синтез-тезис-антитезис,раскрывая связи частей целого в процессах развития. [4].

На генодреве противоположностей ФТС, построенном как симметричный граф, в ИЦЗИНе - система монограмм – диаграмм – триграмм -… (*, процесс диалектического развития начинается с деления исходной точки (вершины симметричного графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория, необходимость) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика, случайность). На основе известного в физике принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма) духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное – духовное. Например: тезис – электромагнитное поле, антитезис – электроны, материальные частицы, синтез - электрический ток. При дальнейшем развитии генодрева, делении образованных частей целого на новые пары противоположностей работает принцип множественной дополнительности результатом которого является образование многоуровневой системы, структуру которой можно представить в виде прогрессии: 1-2-4-8-16-… . Сегодня в науке использование системы декартовых координат на плоскости и пространстве, позволяет определить зависимость между собой нескольких переменных: на плоскости - 2, пространстве - 3 (без конкретизации взаимосвязей). Генодрево позволяет определить все зависимости и конкретные взаимосвязи многоуровневой системы переменных (1-2-4-8-…) в процессах развития, познания, но требует для своего построения в каждом отдельном случае тщательного изучения всех уровней зависимости частей целого.

*) структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта (в[4]Рис 20). На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, т.е. две монограммы (по одной черте) превращаются в четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новой и противоположной), а последние, после накладывания сверху еще новых противоположных черт превращаются в восемь триграмм по три черты каждая. Структура генодрева ФТС отличается от ИЦЗИНа наличием зеркальной симметрии, новые черты, со знаком: плюс накладываются на элементы находящиеся выше оси генодрева, минус – ниже.

Новая методология целостного познания – универсальный метод генодрева ФТС позволяет углубить и систематизировать не только понятия системы, определения взаимосвязанных принципов системности, иерархии и структуры взаимосвязей в сложных многоуровневых системах, но и исследовать многоуровневые процессы познания, развития, эволюции и инволюции, генетического перехода с одного уровня на другой.

Система познания метода гендрева ФТС, основанная на единстве принципов онтологии: системы основных категорий философии (в [4]Рис 65); гносеологии: логике метода познания (Рис 1/34,35), и принципах диалектического развития, в основе которых лежит принцип целостности, единства духа и материи (в [4]Рис 49). Вытекающие из них законы цикличности: непрерывности и прерывности развития, эволюции и инволюции общества (в [4] Рис 47), отражают принципы логики системности: целостности и взаимосвязи всего со всем, двойственности, структурности, иерархичности, взаимодействия, системного анализа и синтеза [4,5,6,7,8].

Исходя из принципа целостности: целостность – высший уровень системности, отражающий единство структуры, логики взаимосвязей и отношений частей целого в циклических процессах развития, познания (синтеза и анализа; духа и материи… единства и борьбы противоречий….), мы считаем, что диалектическая логика должна иметь свою систему понятий, принципов, основанных на логике противоречий (Я - не Я), отличных от формальной логики.

Логика процесса развития противоречий, как раздвоения единого, начинается с деления целого (начало генодрева, см. Рис 1/34, 2/35) на противоположности: тезиса (Я) и антитезиса (неЯ). Далее, на основе комбинаций множественной дополнительности, логика развития идет по: горизонтали 2-4-8…-линейно, и вертикали – циклично (вверх-вниз: на 1-м ур.: 1-3-2-4, на 2-м: 1-5,2-6,3-7,4-8, туда и обратно), образуя систему противоречий: 2-го уровня: Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ; 3-го уровня: Я-Я-Я, неЯ-Я-Я, Я-неЯ-Я, неЯ-неЯ-Я, Я-Я-неЯ, неЯ-Я-неЯ, Я-неЯ-неЯ, неЯ-неЯ-неЯ.

На генодреве сущности диалектической логики ФТС Рис 1/34, как инструмента познания, универсального ритма развития, колебательного процесса, заданного прогрессией 2n: 1-2-4-…, отражающей все возможные комбинации элементов системы, нами показана необходимость движения логики противоречий (Я,- неЯ) не только по вертикали: материальное-духовное (инволюция-эволюция) и от 1-го уровня, опыта к 4-у - дедукции (1-3-2-4) и обратно, но и по горизонтали: единое–многое (синтез-анализ: 1-2-4-…, где: синтез–истина-единство теории и практики; в формуле прогрессии 2n, n–порядк.№ ур. генодрева).

Мы выделяем 9 принципов логики ФТС, необходимо выводимых друг из друга логических противоречий, понятий, образующих механизм (метод) мышления - генодрево ФТС:

1) единства духовного и материального, абстрактного и конкретного, системно дополняющих друг друга до целостности, где единство: теории и практики – истина, цель познания; тезиса и антитезиса - логика И-И– основа процессов познания;

2) последовательного раздвоение единого, - анализа, начала процесса познания, на основе прогрессии: 2-4-8-…, отражающего логику борьбы (или-или) и взаимодействия противоречий;

3) триединства: синтез- тезис– антитезис, образуемого из первых двух уровней генодрева: 0-1;

4) единства системного анализа и синтеза (единства и множественности), с приоритетом синтеза в познании;

5) единства процессов развития (истории) и логики;

6) единства индукции и дедукции, одномерной логики и аналогии;

34

7) единства опыта и предметно-образных представлений, логических понятий и идей.

8) единства противоположностей на 2-м и 3-м уровне генодрева соответствует двумерной (двухслойной) и трехмерной (трехслойной) логикам, где возникают внутренние (2-х и 3-х слойные) противоречия 4-х (22) и 8-и (23) элементов системы логики (подробнее ниже);

9) единства философий, учений монизма и плюрализма, вытекающих из целого: монизма (логики синтеза И-И) – дуализма: идеализма-материализма (логики разделения или-или, где тезис и антитезис могут образовать синтез-триединство) – тетризма (2-х значной логики, в ИЦЗИНе – 4 образцов диаграмм) – октавизма (3-х значной логики, в ИЦЗИНе – 8 символов триграмм).

Т.о., можно сделать выводы, раскрывающие недостатки логик философий идеализма и ДМ, идеологий либерализма и марксизма: 1) логика диалектики целостности, синтеза И-И (и взаимосвязи всего со всем), лежащая в основе единства процессов развития природы, общества и мышления, не используется на практике ни одной из правящих философий и идеологий, что закономерно и привело современное человечество к кризису выживания и разгулу терроризма; 2) логика анализа Или-Или - основа противоречия, борьбы идеологий, культур, сегодня применяется всеми мировыми идеологиями, включая религию ислама; 3) логика триединства (гегелевский тезис-антитезис-синтез) отчасти признается и используется только некоторыми религиями (Отец- Сын- Св. Дух); 4) идеология либерализма, политики США - плюрализм - часть монизма, не обладая логикой единства (И-И) мышления, служит целям разрушения общества; 5) 4-е закона формальной логики (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания), основанные на логике Или-Или, не дают целостности знания; 6) 4-е закона логики ДМ (К. Маркса), не дающие приоритет логике синтеза (и-и) и взаимосвязи всего со всем, являются частными случаями высшей диалектической логики ФТС.

Подробнее циклический процесс образования на дихотомической структуре генодрева ФТС, системным чередованием тезиса (Ян) и антитезиса (Инь), логик противоречий (по вертикали и горизонтали генодрева), соответствующих стихиям и характеристикам аристотелевых стихий,

ris35

видам сознаний, показан нами на Рис 2/35. Генодрево системы множественной дуальной логики (противоречий) ФТС имеет (по горизонтали) 4-е уровня или принципа логики: 0 (нулевой) - принцип единства тезиса и антитезиса, или = и Я и не Я= (логики синтеза И-И); 1-й ур.- принцип одномерной логики противоречия (логики борьбы противоположностей, разделения Или-Или): =Я=(тезис, утверждение) или =не Я=(антитезис, отрицание): 2-й ур.- принцип взаимодействия противоположностей по двумерной (двухслойной) логике дает все возможные комбинации противоречий: Я=Я, Я=неЯ, неЯ=Я, неЯ=неЯ, или 4-х видов суждений (которым на Рис 1/34 соответствуют 4-е вида познания: идеи, логические понятия, представления, опыт); 3-й ур.- принцип взаимодействия по трехмерной логике (образование - раздвоение 2-го элемента 2-х мерной): 8 характеристик стихий (подробнее см. ст. Логика синтеза, включенного третьего…[8]), 8-и видам сознания (которые показаны в трех слоях времени) и 8-и основным инстинктам человека (в [4]см. Рис 84).

Структура генодрева ФТС, построенная на основе ритмов прогрессии 1-2-4-8-…, позволяет рассматривать логику познания, развития как единый, целостно-динамический, ступенчатый процесс, идущий в 4-х направлениях: анализа (множественности, логики «или-или») и синтеза (единства, логики «и-и»), тезиса и антитезиса (абстрактного и конкретного, духовного и материального).

В основе генодрева ФТС лежит механизм мышления, используемый не только в гегелевском отрицании,- его логики: тезис-антитезис-синтез, но и в структуре китайского ИЦЗИНа, до сих пор, не понятых и не используемых философами, учеными в процессах познания.

Гегель, выдвинувший структуру триады (тезис-антитезис-синтез), к сожалению, ее далее нигде не использовал и не применял в теории развития, что затруднило ее развитие и понимание. Об этом очень давно писал еще Л. Спенсер: «Формулировка гегелевской триады стала общепринятой, но следует подчеркнуть, что сам он никогда не пользовался терминами тезис, антитезис, синтез» [9].

Современные философии, находящиеся в кризисе, в которых самым слабым звеном, способным отнести их к науке, является логика, особенно формальная, так же не раскрывают сущность логики дихотомического развития в триаде, дающей начало процессам развития.

Трудности понимания триады Гегеля и ее основы - противоречия, как источника развития, заключаются в том, что при преподавании философии, видимо, сама триада: тезис – антитезис (логика или-или) - синтез (логика и-и) раскрывается поверхностно, изначально создавая барьер в развитии сознания, исключая понимание начала процесса развития.

П. Успенский, создавая Третий Органон (Tertium Organum), отмечал, что «Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей (по Гегелю: тезис-антитезис–синтез,- Е.А.) … Две первые силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать … в … ограничениях психики …, основных категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в нашем ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений. Люди … неспособны напрямую воспринимать и наблюдать третью силу» [10].

Философы прошлого понимали триаду более широко, применительно ко всем сторонам жизни. Триада понималась как: активное начало– пассивное начало– результирующее начало, синтез. Числа в арифметике: 1) тезис – 1 (единица, вертикаль, активное духовное начало) – 2) антитезис – 2 (горизонтальная линия, пассивное материальное начало) – 3) троица, тернер (синтез первых двух чисел). Вертикальная и горизонтальная черты в графике образуют крест (в религии это понимается как единство духовного и материального начал). Троица в религии: Отец- Сын– Св. Дух; Брама-Майя-Вишну (Отец-Мать-Сын). Еще триады: отец-мать–дитя; дух-материя-единство; делитель-делимое-частное; движение-покой–равновесие; кислота-основание–соль; свет-темнота-полутень; будущее-прошедшее–настоящее. В теории познания 3-х значная структура понятий в философиях Китая – ИЦЗИН: синтез – дает начало процессам развития: Одно (единое)-Ян-Инь-4 диаграммы-8 триграмм-…. В индийской философии Ньяя понятия, выводы, состоящие из 3-х терминов: меньшего, большего, среднего (холм-огонь-дым), основаны на логике триады.

Философы, исключившие логику «и-и» (синтеза) из понимания триады, психологически не способны преодолеть барьер синтеза (некоторые философы называют его «завесой» в сознании) в познании, который неизбежно приводит процесс развития к крайним, искаженным вариантам.

Рассмотрим триаду: мужчина-женщина – дети, шире в процессе всех возможных вариантов развития. Для этого составим генодрево, всех возможных комбинаций, где: 0) уровень генодрева– понятие – единства (семьи); 1) уровень генодрева – противоречие: мужчина-женщина; 2) уровень генодрева дает 4-е возможные комбинации его разрешения: - мужчина-мужчина - гомосексуализм, - мужчина – женщина – дочь, - женщина- мужчина – сын, - женщина-женщина- лесбиянство. Природа полноценными вариантами избрала средние, ведущие к разрешению противоречия в синтезе. Крайние варианты избрало, сознание человека, искаженное формальной логикой, отрицающей синтез противоречий. На западе общественное сознание, мировоззрение, искаженное логикой Аристотеля, разрушая семью, принцип развития - синтеза, уже узаконило эти крайние формы развития, там ими увлекаются даже священники. Какое, из 2-х исходных утверждений: мужчина-женщина - ложно? Формальная логика утверждает, что одно из них ложно. Из приведенного примера ясно, что это полная чушь. О ложности или истинности можно судить только по следующему уровню процесса развития системы противоречий. В общем виде можно сказать, что «тезис и антитезис образуют выражение истины» (так утверждал еще П. Флоренский).

Дудоров О. Е. обращает внимание ученых, философов на то, что научные принципы, заложенные древними в основу «Книги Перемен», до сих пор не поняты (аналогично не понята и структура логики генодрева ФТС, способная стать научной основой философии): “«Книга перемен» базируется на фундаментальной науке, доведенной до ее прикладного использования. Но признать «Книгу перемен» научной, значит признать нашу полную некомпетентность в вопросах миропонимания (по западному – естествознания). Признать, что западная натурфилософия неверна в своей основе. Кто на это решиться? Впрочем, основная трудность понимания Канона перемен заключается в том, что наше сознание, создавая образы мира, за этими образами не видит механизма их создания (т.е. механизма раздвоения единого и необходимого его синтеза, см. выше о «барьере» сознания между 1-м и 0-м уровнями генодрева,- Е.А.). Канон перемен раскрывает этот механизм… Трудность понимания «Книги перемен» - это трудность понимания относительности, понимания того, что относительность сама по себе не существует – она создается из абсолютности, мир реальный создан из мира абсолютного (на генодреве 0-й уровень – это абсолютное, единство, целое, а 1-й и последующие уровни – относительное, раздвоение единого,- Е.А.).

Современная физика понимает относительность как невозможность отличить одну инерциальную систему отсчета от другой. С точки зрения Канона перемен, относительность – это сама возможность существования бесконечного количества … систем отсчета (это и система:1-2-4-8-…, Е.А.). Разница не столь большая, но существенная: физика к о н с т а т и р у е т факт, Канон перемен о б ъ я с н я е т…

Прежде чем мы начнем разбираться с теорией, давайте вспомним суть вопросов, возникающих у синологов при изучении Канона перемен.

В первую очередь это вопросы, связанные с графической символикой Канона. Синологи трактуют эти символы как «образы» первооснов мироздания. Символы эти называют триграммами и гексаграммами. Триграмма – это символ, состоящий из трех черт двух видов, поэтому триграмм всего 8 (по количеству комбинаций). Гексаграмма – это символ, состоящий из двух триграмм …Что это за символы? Без ответа на этот вопрос рассуждать о теории перемен бессмысленно (к сожалению, автор не исследует всю систему Перемен: единое – монограммы – диаграммы и др., где на генодреве ФТС единое- логика и-и, монограммы – логика или-или, диаграммы – 2-х значная логика…,- Е.А.).

Триграммы, по теории Канона перемен, разделяются на мужские и женские, т.е. на противоположные. В чем смысл этого разделения? И по какому признаку это разделение происходит ? (на генодреве разделение происходит по признакам логики противоречий Я- не Я, где триграммы – 3-х значная логика,- Е.А.).

В Каноне перемен триграммы располагаются в двух круговых последовательностях. Одно расположение называется расположением в порядке Фу-Си («раннее небо» - до мирового порядка); другое - в порядке Вэнь-Вана («позднее небо» - мировой порядок). Современная синология пока не может понять ни смысла таких расположений, ни какую информацию эти расположения несут…”[11].

На генодреве ФТС процесс развития не круговой, а циклический, в основе которого лежит возвратно-поступательная спираль (на 3-м уровне- 1-5-2-6-3-7-4-8). Далее Дудоров исследует процессы развития на круговых схемах триграмм Фу-Си и Вэн-Вана и схемах Ло-Шу и Хе-Ту, основанных на 5-и частных пространственных структурах, не имеющих прямого отношения к триграммам и описываемым ими процессам циклического возвратно-поступательного развития.

Дудоров создает пространство из триграмм на основе пятичастной матрицы: огонь-дерево-вода-металл-земля, не понимая того, что триграммы мало связаны с направлениями пространства, они взаимосвязаны процессом развития с диаграммами и четырехграммами: «Давайте создадим модель пространства. Создадим ее в терминах Инь- Ян,,, Тем самым, между прочим создадим и модель материи (генодрево ФТС–модель единой сущности Ян-Инь, духа-материи,-Е.А.)…Дао–абсолютная точка отсчета … Если мы приняли за центр абсолютную точку отсчета, то и оси у нас тоже будут абсолютными, т.е. разными. Правое направление будет отличаться от левого, верхнее – от нижнего; и не важно, чем они отличаются, важно, что они противоположные. Тогда мы имеем шесть осей (а не три, как принято на Западе)… координаты каждого из восьми сегментов можно определить описателем – тремя черточками… После несложной работы мы увидим, что создали триграммы, все восемь штук … Каждая из них физически определяет трехмерный вектор пространства. Сумма всех векторов пространства, как и суммы противоположных пар векторов, равна нулю – равна Дао … Т.о., рассматривая трехмерное пространство в абсолютной системе координат Фу-Си, мы выяснили, что описание такого пространства возможно посредством восьми противоположно направленных векторов… который определяется неким символом – триграммой. Из этого следует: для того чтобы наше сознание имело возможность фиксировать абсолютные шесть направлений – верх-низ, юг-вевер, запад-восток, необходимо создать восемь векторов. Восемь, неких сущностей, по терминологии Канона перемен. Это очень важный и сильный вывод» [12].

Вывод не обоснованный уже тем, что автор в динамическую структуру монограмм-диаграмм- триграмм-гексаграмм, описывающую процессы развития, вкладывает статичную структуру пространства по сторонам света, искусственно накладывая на них векторы пространства.

Поэтому автор далее (см. его Рис 6), совмещая 8 триграмм и 6 направления пространства, вынужден на двух триграммах сделать примечание - «заметить оси координат невозможно».

Для обоснования своих выводов автор прибегает к малопонятной для большинства квантовой теории поля: “Само возникновение квантовой теории поля это «протест» реального устройства мира против ошибок, заложенных при создании фундаментальной непрерывной математики, вернее, «протест» против попытки ее применения за областью ее действия (что он сам и делает, объединяя динамику триграмм со статикой пространства,- Е.А.). В конечном счете это протест истины против нашего сознания. Мир не непрерывный, в отличие от математики, с помощью которой его пытаются описать (генодрево описывает единство прерывного и непрерывного, горизонтального и вертикального процессов развития,- Е.А.)…

Например, при реальном наличии четырех векторов мы бы жили в мире двух измерений. И пространство этого мира, для нашего сознания, выглядело бы так, как показано на Рис 5 слева (далее автор приводит Рис, где на плоскости при пересечении двух осей в 4-х квадратах показаны 4-е диаграммы, которые он называет двуграммами, которые здесь и далее никак не связаны с триграммами,- Е.А.)… Итак, в результате рассмотрения Канона перемен мы имеем схему непроявленного абсолютного мира Фу-Си, схему проявленного относительного мира Вэнь-Вана и схему генезиса Хэ-Ту, т.е. перехода одного состояния мира в другое. Картина полная, ни прибавить, ни убавить, поэтому в Каноне перемен вы не найдете других схем. Поэтому Канон перемен – прежде всего фундаментальная наука, а не шаманство” [13].

Наше исследование процессов развития в И ЦЗИНе, на основе структуры генодрева, включающей все его уровни: единое- монограммы- диаграммы- триграммы, показало, что система Фу-си отличается от системы Вэнь-Вана симметричностью и не симметричностью, не сколько относительно сторон света, сколько разной последовательностью взаимодействия элементов системы, включенных в процесс циклическо-кругового развития (подр. см. Рис 25 и 27, что не исследует Дудоров): «на уровне монограмм в ней заложен принцип единства и дуальности строения мира, а на уровне диаграмм, триграмм – различные принципы кругового циклического развития (см. Рис 25-30) Первый из них Рис. 26 показывает (4-х элементный 2-го уровня генодрева) цикл природного кругового развития, который начинается с восхода солнца на севере, рождения утра на востоке, его движения к зениту, его закату вечером на западе (осенью). Второй, показанный на рис. 30 (используемый в ФТС), имея такую же круговую последовательность развития, имеет совершенно другие взаимосвязи с высшим уровнем…Очевидно, через первый вариант развития можно отображать экономическое (иньское) развитие,

а через второй (яньский)-духовное. На 3-м ур. развития возможны три варианта циклического развития[14].

ant.jpg

Циклы Рис 3/25:1-2-3-4-5-6-7-8.

 

Циклы Рис 4/27:6-5-4-8-1-3-2-7.

ant1.jpg

 

Циклы Рис 5/29:1-5-2-6-3-7-4-8.

ant2.jpg

Если нумерация 3-го уровня элементов на всех рисунках (ИЦЗИНа и генодрева) будет идентичной, последовательной, сверху вниз (1-2-3-4-5-6-7-8), то последовательность элементов цикла процесса развития будет иной. Рис 3/25: 1-5-3-7-2-6-4-8. Рис 4/27: 1-5-8-4-7-3-2-6. Рис 5/29: 1-5-2-6-3-7-4-8. Элементы циклов: 1-5, 2-6, 3-7, 4-8 характерны для всех схем, но имеют различные сочетания и направления процесса развития. Циклы по Фу-Си оказались: симметричными относительно 2-го уровня (диаграмм) и разделенными на 3-м уровне (триграмм) на две равные части нечетные и четные (сверху нечетные, снизу – четные), что нарушило их последовательность. Циклы генодрева ФТС отличаются от Фу-Си полной симметричностью и циклической последовательности на 3-м уровне. Циклы Вэнь-Вана отличаются нарушением не только симметрии и последовательности циклов, но и изменением направления развития (подробнее [4]).

Наш системный анализ циклов развития по Фуси, Вэнь-Вану и ФТС показал, что они отображают природу не линейного (как в ДМ и МЛ), а циклического, эволюционно- инволюционного развития: «обнаружилось удивительное совпадение последовательности (закономерностей) эволютивно-инволютивного развития, отмеченного в древности еще Вэнь-Ваном и по генодреву ФТС: 1. Чжэнь (2) Гром – прибытие вождя, начало пробуждения …2. Сюнь (7)…» (далее см. в [4] c.177). Подробнее о процессе развития общества по ФТС (ниже доп. см. [4] генодрево Рис 47, 101).

Лукьянов А.Е., исследуя генетический код триграмм по Фуси и Вэнь-Вану, отмечая их общность – в круговом движении, и различия – в последовательности элементов, видит различия этих систем не только в круговом расположении 5-и элементов (влияния друг на друга), но и отсутствии горизонтально-вертикальной матрицы У Син в системе Фуси, чего не отличает Дудоров: «Каждая триграмма занимает позицию определенной стоны света, они выстраиваются по замкнутой окружности, но вокруг чего? Что удерживает их статистическое и динамическое равновесие? В центре нет никакого элемента, там остается пустота. В системе Фуси четвертая и пятая триграммы Чжэнь и Сюнь связаны через центр, но опять же там они не имеют никакой генетической опоры…. Возьмем на себя смелость и проявим этот центральный элемент матрицы «Перемен», назвав его условно вакуумным. Он не имеет никакого символического… обозначения…. Центральный элемент сразу же делает девятичастную матрицу триграмм полной, а ее прямой и диагональный кресты обретают опору… Вакуумный элемент делает их сопоставимыми с горизонтально-вертикальной матрицей … у син … Он добавляет системе триграмм еще одно свойство. Подобно тому, как это происходит в пятичастном кресте у син, например, в пятичастном кресте физических элементов Дерева-Огня-Земли-Металла-Воды, центральный элемент в системе триграмм дает возможность распрямить спираль по кругу» [15].

Видимо, поэтому в произвольных построениях Дудорова, появляются новые нестыковки, противоречия, первоэлементы, не имеющие материальности или духовности, выводы, что западное разделения мышления на дух-материю надуманно: «Первоэлемент – это взаимодействие двух триграмм, единичное событие для нашего сознания … Три первоэлемента: Дерево, Земля, Металл – это шесть пар двумерных векторов, образующих три пары взаимно перпендикулярных плоскостей или три пары двумерных систем координат. Можно сказать, что это три части, составляющие трехмерное пространство и материю в нем. Два первоэлемента: Огонь и Вода – не имеют материальности, они существуют в моменты, когда не существует ни одно из измерений. И все же в общей системе координат в цикле Вэнь-Вана им отведено свое место. Потому что наше сознание может фиксировать и нематериальность (интуиция, духовность). К тому же западное разделение мира на материальность и нематериальность несколько надумано» [16].

Первоэлементами в системе Перемен (ИЦЗИН) являются Ян – мужское, духовное начало и Инь- женское, материальное начало, объединенные в начале системы единством. Элементы 4-х стихий у древних – это второй уровень развития, или диаграммы по ИЦЗИНу (см. [4] Рис 17). Первоэлементы находятся в начале любой системы, а не на ее 3-м уровне – триграммах. Структура генодрева ФТС, объединяя (в синтезе) систему в единое целое (в ИЦЗИНе - ТАЙ ЦЗИ), - логикой И-И, разделяет (в анализе) первоэлементы: монограмм, - логикой Или-Или: дух (Ян, тезис) и материю (Инь, антитезис); диаграмм, - 2-х значной логикой, (4-е стихии и др.) и триграмм, - 3-х значной логикой. Т.о., генодрево ФТС соединяет в единую логическую систему не только анализ и синтез, дух и материю, но и западные и восточные учения, западный идеализм и материализм.

Древние китайские мыслители, как и современные ученые, понимают абсолютный (квантовый, непроявленный) мир только на уровнях УЦЗИ, ТАЙ ЦЗИ, Ян и Инь, - это 0-й и 1-й уровни генодрева ФТС (см. в [4] Рис 19, 33).

Дудоров, описывая шестнадцать векторов «несуществующих четырехграмм», пытается оперировать понятиями квантового мира на уровне триграмм (3-й ур. генодрева): «Свойство нашего мира, отвечающего за постоянство, уже известно и фундаментальной физике. В терминах релятивистской квантовой теории поля оно звучит так: «поговорим о знаменитой ТСР-теореме. Эту теорему легко понять, но трудно доказать. Для доказательства ТСР-теоремы требуется использовать релятивистскую квантовую теорию поля; все доказательства ТСР-теоремы очень сложны. Ее можно сформулировать несколько упрощенным образом. Произведение трех операций Т, С и Р коммутирует практически с любым мыслимым гамильтоном, т.е. [ЕСР,Н]=0. Другими словами, наш мир и мир, который получаем из нашего путем обращения по времени и путем преобразований пространственной четности и зарядовой четности, должны быть идентичны. Порядок операций не важен…» В этой теореме операции С и Р – пространственная и зарядовая четность, что аналогична операциям Фань и Дуй Канона перемен. Третья операция Т – это операция инверсии времени, т.е. замены Т на – Т. Доказательство этой теоремы в рамках Канона перемен не требует знания релятивистской квантовой теории поля, оно более общее и следует из постулата: Инь+Ян=Дао.

…при существовании шестнадцати векторов («четырехграмм») пространство имело бы восемь направлений, т.е. четыре измерения. Представить такое пространство невозможно по той причине, что не существует «четырехграмм» и поэтому не существует направления, куда провести четвертую ось, но теоретически такое пространство можно рассмотреть и понять его свойства…. Займитесь этим на досуге …

Абсолютная система координат не содержит относительности. Верх всегда верх, а низ всегда низ. …Это, конечно, слабый довод в пользу существования абсолютной системы, но так утверждает Канон перемен. Поэтому давайте пока в это просто поверим… Абсолют всегда находится в состоянии непроявленности. Расположение триграмм по Фу-Си наглядно это демонстрирует (как раз наоборот, т.к. триграммы- это уже проявленный мир,- Е.А.)» [17].

Выводы теоремы должны быть другими и как мы уже писали, говорящими о том, что абсолют находится в начале системы ИЦЗИН (и генодрева): Одно-единое = Ян + Инь (см. в [4] Рис 20, 33).

Если рассматривать И ЦЗИН как развитие симметричной системы от монограмм до гексаграмм (от 1-го до 6-го уровня генодрева), то должны существовать не только «четырехграммы», но и «пентаграммы», говорящие о том, что в мире существуют логики (пространства) не только одномерные (линия, плоскость,- 1-й ур. генодрева), двумерные (2-й ур. генодрева), трехмерные (-3-й ур. генодрева), но и 4-х мерные, 5-и мерные (см. в [4] Рис 24) и 6-и мерные.

Дудоров, говоря о трудностях понимания ИЦЗИНа, сам недооценил его сложность, которую трудно понять, используя старые методы познания. В симметрии противоположностей генодрева 4-х мерное пространство будет иметь одно измерение во времени, а 3-и –в пространстве, а 6-и мерное: 3-и измерения времени и 3-и пространства (о 3-х уровнях времени см. в [4] Рис 61,62,63).

В ФТС истину – единство тезиса и антитезиса (теории и практики, духа и материи, Ян и Инь), можно представить в виде триады: синтез-тезис-антитезис. Это говорит о том, что синтез истины требует осознания единство тезиса и антитезиса (духа и материи), - снятия «барьера» в сознании человека, созданного философиями идеализма и материализма (см. ранее).

Заречный М. ученый-физик, овладевший мистическим знанием, стремясь к познанию единства мира, свои исследования начинает с понимания истины и необходимости духовного развития личности, без которого невозможно преодоление «барьера» в сознании человека: «Восприятие Истины среднему человеку недоступно из-за схваченности его внимания всевозможными аттракторами и сопутствующими им ложными отождествлениями со своей низшей природой. Отсюда проистекает неразвитость более мощных, чем ум, структур восприятия и почти полная слепота и роботизированность. Отсюда и раскол внутри человека, и не понимание других …мистик может добавить: «решение вопроса о препятствиях возникнет как побочный эффект. Ты увидишь, как твой ум избавляется от всего, что было непонятно … и находит тысячи причин и уловок, чтобы не допустить новое в твою жизнь.… знай, что ты сам, т.е. все то ты о себе полагаешь, и есть главное препятствие. Вне ложных отождествлений ты уже Истина…Так что будьте совершенны» [18].

Доказательство взаимосвязи тезиса и антитезиса и наличие истины, синтеза духа и материи, он отождествляет на квантовом уровне доказательством мгновенной связи между частицами. Вначале исследуя ход экспериментов по прохождению электронов через две щели экрана, он приходит к выводу: “мы выяснили, что когда мы смотрим на электрон и фиксируем его состояние, то он проходит либо через одно отверстие, либо через другое. Суперпозиции этих состояний нет! А когда мы на него не смотрим, электрон одновременно проходит через две щели, и распределение частиц на экране совсем не такое, как тогда, когда мы на них смотрим! Выходит наблюдение как бы «вырывает» объект из совокупности неопределенных квантовых состояний и переводит его в проявленное, наблюдаемое, классическое состояние…в эксперименте подтверждены выводы теории декогеренции (декогеренция – процесс потери системой квантовых свойств и перехода из суперпозиционного квантового состояния в смешанное, который происходит в результате взаимодействия системы с окружающей средой. Суперпозиция- это не смесь двух классических состояний: немного одного, немного другого, это нелокальное состояние, в котором электрона нет. Лишь в ходе декогеренции, вызванной взаимодействием с окружением, экраном, электрон возникает в виде локального объекта. Состояние системы, когда реализуется только один из множества вариантов, в квантовой механике называют смешанным.,- Е.А.) о том, что в основе наблюдаемой реальности лежит нелокализованная и «невидимая» квантовая реальность, которая становится локализованной и «видимой» в ходе происходящего при взаимодействии обмена информацией и сопутствующей этому процессу фиксацией состояний… Сейчас мы рассмотрим эксперименты (по проходу фотонов через поляризованный экран,- Е.А.), говорящие о наличии мгновенной связи между частицами на таких расстояниях, когда между ними уже нет никакого взаимодействия (это может быть на 0-й ур. генодрева, единства тезиса и антитезиса,- Е.А.) … Известно, что фотоны, или кванты света, имеют такую характеристику, как поляризация, которая определяет направление колебаний электрического поля относительно направления движения фотона. … Эксперимент … показывает, что если проходит один фотон, то всегда проходит и другой. А если поглощается один, то всегда поглощается и второй. Т.е. один из фотонов пары непостижимым образом знает, что происходит со вторым фотоном!... Квантовая теория объясняет результат эксперимента поразительно просто и красиво: до измерения поляризации фотона, т.е. до прохождения фотоном анализатора, состояние поляризации существует в состоянии суперпозиции, их просто не существует как локальных характеристик частицы. А в ходе измерения анализатор выделяет из суперпозиции,,, либо одну компоненту, либо другую…Поляризация оказывается системным свойством, а не свойством отдельной частицы!”[19].

Т.о., можно сказать, что окружающая нас реальность: 1) целостная система, единства поля и частицы (духа и материи), имеющая свойство: 2) взаимосвязи всего со всем. 3) каждая частица микромира, не говоря уже о человеке, обладает определенным уровнем сознания (физический носитель- частота окружающего поля). 4) от уровня сознания, духовности (нравственности) человека зависит осознание им окружающей реальности.

Заречный, исходя из необходимости осознания целостности окружающего мира, стремления действовать и жить от целого, вне шизофренического разделения на части, пишет: “Современный человек, идя по пути техногенной цивилизации, вслед за Ф. Бэконом и другими философами Нового Времени, считает (материалистическое,- Е.А.) знание силой…Это совершенно неверно …Как говорил один мастер Дзен, «сколько бы рыба не плавала, она всегда остается в воде, сколько бы птица не летала, она всегда остается в воздухе». Та истина, которой владеет ум человека, является простой информированностью…Высший уровень человеческого Сознания характеризуется сознанием Сознания самого себя… состояния единства между собой и миром … Искал я Бога на небе и на земле, в церкви и книгах. А нашел я Бога в себе (Августин Блаженный)”[20].

Универсальная логика структуры генодрева ФТС, построенная на основе комбинации ритмов прогрессии 1-2-4-8-…, позволяет рассматривать логику познания, развития как единый, целостно-динамический, ступенчатый процесс, последовательно идущий (по горизонтали и вертикали) в 4-х направлениях: анализа (логики «или-или») и синтеза (логики «и-и»), тезиса и антитезиса (абстрактного и конкретного, духовного и материального). В ФТС универсальная логика процессов познания и развития отображает целостность процессов как в познания, так и в развитии любых систем.

Генодрево ФТС - система иерархий: горизонтальной (1-2-4-8-…) и вертикальной (1-2, 1-2,3-4; 1-5,2-6,3-7,4-8 и т.д.), отражает целостность циклическо-спирального процесса развития. На генодреве развития сфер общества ([4] Рис 47) прослеживается возвратно-поступательное развитие сфер общества в процессах эволюции, основанное на приоритете нравственности (духовности, культуры), преемственности прошлого опыта, синтезе нового и старого. На генодреве логики развития морали и идеологий ([4] Рис 101) показаны не только приоритет в развитии морали и взаимосвязи ее видов, но и иерархия уровней развития морали в идеологиях от феодализма до капитализма, социализма и высоко-духовного свободно-демократического общества будущего, которое может заслужить названия коммунизма.

Современная философия, основанная на логике Или-Или, отрицая системный синтез, без объединения всех видов знания в системное целое, - единство духовного (нравственного) и материального, социального и культурного, не сможет стать наукой, способной вывести современное человечество из кризиса выживания, и решить проблемы интолерантности и терроризма.

Говорунов А.В., рассматривая пределы толерантности в диалоге культур, в целом пришел к верным, но не полным, узким выводам, исключающем понимание важности духовности и приоритетов нравственности: «При всей привлекательности диалогической модели взаимодействия культур все же приходится признать, что подобное взаимодействие редко бывает равновесным и равноправным, всегда какая-то сторона (в данном случае - новоевропейская культура) оказывается более энергичной и «сильной». Исход такого взаимодействия диктуется логикой процесса признания, так ярко описанного еще Гегелем в «Феноменологии духа»[21].

Гегель, как и Платон, признавая формой нравственности - справедливость государства, считает право сильного обманом, в философии (культуре) - признание - освобождение от односторонних форм и признание важности ее духовного содержания (т.е. нравственности): «Платон на вопрос, что такое справедливость в себе и для себя, с истинным пониманием дела, поскольку он всю природу духа рассматривал с точки зрения права духа, считал возможным ответить только в объективной форме справедливости, именно в устройстве государства как нравственной жизни … внешнее признание права отделяется от его ценности и значение придается лишь этому внешнему признанию, между тем как само право терпит ущерб. Отсюда возникает нарушение права и смысле обмана … сохранения формального отношения с упразднением содержания … философия определяется как познание необходимости содержания абсолютного представления… необходимости обеих его форм … Это познавание является, т.о., признанием этого содержания и его формы и освобождением от односторонности форм, возвышением их до абсолютной формы, самое себя определяющей как содержание» [22].

Круглова Н.В., рассматривая проблемы толерантности и интолерантности, видит возможность их решения, в основном, чем через самовоспитание: «вопрос о повседневной терпимости актуален, терпимость и управляема и изменяема, как свободной волей субъекта терпимости (самовоспитание, самоограничение, самодисциплина), так и правилами поведения, принятыми в социуме» [23].

Колесников А.С., наиболее глубоко анализирующий проблемы толерантности, на основе идей арабского мыслителя А. Рихани, основанных на единстве рационального и мистического- «восточного» видения мира и духовно-коммуналистическом поиске правды, приводит его слова о необходимости поиска новой этики: «Новая этика должна позволить человечеству чувствовать себя совершенным … Она должна оценить принятие подлинного «Я» как целого, охватывая подсознательное так же, как сознательное. Интеграция личности на индивидуальном уровне становится метафорой для интеграции человечества на социальном уровне» [24].

Наши исследования с помощью метода генодрева ФТС, процессов эволюции и инволюции, взаимодействия философии, идеологии (религии), культуры, систем: воспитания и самовоспитания, управления и экономики, привели к более широким выводам. Разрешение проблем интолерантности и религиозного терроризма возможно только созданием единого нравственного мировоззрения, идеологии, морали (видимо, наиболее оптимальный его вариант – третий путь развития, синтез идеализма и материализма, или духовно-нравственное развитие ДМ и идеологии марксизма): «1) для прекращения метания государства от одной крайности (идеологии) к другой, ведущих к отставанию или задержкам в развитии, в первую очередь, должна быть выработана единая философия, отражающая целостность окружающего двуединого мира, своими принципами не только единства духа и материи, но и приоритета духовного, морали над материальным; 2) для гармонического сопряжения всех сфер общества и перехода на эволюционный процесс прогрессивного развития все сферы общества, включая идеологию и религию, должны опираться на единую философию, идеологию и мораль; 3) при приходе к власти узкой религиозной или светской идеологии (на основе философий идеализма или материализма) неизбежна деградация общества, государства и общественной морали (подробнее ниже).

Таким образом, важнейшим элементом (сферой) общества является единая философия и мораль (в древних цивилизациях Руссов, Индии, Египта и Китая была Единая Доктрина, единое знание, религия и мораль), в основе которой должен лежать принцип целостности мира и единства первоначал духа и материи, а не односторонностей идеализма или материализма, правящих идеологий или религий….

В наше время, когда человечество находится в глобальном духовно-нравственном и экологическом кризисе, ставящем проблему его выживания, у него еще даже нет общепринятой единой философии и идеологии, которая могла бы указать выход из него, что неизбежно ведет к его дальнейшей деградации и неотвратимости исчезновения.

Системный анализ генодрева взаимосвязи сфер общества в процессе развития (см. в [4] Рис 47, 101) показывает, что если ранее эволюцией развития человечества управляли цели духовной эволюции, определяемые: древней философией единства духовного и материального, средствами достижения которых была свобода развития человека, основанная на общественных нормах морали (сегодня – сферы ускоряющие эволюцию: единое мировоззрение, мораль; социальной справедливости; науки и культуры), то сегодня эти цели нам указывают низшее сферы общества - сферы экономики, политики, идеологии силы и религии власть имущих, что закономерно приводит его к необратимой деградации. …

Сегодняшние цели власть имущих - подавление социальных свобод, духовного творчества масс осуществляются через зомбирование индивида ложными идеалами (разрабатываемыми корпорациями РК и др. в США): частных, экономических свобод, мещанского потребительства, гедонизма, религиозных ценностей, не имеющих социально-нравственной ориентации, бездуховными СМИ внедряемыми при попустительстве государства западными «демократиями» [25].

Литература:

 

1. Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М. Инсан. 1993, с 10-45.

2. Капра Ф. Дао физики. М. София. 2002, с 150,164.

3. Арманд А.Д. Два в одном. М. ЛКИ, 2007, с 320.

4. Антонович Е.Н. Третий путь развития. ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с.

5. Антонович Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности. Научный журнал Общесто-Среда-Развитие. СПб. № 2-2008.

6. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

7. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. журнал Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.

8. Антонович Е.Н. статьи в интернете:1) Логика синтеза, включенного третьего- основа познания. 2) Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого и многого, духовного и материального. http://www.dialog21.ru.

9. Гегель для начинающих. пер. с англ. Харламова Л.В. Р-на Дону. Феникс. 1998, с 86.

10. Успенский П. Психология возможной эволюции человека…. СПб. Комплект. 1995, с 81.

11. Дудоров О.Е. Основы теории перемен. И ЦЗИН. М. Флинта. 2003, с 12-15.

12. Дудоров О., там же, с 23-36.

13. Дудоров О., там же, с 33-60.

14. Антонович. Е.Н. Третий путь…, с 172-174.

15. Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М. Инсан. 1993. С 111-112.

16. Дудоров О., там же, с 52-54.

17. Дудоров О., там же, с 33- 38.

18. Заречный М. Квантово-мистическая картина мира. Структура реальности и путь человека. (Квантовая магия). СПб. Весь. 2007, с 30-31.

19. Заречный М., там же, с 22-36.

20. Заречный М., там же, c 113-163.

21. Говорунов А.В. Пределы толерантности. Толерантность и интолерантность в современном обществе: общее и различное. Материалы международной научно-практической конференции. СПбГУ, 2006, с41-51.

22. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. ч.3. Философия духа. М. АН ИФ. ИПЛ. 1956, с 288, 299, 353.

23. Круглова Н.В. Современный субъект терпимости: возможный портрет. Материалы международной конференции, там же, с 93.

24. Колесников А.С. Диалог и толерантность в философии Амина Ар-Рихани., там же, с 82.

25. Антонович Е.Н. Религии и идеологии, основанные на узком знании, не обеспечивают толерантности и целостности общества. http://www.dialog21.ru