Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи автора в Библиотеке сайта

Написать автору статьи

e-mail: antonpet14@yandex.ru

 

 

Статья 24

Антонович Е.Н.

 

МЕТАФИЗИКА ДУХА-МАТЕРИИ, ЕДИНОГО-МНОГОГО В ДИАЛЕКТИКЕ ИЦЗИНа – ФТС

(философии триединого синтеза)

 

 

Одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности …

темное и светлое начала – это два конца, но и само темное начало делится на темное и

светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала

(Чжу Си)

Истинно бесконечное есть единство самого себя и конечного, и такое единство и есть

категория, лежащая в основании философии, … Природа должна быть рассмотрена как

система ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой …метод философии

есть в одно и то же время синтетический и аналитический

(Гегель)

Материализм Маркса не открывает законов эволюции общества и не является центром

тяжести истории … Классовая борьба – это не причина эволюции общества. Классовая

борьба - это болезнь, которая возникает, когда происходит эволюция общества

(Сунь Ятсен)

 

Аннотация: Предлагается универсальный, системно-диалектический, структурно-логический метод генодрева ФТС формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, основанная на единстве: синтеза и анализа (единого-многого), тезиса и антитезиса (духа и материи), дает системное понимание взаимосвязи принципов монизма и плюрализма, духа и материи, идеализма и материализма, для обеспечения процессов эволюционной устойчивости развития общества.

Ключевые слова: синтез-тезис-антитезис-анализ, дух, поле, материя, противоположности, единство, генодрево, эволюция, инволюция, теория, практика, система, принцип, познание.

 

Мировоззренческие противоречия, основанные на различных философских постулатах (принципах) проявляются в социальной практике различных общественных идеологий (религий). Это утверждение подтверждается всей историей развития человечества и любого общества. Особенно актуальными и заметными эти противоречия стали в наше время. Безнравственно-либеральная идеология запада, более системно использующая все виды знаний (теорию Бжезинского и др.), победила в идеологической войне узко догматический диалектический материализм (ДМ) - идеологию бюрократического социализма (СССР).

Сегодня либеральная идеология США, победив в новой идеологической войне Россию, и развязав гражданскую войну на Украине, через экономические санкции имеет своей целью добиться разрушения России. Большинство политиков и ученых предлагают выход России из кризиса и зависимости от запада через развитие собственного производства и экономики, но без изменения (совершенствования) идеологии.

Например, Глазьев С.Ю. на основе религиозной идеологии, изжившей себя, нравственных заповедей Всевышнего (которые сегодня большинство не знает и не соблюдает), главным направлением развития России предлагает подрыв идеологического лидерства США: "Это идеологическое доминирование создает характерный для сверхсилы образ непогрешимости, на который опираются американцы для манипулирования сознанием противника … Подрыв идеологического лидерства США является ключевым направлением борьбы с американской агрессией … это резко снизит эффективность американской политики "мягкой силы", без которой не будут работать и методы военно-политического принуждения.

Оспорить идеологическое лидерство США в навязываемой ими системе ценностей невозможно … Подорвать идеологическое доминирование США можно только путем ниспровержения лежащей в его основании системы ценностей … Поставить предел этому произволу можно только на основании более высокой системы ценностей, ограничивающей свободу человеческой воли. Выше воли человека могут быть только объективные законы мироздания, познаваемые рациональным мышлением, и установленные Всевышним нравственные заповеди, признаваемы религиозным сознанием. Первые устанавливаются на основе научной парадигмы устойчивого развития, вторые должны приниматься за аксиомы в системе глобального законотворчества … нужно изменить сам миропорядок – ввести абсолютные ограничения на произвол как человеческой личности, так и любых человеческих общностей, включая государства и их объединения. Тем самым будетликвидировано само основание существования сверхсилы, угрожающей безопасности человечества.

Идеологическим основанием для нового миропорядка может стать концепция социально-консервативного синтеза, объединяющая систему ценностей мировых религий с достижениями социального государства и научной парадигмой устойчивого развития … для этого фундаментальная ценность человеческой личности и равенства прав всех людей вне зависимости от их вероисповедания, национальной, классовой … принадлежности должна быть признана всеми конфессиями. Основанием для этого, во всяком случае, в монотеистических религиях, является понимание единства Бога … необходимо выработать правовые формы участия конфессий в общественном жизнеустройстве и разрешении социальных конфликтов" [1].

Глазьев, дав объективный анализ проблемы, не сумел его выразить в системном синтезе. Его интуитивные выводы, в основном верные, без системного метода познания, в главной цели, во-первых, противоречат друг другу: "оспорить идеологическое лидерство США в … системе ценностей невозможно … Подорвать идеологическое доминирование США можно только путем ниспровержения лежащей в его основании системы ценностей".

Во-вторых, в России по конституции нет правящей нравственной идеологии, опора государства на религию, без опоры на социальность, не может привести к желаемой цели. За более чем 2000 лет религиозная мораль уже показала свою несостоятельность,- сегодня большинство человечества до сих пор еще не научилось соблюдать нормы морали.

В-третьих, привести к синтезу цели всех наук и религий и внедрить в правящие идеологии, понимание единства нравственного и социального, не говоря уже о единстве свободы и морали в либеральной идеологии, без научно-философского метода синтеза духовного и материального начал (ценностей) невозможно. ДМ, идеология марксизма-ленинизма (МЛ) и КПСС, имея сильную систему воспитания и образования (СВО) и власть не сумели этого сделать.

Сегодня существует множество определений идеологии (И), мало чем отличающихся от советского: "И.- система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских", не обладающих системной целостностью. Мы на основе структурно-логического метода генодрева ФТС даем "метафизическое" определение И (динамического единства духа и материи, единого и многого). И – практическое воплощение в жизнь общества философского социально-нравственного мировоззрения, объединяющего в системно взаимосвязанное целое: экономику и систему управления, с приоритетом системы самоуправления (ССУ) перед бюрократией (БСУ), сферу культуры, с СВО и сферу общественной морали (вместе с ССУ составляющими основу гражданского общества), с приоритетом морали над всеми сферами (Рис 47 [2]).

Поэтому России, не обладающей социально-нравственной идеологией, необходимо создание нравственного мировоззрения и метода познания, синтезирующего в единое целое положительные стороны (ценности): идеализма и материализма, науки и религии, социализма и капитализма. Этим методом, кроме ФТС, в древности отчасти обладали философии синтеза духовного и материального начал: на Востоке, в Индии- Веды, в Китае – Дао, ИЦЗИН; на Западе - третий путь развития – конвергенции, широко известная, но она ранее отрицалась ДМ в СССР, а сегодня – западной либеральной идеологией.

Наши предложения исходят из системного синтеза восточного (ИЦЗИН) и западного подходов, древнего и современного знания, идеализма и материализма (третьего пути развития),- метода многоуровневого структурно-логического генодрева ФТС ([2,3,4,5,6]).

Сунь Ятсен, синтезируя восточный и западный подходы, создал идеологию Датун, востребованную современным Китаем. Мы считаем, что китайский "Датун", включенный в программу КПК, на основе учения Сунь Ятсена, имеет ряд недоработок (подробнее ниже). Чтобы их правильно понять необходимо ознакомиться с основами ИЦЗИНа и ФТС.

ИЦЗИН – древнекитайская двоичная система счисления, или Книга Перемен, основана на диалектике философии перемен (Ей более 3500 лет, по другим источникам - 9000 лет. Создателем комбинаторной диалектики древних, двоичной системы ИЦЗИН считается Фу Си -1600 г. до н.э. Древние китайцы рассматривали Вселенную, как динамическое единство двух начал: Ян и Инь (духовного и материального, подвижного и неизменного), управляемую вечными переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции (УЦЗИ - ничто) к проявлению (ТАЙЦЗИ – одно-единое) и обратно. Китайские мыслители видели в генезисе смены Ян и Инь (духовного и материального), не только единство двойственности: изменчивости и постоянства, но и универсальный, многоуровневый процесс познания и развития всех явлений от природы до общества, психики человека. Однако, большинство китаеведов поверхностно, по-дилетантски, подойдя к исследованию сложностей теории Перемен, не сумев соединить дух и материю (и отделить мистику от реалий), так и не познали существо ее метода (Приложение 1).

Структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта. В философии за Ян древние китайцы приняли Небо духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новых Ян и Инь), а последние, после накладывания сверху новых черт превращаются в восемь триграмм. Это- универсальное, отображение взаимодействия частей целого в процессах развития.

На генодреве ФТС (симметричном графе, универсальной системе: монограмм – диаграмм – триграмм -… ИЦЗИНа) универсальный процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух, волновые свойства материи) и антитезиса (материя, корпускулярные свойства материи). На основе принципа дополнительности- корпускулярно-волнового дуализма (логики и-и): духовное должно иметь воплощением материальность, а изменчивость- постоянство, и наоборот.

Диалектический процесс развития генодрева ФТС (Рис 1/34), основанный на вертикали логики системы противоречий (метафизики структурно-дуалистического монизма): тезис-антитезис (дух-материя, Я-неЯ, левополушарное – правополушарное мышление), направляет развитие познания по горизонтали: синтез-анализ (единство-множество), образуя формулу: синтез-тезис-антитезис-анализ. Два направления познания: синтез-тезис-антитезис, антитезис-тезис-анализ требуют единства анализа и синтеза, теории и практики. Единство ДЛ и ФЛ требует единства 4-х видов логик: дедукции-индукции, аналогии-измерения (Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ).

Мы выделяем 8 принципов многомерной диалектической логики ФТС (Приложение 2). Генодрево ФТС – метод единства диалектических принципов, процессов познания, развития, на основе аксиомы целостности мира, имеет 8 вытекающих из него, взаимосвязанных структурно-логических принципов и 8 следствий (Приложение 3).

Система познания метода гендрева ФТС, созданная на основе логики метода познания (Рис 1/34), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([2] Рис 49); 2) взаимосвязанной системы основных категорий философии ([2] Рис 65); 3) структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей системы: уровня, ступени, подсистемы, элемента. В системе познания мы выделяем взаимосвязанные логикой структуры генодрева принципы: целостности (логика и-и); двойственности (логика или-или), циклически-ступенчатого (спирального) развития и др., которые разделяется на генетические принципы: - структурности; - иерархичности; - первичного анализа; вертикального синтеза и анализа; системного анализа; системного синтеза.

Идеологии КПСС-ЕР в СССР-России, основанные на односторонних принципах ДМ, за 75 лет (1917 - 1993гг) своей власти, значительно зависели от мнения лидеров партии и государства: Ленин-Сталин-Хрущев-Брежнев-Горбачев-Ельцин. Видимо, виной тому были первые принципы ДМ - борьбы противоположностей и логики или-или. Возможно, поэтому, эти лидеры, отрицая преемственность в развитии, придя к власти, проводили в жизнь противоположные идеи (включая вынос тела предшественника из Мавзолея).

В отличие от КПСС-ЕР, идеология КПК, имея в Уставе принцип научности развития с "китайской спецификой", ядром которой были древние принципы Книги Перемен, сумела сохранить преемственность (после критики ошибок Мао Цзедуна его Мавзолей цел). Идеология КПК органично впитавшая в себя идеи марксизма и принципы Книги Перемен, начиналась идеями Сунь Ятсена (1866-1925), на их базе свершилась демократическая революция 1911-14гг., ими дышат реформы в современном Китае. Создание общества "Великой Гармонии" – "Датун", сегодня стало официальной целью КПК.

Идеологи КПК критиковали Сунь Ятсена за его понимание закона дуалистического монизма- единства противоположностей: изменчивости (Ян) и постоянства (Инь), революции (скачков) и эволюции (прогресса): "Сунь Ятсен выступал против реформаторства Кан Ювэея, который занимая позиции вульгарного эволюциониста, считал, что в обществе могут быть произведены лишь "постепенные реформы" … это ошибочное учение "противоречит универсальному закону эволюции" … Сунь Ятсен утверждает, что в эволюционном развитии истории общества бывают "стремительные скачки" и "стремительный прогресс"…Сунь Ятсен … подошел к диалектическому истолкованию отношений между эволюцией истории общества и революцией, … вскрыл диалектические отношения между национальной революцией, ведущей к народовластию, политической революцией и социальной революцией"([7], с 518-519).

Мы, исследовали многоуровневый процесс диалектики развития общества, условия его прогресса, исходя из единства, двойственности и взаимодополнении процессов революции и эволюции. Революция и эволюция могут иметь прогрессивные (духовно-нравственные, социальные) или регрессивные (узко меркантильные) цели (всего 4): революция:-прогрессивная,-регрессивная; эволюция:–прогрессивная,-регрессивная. Н-р, революция: 1917г. в начале, имея социально-культурные цели развития общества, без необходимого уровня морали большинства, в процессе эволюции, через коррупцию БСУ перешла в регресс, усилившийся после 1991г.

Нами построено генодрево ([2] Рис 94) единства прогрессивной революции и прогрессивной (духовно-нравственной) эволюции. 1-й ур.: единое – революция (материальное начало, антитезис) – эволюция (духовное начало, тезис). На 2-м ур. генодрева общество имеет 4-е взаимодействующих ступени прогресса: 1) политико-экономическая революция; 2) социально-управленческая революция (цель создание новой системы управления, повышающей уровень социальной справедливости с приоритетами общественной морали перед индивидуальной); 3) культурно-воспитательная эволюция (цель – на основе общественной морали, воспитание нового человека – социально активной, нравственной личности); 4) духовно-нравственная эволюция личности (осознанная нравственность, самовоспитание и самосовершенствование человека).

Однако, наши исследования, на основе диалектики единства противоположностей (логики и-и): духа-материи, эволюции-революции, статьи на эту тему, не заинтересовали СМИ. Статьи пока "опубликованы" в интернете на сайтах РФО, ФК СПб и автора (см. литературу).

Ряд исследователей современной китайской модернизации, видимо, исходя из логики или-или и плюрализма мнений, отрицает не только исходные принципы философии Дао (единство Ян и Инь, изменчивости и постоянства), но и единство: новации (модернизации) и традиции, революции и эволюции, как в самой китайской философии, так и в современном знании: "Западнаяпервичная модернизация "вышла" не из западных научных принципов или принципа целерациональности … Точно так же и китайская модернизация догоняющего типа (или "вторичная модернизация") не может быть выведена из древних китайских философских принципов … Основная сложность … состоит в том, что в истории китайской мысли наличествует разнонаправленные тенденции в понимании того, как на судьбах модернизации сказывается наличие по меньшей мере двух влиятельных мыслительных парадигм. Одна из них акцентирует ценности устойчивости, стабильности, постоянства, а другая – непостоянства, изменчивости, диалектики взаимопереходов … Представители первой линии подчеркивают, что в онтологическом смысле культура-вэнь суть упорядоченность … Все, что упорядоченности противостоит и тем более существующий порядок вещей разрушает, есть альтернатива культуре и традиции. В этом - трудность, осложняющая китайцам само принятие идеи модернизации … Другая линия традиционно связана с метафизической и-цзиновской диалектикой постоянно и циклически меняющегося мир, и с шуцзиновским символизмом пяти первоэлементов у син (пяти фаз). В них, полагают философы, заключен архетип китайского отношения к трансформациям как метаморфозам сущего, во вселенском круговороте которых … участвует и цивилизация-вэнь, воплотившая мироустроительные принципы той или иной "фазы" (дерево-огонь-почва-металл-вода)"([8], с 69-72).

Западное мышление и ДМ под метафизикой понимали "антидиалектическое одностороннее мышление, где вещи и явления рассматривались неизменными и независимыми друг от друга, без внутреннего противоречия- источника развития". Мы считаем, что метафизика ИЦЗИНа, и генодрева ФТС, шире и глубже ДМ, что позволяет рассматривать в диалектическом монизме не только единство духовного и материального, изменяющегося (Ян) и постоянного (Инь), но и единого и многого в циклических процессах развития. Почти все китайские философы, начиная с Лао-цзы, придерживались в ИЦЗИНе диалектическо-метафизических принципов единства духа и материи, монизма и дуализма, взаимопревращения противоречий, как основы развития.

Чжан Цзай говорил: "Если нет двух, не может появится одно; если не может появиться одно, то прекращается действие двух". Это означает, что без противоположностей нет единого, при отсутствии единого прекращается взаимодействие противоположностей" ([7], с 317).

Как поясняет Ван Фуджи, "Взаимодействие – это взаимопроникновение двух видов частиц и нахождение их друг в друге, что вызывает движение" ([7], с 403).

Мао Цзедун понимал диалектику светлого-темного (духа-материи), монизма-дуализма в метафизике целого: "Монизм существовал с древнейших времен, дуализм также существовал с древнейших времен. Это и есть метафизика и диалектика, В древности в Китае говорили: "Одно темное и одно светлое начало называется "дао". Не может существовать только темное начало без светлого или же только светлое без темного. Это дуализм, возникший в древности" ([7], с 138).

Мы уже ранее подчеркивали, что двойственные начала Ян и Инь в ИЦЗИНе отражают в себе динамическое (всеобщее) единство (дуалистический монизм,- логика и-и) не только мужского (духовного) и женского (материального) начал, но и изменяющегося и неизменного. В процессах развития (эволюции и инволюции) духовное и материальное, Ян и Инь (изменяющееся и постоянное), в свою очередь делятся на новые Ян и Инь, образуя двоичную структуру, циклически развивающихся противоречий: 1-2-4-8-… (в ИЦЗИНе: единое-монограммы-диаграммы-триграммы…, в ФТС – генодрево). Эта двойственная по вертикали и горизонтали структура развития трудна для понимания западному, односторонне-линейному мышлению, заданному логикой Аристотеля (или-или,-исключения противоречий). Движущей силой развития общества является непрерывное взаимодействие духовных и материальных сфер. Приоритет духовного направляет развитие в сторону эволюции (духовной и материальной), а приоритет материального – инволюции (духовной и материальной).([2] Рис 47, 66).

В ИЦЗИНе процессы развития, на базе логики и-и, основаны на взаимодействиимежду собой изменчивости (Ян) и постоянства (Инь). Мы считаем, что именно поэтому, идеи модернизации в Китае оказались востребованными и так быстро воплощенными в жизнь.

Лукьянов А.Е., в отличие от Девятова, утверждает, что ИЦЗИН построен не на пятичастной матрице, отражающей только материальные процессы, а на полной восьмичастной - метафизической, дающей единство и взаимосвязи духовного и материального: "Спираль Дао преобразуется в "женскую" горизонтальную спираль, состоящую из 64-х элементов. Только это и означает высказанное выше положение о том, что пятичастная матрица культуры Дао заменилась на восьмичастную … Отныне восьмичастная система стала выполнять роль генетического архетипа культуры Дао и именно на ее основе в переходный исторический период была воздвигнута система "И цзин"…У син … формула генетического кода культуры Дао. Но она, во-первых, не полная …Во-вторых, она … просто срисованас древних источников и если приводится в учебной литературе …, то как некая дань древности. В-третьих, она моделирует только физическую основу, а духовная и идеальная пентасистемы отсутствуют"([9], с13,139).

Лукьянов А.Е. дает описание взаимосвязей 4-х стихий по Гераклиту, Филону (Алекс-му) и др.: "У Гераклита фигурируют общие для всей древнегреческой философии четыре из пяти физических элементов: Земля-Вода-Воздух-Огонь …по вертикали одна над другой … Филон … Путь в гору начинается с земли: расплавляясь земля превращается в воду, вода, испаряясь,- в воздух, разрежаясь в огонь; угасая, огонь осаждается в воздух, воздух через сжатие осаждается в воду, а избыток воды путем сгущения превращается в землю" ([10], с 134-135) .

Пятичастное разделение стихий, связанное с пространственными сторонами света исходит из горизонтально-вертикальной дифференциации материальной природы в древнем Китае по "Хуайнаньцзы": "Текст иллюстрирует распределение стихий по сторонам света…выражает стороны света …под сущностью стихий. Охваченная вращательным движением циклов инь и ян эта горизонтальная система замыкается в круг…развертывается в генетическую спираль… Дерево-Огонь-Земля-Металл-Вода …По Аристотелю же, хотя космос один … составлен из пяти миров: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Пятой субстанции –эфиру присуще круговое вращение от природы…Любое объемное тело, замечает Плутарх…образуется на основе числа четыре: точка соответствует единице, линия–числу два, движение линии в ширину образует поверхность тела в трех измерениях, т.е. соответствует числу три, высота, добавленная к этим трем измерениям, формирует тело из 4-х измерений и соответствует числу четыре"([10],с 34-52).

Можно считать, что на Рис 1/34: О-й ур. (1) – точка; 1-й ур. (2 элемента) – прямая (с 2-я направлениями движения); 0-1 ур. (1-2) – плоскость; 2-й ур. (4 элемента) – объемное тело.

В ИЦЗИНе - УЦЗИ – бесконечность, ничто ([2] Рис 19). Бесконечность или нуль в степени 0 (0-й ур. генодрева) = 1 (ТАЙЦЗИ,- первичное единство, состояние всего сущего). Если, за первые (0-1) ур. принять 3-и элемента времени (1-2: настоящее-будущее-прошлое, см. [2] Рис 61), то 2-й ур. может отражать 4-е категории пространства ([2] Рис 60) или 4-е его направления (где 5-й элемент, подвижный центр вращения- ось генодрева).

Проект "Датун", включенный в программу КПК, на основе не достаточно развитого учения Сунь Ятсена, исходя из целостной философии Перемен, имеет ряд неточностей и недоработок: "Современное руководство Китая точно знает, что оскудение китайской мечты и духовная пустота неминуемо ведут к потере "Мандата Неба" на правление. Но, являясь наследниками великого прошлого, в котором существует множество подсказок, оно взялось за сложнейшую задачу: сформировать условия для поворота исторического процесса Китая в сторону общества идеального состояния – датун… "Потеря Дао – Пути Неба, гармонизирующего участников и окружающий мир вокруг,- не образное выражение, фиксирующее отход от выработанного курса, изменение или отказ от той или иной политики. В момент отката общества с уже достигнутых позиций происходит самое страшное – общество пересматривает систему морально-этических ценностей (в СССР-России это сделало не общество, а правящая верхушка БСУ,- Е.А.). Исходя из посыла, что при данных условиях эти ценности не сработали, значит, они не верны, общество бросается в поиск тех ценностей, того содержания, которое позволит обществу построить лучшее, более крепкое здание. И зачастую общество в своем поиске уходит далеко от исконных ценностей нации, идет за ложными ориентирами. Такой процесс происходит и в Китае, и в России. Идеи социалистического общества в одном государстве не были воплощены, в другом, из-за перерождения верхушки власти, от нее отказались директивно. Но и тут, и там проблема явна и четко понимаема специалистами – в обществе размываются основы морали и этики, нет ограничений, нет сдерживающих факторов: уже два поколения в КНР растут в обстановке погони за прибылью, за богатством. Если третье поколение вырастет в этом ключе, все, что составляло гордость и культурную самобытность этноса, будет потеряно, будет обменено на материальные фетиши либерализма. Поэтому срочность в привнесении новой мечты, изменение сознания, особенно важна … Старая социалистическая система морально-этических ценностей в Китае разрушена, новой системе еще только предстоит сформироваться" [11].

Авторы вышеприведенной статьи, хотя и без детализации процесса взаимодействия сфер общества, но в целом, достаточно верно, только на основе сравнения понятий идеологий: сяокан - датун, оценили причины гибели социализма в СССР, и возможные перспективы поражения социализма в Китае.

Отношения: дао-датун-сяокан, отражает только общие и упрощенные связи первых двух уровней генодрева (триады), подробностей взаимодействия сфер общества в процессе духовного развития- эволюции общества, она не способна отражать.

Сунь Ятсен, отрицая материализм Маркса, кроме борьбы классов, выделял только социальные проблемы, но это только духовная часть от материального начала, видимо, поэтому ему приписывали как материалистические, так и идеалистические взгляды на эволюцию природы: "Взгляд Маркса, считавшего материальную жизнь центром тяжести истории, не верен, центром тяжести истории являются социальные проблемы, а среди социальных проблем центральной является проблема существования …Классовая борьба – это не причина эволюции общества. Классовая борьба - это болезнь, которая возникает, когда происходит эволюция общества … принцип народно благосостояния включает в себя социальные проблемы"([7], с 524-525).

Построим генодево эволюции общества, отражающей значимость системы понятий, не только материальной эволюции: классовая борьба- социальные проблемы, но и духовной. 1-й ур. Генодрева: тезис- духовная эволюция (причина); антитезис – материальная эволюция (следствие). 2-й ур.: 1) уровни развития: общественного мировоззрения, морали, 2) культуры общества (проблемы которой решает система воспитания и образования); 3) социальная справедливость (проблемы которой решаются системой управления: ССУ-БСУ), 4) классовая, экономическая борьба (начало, двигатель материальной эволюции). Процесс эволюции общества происходит в обратном порядке, его начало - экономическая и классовая борьба, а завершение – подъем уровня культуры и морали общества (ошибка ДМ и МЛ– отрицание важности духовности и морали в эволюции общества).

Сунь Ятсен верно подметил, что классовая борьба, отражающая материальные условия развития общества, не причина эволюции общества, но он эту мысль не развил. Причина находится в уровне развития общественного мировоззрения, морали общества, которые дают духовные основания для начала процесса материальной эволюции (следствия).

Поэтому исходя из научной системы управления развитием обществом, мы считаем, что основой перехода к реальному социализму служат два фактора: 1) разработка норм морали и нравственной идеологии на основе приоритета общественной морали перед индивидуальной; 2) создание нравственной системы воспитания и образования, способной воспитать нового нравственного человека. Поэтому нами на генодреве ([2] Рис 94) выделен процесс снятия- перелома сознания от индивидуальной к общественной морали. Только новая нравственная личность, возглавив все системы управления (БСУ и ССУ), способна избавив общество от коррупции (свойственной СУ с БСУ, без ССУ), привести его к реальному социализму и духовно-нравственному коммунизму (подр. об ур. морали, нравственности при взаимодействии сфер общества см. ст. на сайте РФО [9] и Рис 47 [2]).

Исходя из этих требований необходимости приоритетов духовной эволюции, как второго этапа экономическо-социальной революции, следует сделать выводы: если общественная мораль не будет создана и новый человек за два поколения не будет воспитан, то общество будет обречено заменить идеалы на противоположные. В СССР этот процесс произошел точно на третьем поколении (1917-1991). Для Китая – этот период может завершиться в ближайшем будущем (1949-2024).

В статье, выставленной на сайте РФО (ст. №20) мы делаем выводы для РФ, совпадающие с выводами авторов статьи в ЭФГ: Для сохранения устойчивого гармоничного (эволюционного) развития общества – обеспечения приоритета духовных сфер над материальными, Россия должна отказаться от либеральной идеологии и мирным путем, на основе референдума, перейти на идеологию конвергенции, синтеза нравственности и свободы, общественного и частного, социализма и капитализма,- нравственного социализма с широкой системой самоуправления, сочетающего преимущества плановой экономики и рынка. Этот путь уже обеспечил Китаю экономическое лидерство в мире. Только так Россия, синтезируя в одно целое идеологии марксизма и либерализма, на основе идей конвергенции (третьего пути развития) может достичь идеологического лидерства в мире.

Но, к сожалению, ни большинство философов, ни лидеры власть имущих, сегодня не понимают важности идеей и выводов многоуровневой структурно-логической диалектики ФТС, единства духовного и материального, идеализма и материализма, единого и многого (монизма и плюрализма), развивающих учение древней Книги Перемен.

 

Приложение 1.

Исследование теории Перемен Лукьянова А.Е. - "Дао "Книги Перемен".

 

В отличие от большинства китаеведов, Лукьянов А.Е. исследовал генетику "Книги Перемен", более глубоко и системно, от двоичного кода "ян-инь" до структурно-генетических циклов Книги Перемен. Доктор философии Махадео Сах Сварнкар в предисловии к монографии Книги Перемен дал такую характеристику исследований Лукьянова: "А. Е. Лукьянов взял такой ракурс исследования, который демистифицирует "Книгу Перемен", очищает ее от обывательского дилетанства и ученых спекуляций".

Исследуя геометрию узора Перемен, Лукьянов, как и ФТС, отмечает взаимосвязи духовного и материального начал в прогрессии: 1-2-4-8-…: "Дихотомическая сегментация Великого Предела в виде геометрической прогрессии 1-2-4-8-,,,64 выражает общий принцип вырастания эмбрионального одного-единого через числовые математические и органические стадии в спиральный организм Дао. Двоичный код небесной тройки и земной двойки отображает генерацию Дао со стороны взаимодействия женской четной (материальной,- Е.А.) и мужской нечетной (духовной,- Е.А.) числовых последовательностей … Двоичный код тройки и пятерки воспроизводит объемную генерацию упорядоченных смыслов Дао в физических узорах, образуемых числовыми циклами, и в идеальных образах, создаваемых пределами циклических счислений … Тройка в этом двоичном коде символизирует трехуровневую вертикаль – Земля – Центр (Человек,- Е.А.)- Небо, пятерка – горизонталь четырех сторон света и Центра … число "Перемен" не есть какая-то абстрактная величина … Оно есть живое органическое число, насквозь телесное, духовное и идеальное, а тело, дух и идея "Перемен" насквозь есть числовая генетическая сущность. И потому гармония Дао состоит не просто из геометрических и арифметических пропорций и прогрессий, а из телесных, духовных и идеальных прогрессий и пропорций … Если в спиралях "Перемен" мы обратимся к природному организму, то обнаружим экологические гармонические пропорции, а если обратимся к государственной системе, то получим социологические и … экономические и политические пропорции" ([9]. c 72-73).

Лукьянов, исходя из древнего понимания познания, как единства субъекта и объекта (в ФТС этот принцип воплощен в логике синтеза и-и, исходного начала генодрева), критикует современное познание, как расщепление знания (основанного на формальной логике или-или): "Познание культуры Дао отличается от того, что мы сегодня понимаем под познанием. Как, например, познается природа? Нынешний цивилизованный "царь природы", вооруженный ломом, огнем, лазером, атомом и т.д., плит, режет, сверлит и жжет природу, так сказать, экспериментирует, клещами вырывает из нее живую плоть, умерщвляет ее, а затем начинает расщеплять и разлагать. То, что он узнает при этом, он называет знанием, а процесс умерщвления и расщепления – познанием … В его познавательной практике субъект и объект разделены. Природный объект выступает как непознанное. Природный объект выступает как непознанное, а человек, вооруженный орудиями труда (и познания,- Е.А.) ломает его и тем познает природу и самого себя, "человека ломающего".

Вот этот привычный нам механизм познания и проецируется сегодня на познание древним человеком культуры Дао. В современных исследованиях читатель тут и там встретит постулирование Дао в качестве чего-то непознанного и рациональными средствами непознаваемого как для древнего, так и для современного человека … Современный исследователь протаскивает Дао в его текстовых переводных определениях (путь, закон, учение, логос, бог) по современным философским дисциплинам – теории познания, логике, лингвистике, социологии, а также религии, … и получает Дао "непознаваемое", "алогичное" … "тайное", т.е. не укладывающееся в схемы формальной логики и мало похожее даже на религию цивилизованного человека … В отличие от современного, у древнего человека вместо "ломовых" орудий и методов познания используется изоморфная космосу живая модель "Перемен". Это канал генетической связи человека с культурой Дао поднебесной. Человек врастает в него своим телом, духом и сознанием в ритмах инь-ян проходит все круги спирали Дао. В этом лоне он последовательно повторяет космогенез Дао и сам насквозь становится Дао, в космических масштабах соединяя в себе объект познания, субъект познания и метод познания" ([9], с 77-78).

К сожалению, догматизм мышления, свойственный многим современным ученым, со степенями, не позволяет им понять единство не только субъекта и объекта (духа и материи), но и единого и многого в методе генетики процессов развития – генодрева ФТС (например, в СПб в одном из философских СМИ автору поставили условие публикации статьи в исключении самого понятия генодрева).

Понимание Лукьяновым Дао книги Перемен с первого шага (единство ян-инь) во многом перекликается с методом генодрева ФТС, основанного на единстве (синтезе) тезиса-антитезиса (духа-материи), единого-многого: "В системе "Перемен" диада инь-ян образуется на первом шаге генетической сегментации эмбриона "Великого Предела" и сохраняется впоследствии во всех ее звеньях. Настроенная на вселенско-космические ритмы инь-ян, диада инь-ян "Великого Предела" ничего не выпускает из своего генетического кода и не пропускает в себя никакой "ложной" генетической информации извне. Перекодировка в культуре Дао каких-либо физических, духовных или идеальных элементов на уровне диады инь-ян полностью исключена. На третьем шаге генетической сегментации "Великого Предела" складывается восемь триад (Рис 2/20). Это гармоническая генетическая матрица перемен культуры Дао, в которой кодируется гармония Дао тьмы вещей … На шестом шаге сегментации "Великого предела" из генетического сопряжения восьми триграмм вырастает спираль 64 гексаэлементов … спираль 64 гексаграмм" ([9]. с 81).

Рис  20

 

Приложение 2.

Принципы многоуровневой диалектической логики ФТС (Рис 1/34).

Мы выделяем 9 принципов логики ФТС, необходимо выводимых друг из друга противоречий, понятий, образующих механизм (метод) мышления - генодрево ФТС:

1) единство духовного и материального, абстрактного и конкретного, где единство: теории и практики – истина, цель познания; тезиса и антитезиса - логика И-И– основа процессов познания; 2) развитие, анализ – процесс последовательного раздвоения единого, начало процесса познания, на основе прогрессии: 2-4-8-…, соответствует логике борьбы противоположностей (Или-Или);

3) триединства: синтез-тезис-антитезис, образуемого из первых двух уровней генодрева: 0-1;

4) системного единства анализа и синтеза, с приоритетом синтеза в познании;

5) единство процессов развития (истории) и логики;

6) единство индукции и дедукции, одномерной логики и аналогии;

7) единство опыта и предметно-образных представлений, логических понятий и идей.

8) единство противоположностей на 2-м и 3-м уровне генодрева соответствует двумерной (двухслойной) и трехмерной (трехслойной) логикам, где возникают внутренние (2-х и 3-х слойные) противоречия 4-х (22) и 8-и (23) элементов системы логики;

9) единство философий, учений монизма и плюрализма, вытекающих из целого: монизм (логика синтеза И-И) – дуализм: идеализм-материализм (логика разделения или-или, где тезис и антитезис могут образовать синтез-триединство) – тетризм (2-х значная логика, в ИЦЗИНе – 4 образца диаграмм) – октавизм (3-х значная логика, в ИЦЗИНе – 8 символов триграмм).

В отличие от ДЛ ДМ, мы в ФТС, рассматриваем не 4-е известные логические операции (отрицание, рефлексия, отрицание-отрицания, снятие), а 9 логических операций: 1) горизонтальный синтез (рефлексия), 2) горизонтальный анализ, 3) утверждение (развитие) тезиса (++), 4) отрицание тезиса (+-), 5) отрицание антитезиса (-+), 6) развитие (утверждение) антитезиса - -), 7) вертикальный синтез (снятие), 8) системный анализ (процесс раздвоения единого: 1-2-4-8-…), 9) системный синтез (процесс объединения частей, уровней в целостную систему: …-4-2-1).

Т.о., можно сделать выводы, раскрывающие недостатки логик философий идеализма и ДМ, идеологий либерализма и марксизма: 1) логика целостности, синтеза И-И (и взаимосвязи всего со всем) лежит в основе единства и целостности процессов развития природы, общества и мышления; 2) логика анализа Или-Или - основа разделения, борьбы противоположностей; 3) идеология либерализма, политики США - плюрализм - часть монизма, не обладая логикой единства (И-И) мышления, служит целям разрушения общества; 4) 4-е закона формальной логики (тождества, исключения: противоречий, третьего и достаточного основания), основанные на логике Или-Или, не дают целостности знания; 5) 4-е закона логики ДМ (К. Маркса), не дающие приоритет логике синтеза, являются частными случаями высшей диалектической логики ФТС.

 

Приложение 3.

Принципы многоуровнево-структурного познания ([2] Рис 49).

Исходя из универсальной структуры генодрева, через раздвоение субстанции целого - 1.1. Аксиомы (принципа) целостности двойственного мира: духа и материи и всеобщей взаимосвязи явлений, всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей, получаем 8 следствий и 8 принципов.

8 следствий аксиомы 1.1.: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух, дополняющих друг друга начал, отражающее принцип диалектического монизма, единства: духа и материи. 2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство находятся во взаимодействии друг с другом. 3. Взаимодействие идеальных и материальных объектов, понятий осуществляется через категории движения, изменения, которое в равной мере свойственны не только материальному, но и духовному началу. 4. Условие развития (движения, изменения) – разность потенциалов тезиса и антитезиса (духа и материи). Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала). 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и иерархично, циклично (ритмично) и спирально, одновременно происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса), в объемном плане составляя расширяющийся и сужающийся конус. 6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к части, многому. Двойственность процесса познания требует обратного движения сознания от анализа к системному синтезу. 7. Цикличность ритмов развития неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного в другое. 8. Мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве.7 принципов:

1.2. Генетической, иерархической взаимосвязи противоположностей тезиса и антитезиса (дающий начало процессам развития при асимметрии, активизации одного из начал). 1.3. Двойственности направлений процесса развития (эволюции и инволюции). 1.4. Множественности и цикличности (ритмичности) процессов развития. 1.5. Отмирания старого, разрушения (инволюции материального начала). 1.6. Восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания (эволюции материального начала). 1.7. Преемственности в развитии, сохранения старого в новом, материального в духовном (инволюции духовного начала, первичного синтеза). 1.8. Создания высшего уровня единства (эволюции духовного начала, системного синтеза 2-х направлений).

 

Литература:

1. Глазьев С.Ю. Как не проиграть в войне. ч.2. kazachestvu.ru.

2. Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., (можно скачать книгу: www.universusmetod.ru).

3. Антонович Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности. Научный журнал Общество-Среда-Развитие. СПб. № 2-2008.

4. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

5. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. ж. Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.

6. Антонович Е.Н. статьи в интернете: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого и многого, духовного и материального. Противоречия как диалектический процесс развития общества и др.. http://www.dialog21.ru.

7. История китайской философии, М. Прогресс. 1989, с 518-519.

8. Мигунов Н.И. Китайская модернизация и постконфуцианская концепция "добавочного значения ценностей". Вестник РФО. №2-2015, с 69-72.

9. Лукьянов А.Е. Дао "Книги Перемен". М. Инсан. 1993, с 13, 139.

10. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М. Инсан. 1992, с 134-135.

11. Девятов А., Регентов Д., Сакральная сторона китайской политики. Экономическая и философская газета № 3-4 2014.

 

 

 

 

К началу страницы