|
Агошкова Е.Б., Новосёлов М.М. Принцип интервальности в научном познании Агошкова
Е.Б., Новосёлов М.М. Принцип интервальности в научном познании // Материалы
VI Российского философского конгресса. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского
ун-та. 2012. Т. 1. С. 321 (секция «Философия и методология науки»; Т. 2. С.
79 – 80 (секция «Теория познания»). Перед
сообществом методологов из века в век ставится вопрос: завершился ли процесс
совершенствования и выработки философских оснований науки? Можно ли говорить
об исчерпывающей гносеологической схеме науки? Однако,
методологическая тема не может быть в принципе завершена. За
последние сто лет объект познания менялся как в сторону глубинных явлений
материи, так и в сторону сложно организованных объектов. При этом сам собою
возникал вопрос о полноте охвата методами и критериями всех актов
познавательного процесса. Поиск белых пятен в гносеологии и методологии
науки стал насущной задачей. Итогом
явилось создание двух фундаментальных направлений в методологии – системного
подхода к объектам познания и интервального подхода к полученному
знанию. Сформулированный
Кантом «принцип систематического единства» был развёрнут первым направлением
с позиций современной науки, что привело к методологии, опирающейся на
собственный понятийный каркас с
ключевым понятием «система». Второе
направление решало проблему ограниченности и одновременно универсальности
научных теорий. Анализ процесса познания подсказывал, что современная
методология науки всё ещё не в состоянии дать достаточное объяснение
поставленных выше проблем. Новый методологический аппарат их объяснения и
составляет сущность интервального подхода. Как и в первом направлении,
новизна его тематики отражена в понятийном каркасе, где ключевым является
понятие интервала абстракции, адекватно отражающее идею
семантической полноты научных теорий и одновременной их «замкнутости в
границах». Этот вопрос на сегодня является главным вопросом философии
науки. Авторы
надеются, что восполнение названными принципами пробелов в методологии науки
позволит подойти вплотную к созданию более полной гносеологической схемы научного
познания. Агошкова
Е.Б. Категория «система» в современном мышлении
//Вопросы философии. М., 2009. № 4. С.57 – 71. Новосёлов
М.М. Абстракция в лабиринтах познания. М. Идея-Пресс.
2010. |
|
|